Нетрадиционные педагогические технологии в работе с ОНР

Использование нетрадиционных педагогических технологий в комплексном подходе преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

В статье обобщен опыт использования нетрадиционных педагогических технологий в работе с детьми с ОНР. Описаны методы и приемы использования нетрадиционных технологий, приведены примеры. Статья предназначена для логопедов, дефектологов и воспитателей.

Использование нетрадиционных педагогических технологий в комплексном подходе преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Хорошо развития речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Дошкольники с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше.

Для успешной коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. С этой целью должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи.

В нашем МДОУ работа всех специалистов (логопеда, муз.руководителя, физкультурного работника, воспитателей) ведется в нескольких направлениях:

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • стимуляция работы артикуляционного аппарата;
  • нормализация работы мимических мышц;
  • борьба с саливацией, гиперкинезами, синкенезиями;
  • формирование просодических компонентов речи;
  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие основных фонематических процессов;
  • устранение общего недоразвития речи;
  • нормализация основных психических процессов.

Работа с детьми должна быть динамичной и эмоционально приятной. С этой целью в МДОУ было принято решение разнообразить работу с детьми.

В комплексном преодолении ОНР наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные логопедические методы и упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия, речевого дыхания, мелкой и артикуляционной моторики, общей координации движений.

В работе используются учебно-методический комплект Гомзяк О.С. «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников», Краузе Е.Н. «Комплексный подход к коррекции звукопроизношения у детей», методические разработки Коноваленко С.В. «Нетрадиционные приемы и методы коррекционной логопедической работы», Крупенчук О.И. и других авторов.

В дополнение к общепринятым артикуляционным и пальчиковым упражнениям предлагаются и нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

За основу взяты упражнения Коноваленко С. В.: упражнения с шариком, упражнения с ложкой, статические артикуляционные упражнения для губ без предмета, упражнения с водой «не расплескай воду», упражнения для губ и языка с бинтом.

Активно используются артикуляционные упражнения в сочетании с движениями рук и работой над дыханием.

1. Дыхательное упражнение «Ракета».

Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком [А], руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Выполняется 2- 3 раза.

2. «Болтушка»

Рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх. Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими движениями, также вперед-назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать). Выполняется 5-7 секунд.

3. «Накажем непослушный язык»

Покусывание кончика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Руки разведены в стороны, кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей. Выполняется в течение 10 секунд.

Подобные упражнения способствуют  координации речи с движением, нормализации мышечного тонуса, дыхания.

Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляции помимо общепринятых комплексов артикуляционной гимнастики помогают нетрадиционные формы ее проведения: биоэнергопластика, театр пальчиков и языка, комплексные разминки и т.д.

С целью нормализации мышечного тонуса каждое занятие начинается с дыхательных и расслабляющих упражнений. Применение на занятиях психогимнастики, релаксационных упражнений, психофизической гимнастики помогает снять повышенное мышечное напряжение (релаксационные упражнения), улучшает работу лицевых мышц, способствует подвижности артикуляционного аппарата (психогимнастика), способствует расслаблению детей, развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

Существенную помощь в коррекции дизартрии оказывает логопедический массаж. Помимо классического, зондового массажа широко применяется в практике точечный и аппаратный массаж, массаж зубной щеткой.

В свете изучения взаимосвязи и взаимозависимости речевой и моторной деятельности используются разнообразные упражнения и игры по совершенствованию мелкой моторики у детей.

Кроме традиционной пальчиковой гимнастики широко используются модифицированные и новые упражнения, игры с пальчиками: «Разноцветные прищепки», «Пальчиковый бассейн», различные виды массажа (самомассажа) кистей рук: грецкими орехами, шестигранными карандашами, массажными щетками и мячами, перебирание четок, бус, элементы Су-Джок терапии.

Широкое распространение получили игры с песком, водой, глиной, тестом.

Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму (выкладывание букв, рисование пальчиком по песку), счету, грамоте, звукопроизношению (поиск мелких игрушек на заданный звук); познавательные дают возможность узнать о многообразии окружающего мира, проэктивные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют связную речь, творчество и фантазию.

Использование и внедрение в логопедическую работу нетрадиционных педагогических технологий дает возможность компенсировать нарушения речи, предупредить вторичные отклонения, подготовить детей к последующему обучению в школе.

Нетрадиционные методы логопедического воздействия включены в рабочую программу и используются комплексно на занятиях специалистов. Данные методы могут быть предложены как в виде самостоятельных занятий, так и могут быть введены в структуру индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий. Упражнения выполняют дети и дома с родителями.

Для этого разработана картотека упражнений с использованием нетрадиционных методов логопедического воздействия, подобраны консультации и стенды для родителей.

Такой подход предусматривает оптимальную коррекцию речевых дефектов, развитие психических функций, укрепления здоровья детей, через применение индивидуального подхода в системе комплексного преодоления общего недоразвития речи.

Аракчеева Наталья Васильевна,
г. Екатеринбург, МБДОУ N 548

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (7 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Артикуляционная гимнастика как средство развития общих речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребенка Артикуляционная гимнастика как средство развития общих речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребенка
Семинар для воспитателей «Развитие речи детей с помощью логопедических игр» Семинар для воспитателей «Развитие речи детей с помощью логопедических игр»
Тренинговое занятие «Путешествие в Страну Семейную» для родителей с детьми старшего дошкольного возраста Тренинговое занятие «Путешествие в Страну Семейную» для родителей с детьми старшего дошкольного возраста
Дисграфия у детей с ринолалией Дисграфия у детей с ринолалией

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.