Непосредственно образовательная деятельность: Коммуникация

НОД, Коммуникация (1-я младшая логопедическая группа для детей с задержкой речевого развития), конец II периода обучения.

Тема: «Утёнок Кря и его друзья. Звуки [К]-[К’]».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Активизировать и уточнять произношение звуков [К]-[К’] в открытых слогах и словах(утёнок, утка, котёнок, Катя, картинки, кис-кис, кря-кря, купаться).
- Дифференциация звуков [К]-[К’] на слух и в произношении.
- Закреплять умение понимать вопросы (Что это? Что делает? В чём? Где? и т.д.) и отвечать на них с помощью доступных вербальных и невербальных средств.
- Закреплять понимание конструкций с предлогом НА.
- Закреплять умение ориентироваться в сюжете простой картины, понимать вопросы, отвечать на них с помощью доступных коммуникативно-речевых средств.
- Закреплять умение передавать содержание части картины с помощью простой фразы.
- Закреплять умение воспринимать инструкцию взрослого.

Коррекционно-развивающие: развитие слухового восприятия, зрительного внимания, целостного зрительного восприятия, мелкой моторики, развитие координации голоса, артикуляции, дыхания, развитие речемыслительной деятельности, развитие общения и совместной деятельности со взрослым.

Коррекционно-воспитывающие: формирование познавательной мотивации, положительных эмоций, умения действовать рядом со взрослым и сверстниками.

Развивающая среда:

- Знакомое детям пространство группы.
- Значимый взрослый — учитель-логопед.
- Материалы для демонстрации:
игрушки: Утёнок Кря, Мама-утка, Лягушонок Ква.
домик для куклы Кати и Котёнка
кукла Катя, игрушечный Котёнок
корзиночка для шариков
картинка «Кошка и котята» (Нищева Н.В. Нищева Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада, СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004)
- Раздаточные материалы (по количеству детей):
разрезные картинки: комплект из двух частей;
массажные шарики;
резиновые утята;
полотенца;
1 таз с водой.

Форма совместной деятельности: подгрупповая (с организацией индивидуального и дифференцированного подхода).

Ход совместной деятельности:

I. Организационный момент.

«Утёнок Кря потерялся»

«Это – Утенок Кря».
«Кто это?» (Реакция и ответы детей)
«Как он крякает?» (Реакция и ответы детей)
«Что он любит делать?» (Ответы детей – плавать, купаться)
«Утёнок очень маленький».
«Какой Утёнок?» (Реакция и ответы детей — Маленький).
«Он гулял-гулял и потерялся».
«Что случилось?» (Реакция и ответы детей — Утёнок потерялся).
«Утёнок ищет маму».
«Кого ищет Утёнок?» (Реакция и ответы детей – Маму).
«Кто мама Утёнка?» (Реакция и ответы детей – Мама-утка)
«Поможем Утёнку найти Маму-утку?» (Реакция и ответы детей)
«Видите домик? Идите к домику. Может там есть Мама-утка?»

Логопед и дети перемещаются в пространстве группы.

II. Активизация произношения звука К, формирование конструктивного праксиса, закрепление понимания конструкций с предлогом НА.

«Катя и Котёнок».

«Тук-тук-тук. Кто тут живет?»
«Детки спросите, кто тут живёт?» (Реакция детей)
Кукла Катя отвечает детям: «Это я. Кукла Катя. У меня есть котёнок».
«Кто живёт в домике? Кто есть у куклы Кати?» (Реакция и ответы детей)

«Собери Катины картинки»

Кукла Катя: «Котёнок шалил, сломал мои картинки и убежал. Помогите мне их собрать»»
«Что сломал котёнок? Кто Кате поможет?» (Реакция и ответы детей).
Дети собирают картинки.
«Лена/Саша/Ваня/Фома, ты что собрал(а)?» (Реакция и ответы детей – Пирамидку/Цветок/и т.д.)
«А кто собрал листочек? Ты, Настя?» (Реакция и ответ ребёнка — Я)
«Сядем на коврик и посидим. Где же котёнок. Вы слышите? Закройте глазки, послушайте»

«Котёнок шалит»

«Как котёнка позвать? Давайте котёнка позовём!» (Реакция и ответы детей).
«Котёнок, кис-кис! Громче зовите» (Реакция и речь детей).
«Вот он! Где Котёнок? Котёнок НА ковре»
«Он хочет играть. Побежал котёнок» (Реакция детей).
Логопед и дети перемещаются с котёнком в пространстве группы.
«Где котёнок? Котёнок НА полу» (Реакция детей).
«Где котёнок? Котёнок НА столе» (Реакция детей).
Котёнок «переворачивает» на столе корзинку, из корзинки на стол высыпаются массажные шарики.
«Какой быстрый! Ой, шарики рассыпал. Детки, возьмите по одному шарику. Погрейте в ручках» (Реакция и действия детей).

III. Дифференциация К-Кь на слух и в произношении в слогах.

«Поющие шарики».

