Нарушения письма. Как помочь ребенку?

Устранение дисграфии программаВ статье дается алгоритм работы на каждом занятии по развитию произвольности (осмысленности) речи, то есть языкового анализа и синтеза.

Нарушения письма

Причины и проявления дисграфии и дизорфографии у младших школьников разные. Общее одно: недостаточная произвольность (осмысленность) речи. В чем это выражается?

При нормальном интеллекте и довольно хорошей бытовой речи, ребенок, например, не понимает, что «столб» и «столбы» — одно и тоже слово, а «столб» и «столбик» — разные. На просьбу придумать предложение со словом «бежать», слышишь: — Я быстро побежал. (Не улавливают значение приставки). Со словом «красненький»: — Красное яблоко. Назови слово со звуком [ш]: — Красная Шапочка.

Ребенок не может найти «главные слова» в предложении, установить связь слов в нем, «посчитать» предложения и тому подобное.

Все это говорит о недостаточной сформированности понятий «звук», «слово», «предложение», лексических, грамматических, морфологических обобщений. Речь ребенка в этом плане как бы «отстает» от возраста (класса), а правило дается тогда, когда способность его усвоить в языке созрела.

Вот и растут проблемы, как снежный ком.

Как помочь ребенку?

Для того, чтобы ускорить формирование произвольности речи, на каждом коррекционном занятии уделяю 10-15 минут ее развитию. Не подменяя собой логопеда или репетитора, эти упражнения могут выполнять и родители. Ребенок будет лучше усваивать программу и точно не будет неуспевающим.

В помощь можно приобрести в любом книжном магазине пособия «Фонетической разбор слова», «Разбор слова по составу», «Разбор предложений» О.Д.Ушаковой.

План работы:

  1. Составление схемы слова (фонетический разбор).
  2. Придумывание и анализ предложения с этим словом.
  3. Подбор родственных слов.
  4. Разбор слова по составу.

Описание работы.

1. Составление схемы слова.

Языковые обобщения формируются на основе фонематического слуха, поэтому фонетический разбор, когда слово уже написано, не дает результата: все звуки в слове ребенок должен услышать, поэтому сначала составляется схема слова, а потом оно подписывается.

Дальше уже можно делать фонетический разбор слова как в школе.

Обычно предлагаю ребенку назвать любое слово, какой хочет. Иногда ограничиваю:

- Вспомни и назови слово — действие (глагол). Что ты любишь делать? — Играть (Слово – живой предмет, слово – признак, слово с заданным звуком.)

На примере слова «играть»:

- Произнеси слово медленно, по частям (в каждой части один изолированный или 2 звука (слияние согласный+гласный (СГ)).

Изолированный звук – точка, Слияние – дуга.

И Г РА ТЬ

- Напиши в воздухе (точка, точка, дуга, точка).

- Нарисуй в тетради. Наметь точки внутри дуги: услышал 2 звука, поставь 2 точки.

- Сколько всего звуков в слове?

- Какие гласные звуки «живут» в этом слове? Назови их по порядку и обозначь на схеме. (И А)

- Поставь ударение. «Позови» слово издалека.

- Раздели слово на слоги. Отхлопай на гласный звук.

- Какие мягкие согласные звуки есть в слове? (-ТЬ) На котором по счету месте?

- Расскажи об этом звуке: согласный, мягкий, глухой. Докажи, что он глухой согласный. Обозначь на схеме.

Аналогично с твердыми согласными. Обычно для обозначения мягкого согласного используем зеленый цвет, а твердого – синий.

Зеленый цвет «подсказывает», что гласную после этого согласного нужно брать с нижнего ряда или использовать мягкий знак.

Звонкие согласные на схеме – незакрашенные кружки, глухие – закрашенные. Два согласных рядом «сигнализируют» об опасности:

- Как писать? Нет ли здесь орфограммы?

Например:

  • ДОРОЖКА (оглушение)
  • СБЕЖАЛ (озвончение)
  • КОЧКА КОНЧИК
  • СЪЕХАЛ
  • СЕМЬЯ

- Подпиши слово. Сколько в нем букв? Слогов? Звуков?

2. Придумывание и анализ предложения.

- Как ты думаешь: играть, играю, играл, играем – это одно и то же слово или разные слова? — Одно и то же, так как действие одно и то же.

- Придумай предложение с этим словом. Например, ребенок придумал: «Я играю». С помощью вопросов дополняем предложение: Во что ты играешь? Когда? Где? С кем? И т.д. Например: Я играл в футбол в спортивном лагере.

- Сколько слов в предложении? Назови первое, второе и т.д. Какие «маленькие» слова (предлоги) есть в этом предложении? Можно устно придумать несколько предложений с предлогом [в]. Например: Ручка лежит в пенале, а конфеты в кармане. Я люблю играть в мяч.

- Запиши предложение. Диктуй вслух по частям.

- О ком в нем говорится? Обо мне.

- Значит главное слово (подлежащие) – Я.

- Что о тебе говорится? Что ты делал? — Играл — это второе главное слово (сказуемое)

- Играл во что? – В футбол.

- Когда? – Летом

- Где? – В лагере.

- В каком лагере? – В спортивном

Постепенно, от занятия к занятию, подвожу ребенка к умению самостоятельно задавать вопросы.

3. Подбор родственных слов.

- Какие еще слова «живут» со словом «играть» в одной семье? Подбери родственные слова.

Помогаю ребенку с помощью вопросов:

- Играем, а если недолго, чуть-чуть по… Поиграем

- Музыка только начала играть: за… Заиграла

- Когда ходят – ходьба, когда бегают – бег, а когда играют? — Игра

- Надоело играть, значит ты уже на… Наигрался

- Когда бегаешь, ты бегающий, когда болеешь – болеющий, а когда играешь? Играющий

- Приставка для игры какая? Игровая

- Котенок любит играть. Он какой? Игривый

- Участники игры. Они кто? Игроки

Сначала подобранные слова записываю сама. Главное, чтобы ребенок услышал группу одинаковых звуков, понял, что слова близки по смыслу.

Показываю группу одинаковых букв (корень) в написанных словах.

4. Разбор слова по составу.

Берем удобное слово, где есть приставка, корень, суффикс, окончание: ПОИГРАЮ. Записываем. Сначала ищем окончание:

- Давай поизменяем слово:

  • Я поиграю.
  • Мы поиграем.
  • Они поиграют.
  • Ты поиграешь (записать).

- Какая часть слова изменилась? – Ю. — Это окончание.

- Для чего оно нужно? Для связи слов между собой в предложении.

- Выдели окончание.

- Часть слова без окончания – основа. Выдели.

- Корень мы уже знаем (подбирали родственные слова). Выдели корень. – ИГР

- Теперь приставка – это часть слова перед корнем. – ПО

- Зачем она нужна? — Для образования новых слов.

- Между корнем и окончанием суффикс. — А.

- Выдели его. Для чего он нужен? — Для образования новых слов.

- Найди приставку и суффикс в подобранных родственных словах.

Постепенно приходит понимание, что приставки, корни и суффиксы с одинаковым значением писать надо одинаково (единообразно).

Результатом описанной работы являются сформированные лексические, грамматические и морфологические обобщения.

Произвольность речи – залог хорошей успеваемости и по окончании занятий с логопедом.

Соболева Н.В.,
учитель-логопед высшей кв. категории

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дисграфия Метки: ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.