В статье дается алгоритм работы на каждом занятии по развитию произвольности (осмысленности) речи, то есть языкового анализа и синтеза.
Нарушения письма
Причины и проявления дисграфии и дизорфографии у младших школьников разные. Общее одно: недостаточная произвольность (осмысленность) речи. В чем это выражается?
При нормальном интеллекте и довольно хорошей бытовой речи, ребенок, например, не понимает, что «столб» и «столбы» — одно и тоже слово, а «столб» и «столбик» — разные. На просьбу придумать предложение со словом «бежать», слышишь: — Я быстро побежал. (Не улавливают значение приставки). Со словом «красненький»: — Красное яблоко. Назови слово со звуком [ш]: — Красная Шапочка.
Ребенок не может найти «главные слова» в предложении, установить связь слов в нем, «посчитать» предложения и тому подобное.
Все это говорит о недостаточной сформированности понятий «звук», «слово», «предложение», лексических, грамматических, морфологических обобщений. Речь ребенка в этом плане как бы «отстает» от возраста (класса), а правило дается тогда, когда способность его усвоить в языке созрела.
Вот и растут проблемы, как снежный ком.
Как помочь ребенку?
Для того, чтобы ускорить формирование произвольности речи, на каждом коррекционном занятии уделяю 10-15 минут ее развитию. Не подменяя собой логопеда или репетитора, эти упражнения могут выполнять и родители. Ребенок будет лучше усваивать программу и точно не будет неуспевающим.
В помощь можно приобрести в любом книжном магазине пособия «Фонетической разбор слова», «Разбор слова по составу», «Разбор предложений» О.Д.Ушаковой.
План работы:
- Составление схемы слова (фонетический разбор).
- Придумывание и анализ предложения с этим словом.
- Подбор родственных слов.
- Разбор слова по составу.
Описание работы.
1. Составление схемы слова.
Языковые обобщения формируются на основе фонематического слуха, поэтому фонетический разбор, когда слово уже написано, не дает результата: все звуки в слове ребенок должен услышать, поэтому сначала составляется схема слова, а потом оно подписывается.
Дальше уже можно делать фонетический разбор слова как в школе.
Обычно предлагаю ребенку назвать любое слово, какой хочет. Иногда ограничиваю:
- Вспомни и назови слово — действие (глагол). Что ты любишь делать? — Играть (Слово – живой предмет, слово – признак, слово с заданным звуком.)
На примере слова «играть»:
- Произнеси слово медленно, по частям (в каждой части один изолированный или 2 звука (слияние согласный+гласный (СГ)).
Изолированный звук – точка, Слияние – дуга.
И Г РА ТЬ
- Напиши в воздухе (точка, точка, дуга, точка).
- Нарисуй в тетради. Наметь точки внутри дуги: услышал 2 звука, поставь 2 точки.
- Сколько всего звуков в слове?
- Какие гласные звуки «живут» в этом слове? Назови их по порядку и обозначь на схеме. (И А)
- Поставь ударение. «Позови» слово издалека.
- Раздели слово на слоги. Отхлопай на гласный звук.
- Какие мягкие согласные звуки есть в слове? (-ТЬ) На котором по счету месте?
- Расскажи об этом звуке: согласный, мягкий, глухой. Докажи, что он глухой согласный. Обозначь на схеме.
Аналогично с твердыми согласными. Обычно для обозначения мягкого согласного используем зеленый цвет, а твердого – синий.
Зеленый цвет «подсказывает», что гласную после этого согласного нужно брать с нижнего ряда или использовать мягкий знак.
Звонкие согласные на схеме – незакрашенные кружки, глухие – закрашенные. Два согласных рядом «сигнализируют» об опасности:
- Как писать? Нет ли здесь орфограммы?
Например:
- ДОРОЖКА (оглушение)
- СБЕЖАЛ (озвончение)
- КОЧКА КОНЧИК
- СЪЕХАЛ
- СЕМЬЯ
- Подпиши слово. Сколько в нем букв? Слогов? Звуков?
2. Придумывание и анализ предложения.
- Как ты думаешь: играть, играю, играл, играем – это одно и то же слово или разные слова? — Одно и то же, так как действие одно и то же.
- Придумай предложение с этим словом. Например, ребенок придумал: «Я играю». С помощью вопросов дополняем предложение: Во что ты играешь? Когда? Где? С кем? И т.д. Например: Я играл в футбол в спортивном лагере.
- Сколько слов в предложении? Назови первое, второе и т.д. Какие «маленькие» слова (предлоги) есть в этом предложении? Можно устно придумать несколько предложений с предлогом [в]. Например: Ручка лежит в пенале, а конфеты в кармане. Я люблю играть в мяч.
- Запиши предложение. Диктуй вслух по частям.
- О ком в нем говорится? Обо мне.
- Значит главное слово (подлежащие) – Я.
- Что о тебе говорится? Что ты делал? — Играл — это второе главное слово (сказуемое)
- Играл во что? – В футбол.
- Когда? – Летом
- Где? – В лагере.
- В каком лагере? – В спортивном
Постепенно, от занятия к занятию, подвожу ребенка к умению самостоятельно задавать вопросы.
3. Подбор родственных слов.
- Какие еще слова «живут» со словом «играть» в одной семье? Подбери родственные слова.
Помогаю ребенку с помощью вопросов:
- Играем, а если недолго, чуть-чуть по… Поиграем
- Музыка только начала играть: за… Заиграла
- Когда ходят – ходьба, когда бегают – бег, а когда играют? — Игра
- Надоело играть, значит ты уже на… Наигрался
- Когда бегаешь, ты бегающий, когда болеешь – болеющий, а когда играешь? Играющий
- Приставка для игры какая? Игровая
- Котенок любит играть. Он какой? Игривый
- Участники игры. Они кто? Игроки
Сначала подобранные слова записываю сама. Главное, чтобы ребенок услышал группу одинаковых звуков, понял, что слова близки по смыслу.
Показываю группу одинаковых букв (корень) в написанных словах.
4. Разбор слова по составу.
Берем удобное слово, где есть приставка, корень, суффикс, окончание: ПОИГРАЮ. Записываем. Сначала ищем окончание:
- Давай поизменяем слово:
- Я поиграю.
- Мы поиграем.
- Они поиграют.
- Ты поиграешь (записать).
- Какая часть слова изменилась? – Ю. — Это окончание.
- Для чего оно нужно? Для связи слов между собой в предложении.
- Выдели окончание.
- Часть слова без окончания – основа. Выдели.
- Корень мы уже знаем (подбирали родственные слова). Выдели корень. – ИГР
- Теперь приставка – это часть слова перед корнем. – ПО
- Зачем она нужна? — Для образования новых слов.
- Между корнем и окончанием суффикс. — А.
- Выдели его. Для чего он нужен? — Для образования новых слов.
- Найди приставку и суффикс в подобранных родственных словах.
Постепенно приходит понимание, что приставки, корни и суффиксы с одинаковым значением писать надо одинаково (единообразно).
Результатом описанной работы являются сформированные лексические, грамматические и морфологические обобщения.
Произвольность речи – залог хорошей успеваемости и по окончании занятий с логопедом.
Соболева Н.В.,
учитель-логопед высшей кв. категории