Понятие о родовой принадлежности, практическое употребление падежных окончаний единственного и множественного числа существительных, правильное употребление предлогов легко формировать через настольные игры: «Лото», «Домино», «Парочки», «Чего не стало?».
В игре участвуют несколько детей, уровень развития речи у всех разный. Речь детей с более высоким уровнем развития грамматического строя речи благотворно влияет на речь детей с выраженными речевыми недостатками.
Роль ведущего во время игры «лото» сначала выполняет педагог, а затем сами дети. Игры можно подобрать по лексическим темам, что служит уточнению, расширению и активизации словарного запаса.
Настольная игра «Лото»
Ведущий: Чья лиса?
Игрок: Моя лиса (И.п). Я закрываю лису (В.п) лисой (Т.п).
Ведущий: Чей бобер?
Игрок: Мой бобер (И.п). Я закрываю бобра (В.п) другим бобром (Т.п).
В безударной позиции:
Ведущий: Чей волк?
Игрок: Мой домик (И.п). Я закрываю волка (В.п) волк[ам] (Т.п).
Ведущий: Чья белка?
Игрок: Моя белка (И.п). Я закрываю белку (В.п) другой белк[ай] (Т.п).
Игру «Лото» можно проводить и по другим правилам. Здесь уже отрабатывается практическое употребление предлога «на» и только окончания Винительного падежа:
Ведущий: Чья лиса?
Игрок: Моя лиса. Я кладу лису на лису.
… волка на волка.
Настольная игра «Домино»
В игре «Домино» удобно отрабатывать падежные окончания Винительного и Дательного падежей.
Например: Я кладу лису к лисе. Я кладу домик к домику.
Здесь же отрабатывается практическое употребление предлога [к].
Настольная игра «Парочки»
В игре «Парочки» удобно отрабатывать практическое употребление Винительного падежа и окончаний множественного числа существительных.
Игрок: Я нашел жука и жука. У меня жуки. Парочка получилась.
Игрок: Я нашел козу и козу. У меня козы. Парочка получилась.
Настольная игра «Чего не стало?»
Окончание Родительного падежа существительных удобно отрабатывать в игре «Чего не стало?». В этой игре формируется понятие «ряд», необходимое для фонематического анализа.
Какая картинка первая? … последняя?
Покажи вторую картинку.
Например:
- Кого не стало? Лисы.
- Кого не стало? Кота.
Во всех этих настольных играх развивается фонематический слух. Даже если ребенок не удерживает слоговую структуру слова, этого не надо требовать, главное, чтобы он правильно произнес окончания:
- белку белк[ай],
- домик домик[ам],
- лису лисой,
- кладу собаку к собак[и], змею к зме[йэ],
- нет дома (кота лисы белки).
Как видите, развитие фонематического слуха тесно связано с формированием грамматических обобщений.
Во время проведения настольных игр удобно автоматизировать правильное произношение звуков, их дифференциацию. Здесь подбирается материал, насыщенный отрабатываемыми звуками.
Соболева Наталья Владимировна,
логопед,
ГБДОУ №73 Кировского района,
г. Санкт Петербург