«Катаем шарики в ручках. Сашин шарик поёт. Настин шарик поёт. Ванин шарик поёт. И т.д.

Сопряжено с логопедом дети ритмично катают массажные шарики в ладонях, отражённо повторяя и проговаривая слоги со звуками [К]-[К’].

«кА. кУ».
«кО. кИ».
«кИ – кО».
«кИ-кА».
«кИ-кУ».

«Уснули шарики. И котёнок уснул. А мы потихоньку посмотрим на картинку. Там тоже нарисованы котята».

IV. Работа с сюжетной картиной «Кошка и котята»

«Кто на картине?» (Реакция и ответы детей — Кошка и котята)
Какой котёнок спит? (Реакция и ответы детей — Этот котёнок спит)
Какой котёнок поел и смотрит? (Реакция и ответы детей — Этот котёнок поел и смотрит)
Какой котёнок играет с клубком и трогает его лапкой? (Реакция и ответы детей — Этот котёнок играет с клубком)
Какой котёнок смотрит на клубок? (Реакция и ответы детей — Этот котёнок смотрит на клубок)
Какой котёнок играет с мамой? (Реакция и ответы детей — Этот котёнок играет с мамой)
Лена, что делает этот котёнок? (Реакция и ответ ребёнка)
Настя, что делает этот котёнок? (Реакция и ответ ребёнка)
Саша, что делает этот котёнок? (Реакция и ответ ребёнка)
Фома, расскажи про этого котёнка. (Реакция и ответ ребёнка)
Ваня, расскажи про этого котёнка. (Реакция и ответ ребёнка)

V. «Мама-утка ждёт деток!»

«Где же мама Утёнка? Кукла Катя не знает? Котёнок не знает? Кажется, я догадалась!»
«Утёнок любит купаться?» (Реакция и ответы детей)
«В чём Утёнок любит купаться?» (Реакция и ответы детей)
«А где у нас тазик с водой?» (Реакция и ответы детей)
Дети, ориентируясь в пространстве группы, находят тазик с водой.
Вот мама Утка. Ждёт Утёнка. А вот и братики-утята! Утята будут купаться, плавать!

Переход к свободной игре в группе.
Можно предложить детям следующие игры с утятами.

Игра «Утята купаются, плавают»

Что в тазике? (Реакция и ответы детей-Вода)
Вода какая? Вода чистая, вода тёплая, вода ласковая)
Какая вода? (Реакция и ответы детей)
Будем купать утят? Утята будут плавать? (Реакция и ответы детей)
Каждый из детей по желанию купает своего утёнка, сопровождая свои действия речью.

Игра «Лягушонок и Утята купаются.»

К тазику прискакал Лягушонок Ква.
«Ква-ква, вода!» — крикнул лягушонок – «Это что?» (Реакция и ответы детей)
«Ква-ква, я буду купаться» — сказал лягушонок. – «Кто ещё будет купаться?» (Реакция и ответы детей)
«Ква-ква, какая вода?» (Реакция и ответы детей)
«Ура. Давайте купаться!»
Каждый из детей по желанию купает своего утёнка, сопровождая свои действия речью.

Игра «Утята играют».

Дети самостоятельно играют с утятами в пространстве группы.

PS:

1. Имена детей в материале для публикации изменены.

2. Все игры и упражнения, включённые в данный блок совместной деятельности, объединены одним сюжетом, что делает переход от одной части к другой плавным и тематически логичным. Грамотная организация развивающей среды и совместной деятельности помогает сохранить внимание детей на протяжении 10-15 минут

2. В зависимости от возможностей конкретной группы детей и решаемых коррекционно-развивающих задач можно варьировать нагрузку и содержание деятельности (например, сократить содержание игры «Котёнок шалит», часть работы с сюжетной картиной «Кошка и котята» и т.д.)

3. Рекомендации к организации индивидуального и дифференцированного подхода.

Для успешной активизации коммуникативно-речевой деятельности детей необходимо создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка, в том числе, через адекватные требования к коммуникативной и речевой деятельности, в соответствии с возможностями детей:

А) нужно варьировать вопросы в соответствии с речевыми и коммуникативными возможностями ребенка.

- это могут быть вопросы, не содержащие в себе слова для ответа (предполагается, что ребёнок отвечает на них фразой или активизированным из памяти словом). Например: «Что ты собрал?», «Кто к нам пришёл?», «Что случилось?», «Что делает котёнок?», «Какая вода?»
- вопросы, содержащие в себе слова для ответа (предполагается, что ребёнок их использует при конструировании своего ответа). Например: «Какой котёнок спит?»,
- вопросы, предполагающие простые однословные ответы «да», «нет», «я», «там». Например: «Поможем Утёнку?», «Кто собрал листочек? Ты, Настя?»
И т.д.

Б) Принимать любые ответы детей, соотносящиеся с их индивидуальными возможностями и коммуникативной ситуацией: фраза, слово, жест.

Шипилёва Екатерина Дмитриевна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (5 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий, Логопедам Метки: ,

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.