Нетрадиционные средства логопедического просвещения родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития

В процессе обучения и воспитания детей с задержкой психического развития семья должна занимать центральное место, но зачастую родители выступают в качестве наблюдателей, а не участников образовательного процесса.

Одной из причин такого отношения является их неосведомленность о структуре и основных направлениях логопедической работы, низкий уровень педагогических знаний.

Поэтому при включении членов семьи в коррекционный процесс нельзя недооценивать важность просветительской деятельности учителя-логопеда коррекционного учреждения.

Значимость различных форм работы с родителями трудно переоценить. На собраниях, семинарах, на «круглых столах» происходит знакомство и налаживание контактов между работниками ДОУ и родителями. Это взаимодействие особенно важно современным родителям, воспитывающим ребенка с задержкой психического развития.

В своей практике я наблюдала за многими родителями, как они следуют советам логопеда, дефектолога по выполнению домашних заданий с ребенком, отработке речевого материала. На основе этих наблюдений выделились несколько групп родителей.

Нетрадиционные средства логопедического просвещения родителей

1 группа: Родители, создающие иллюзию участия и заинтересованности, но на деле не выполняющие своих обещаний, ссылаясь на занятость и забывчивость. Такие родители выполняют задания логопеда со своим ребенком формально.

2 группа: Родители, необоснованно захваливающие своего ребенка, и не желающие замечать сложившихся и надвигающихся проблем.

3 группа: Родители, предъявляющие справедливые требования к ребенку, прислушивающиеся к рекомендациям логопеда, дефектолога и других педагогов ДОУ.

Но «перед логопедом все равны» — и работа по педагогическому коррекционному просвещению со всеми родителями проводится одинаково. Для того, чтобы максимально эффективно проводить просветительскую работу с родителями, необходимо было изучить, в каком виде родители предпочитают получать информацию логопедического характера.

Нетрадиционные средства логопедического просвещения родителей

Оказалось, что компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современных людей, они внедряются в различные сферы жизни, в том числе и в сферу образования.

Внедрение современных компьютерных технологий в дошкольную логопедическую практику позволяет сделать просветительскую работу учителя-логопеда более продуктивной и эффективной. Связь с родителями может осуществляться при помощи Интернета посредством блогов, сайтов, электронной почты.

Электронная почта как средство логопедического просвещения родителей

Зачастую современным родителям бывает трудно найти время для общения с педагогом, особенно если они не видят в этом необходимости. Задача логопеда в работе с родителями состоит не только в том, чтобы помочь осознать свою роль в процессе развития ребенка, но и в том, чтобы убедить родителей в необходимости совместной с логопедом ежедневной кропотливой работы по преодолению речевых нарушений у ребенка. Поэтому современный педагог наряду с традиционными формами работы с родителями должен использовать и нестандартные формы, одна из них — электронная почта.

Электронная почта в работе логопеда с родителямиЭлектронная почта (от англ. electronic mail) — технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых письмами или электронными письмами) по распределенной (в том числе глобальной) компьютерной сети.

Особенности электронной почты, которые позволяют учителю-логопеду использовать ее в практике, следующие.

  • Позволяет пользователям обмениваться сообщениями или документами без применения бумажных носителей.
  • Напоминает обычную почтовую связь, но делает то же самое гораздо быстрее при помощи Интернета.
  • Кроме обычного текста, можно передать звуковые сообщения, изображения, документы, словом, все, что можно записать в файл.

При помощи электронной почты учитель-логопед может без визуального контакта консультировать родителей, отвечать на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на родительские собрания, тренинги, очные консультации, а также контролировать своевременное выполнение домашних заданий (например, по постановке или автоматизации звуков).

Кроме того, логопед может отправлять воспитанникам задания для самостоятельной домашней работы: тесты, карточки с заданиями, картинные материалы, памятки и т.п. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не может посещать образовательную деятельность ДОУ. Обмен различными интересными материалами, ссылками на тематические сайты как между педагогом и семьей, так и между родителями также может происходить через электронную почту. Таким образом, родители становятся активными участниками процесса воспитания и обучения детей.

Медиапособия как средства логопедического просвещения родителей

Нетрадиционные формы работы взаимодействия логопеда с родителямиДля осуществления логопедической пропаганды среди родителей можно использовать различные медиапособия и книги логопедической направленности.

Медиатека (англ. media — «носитель») — фонд книг, учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций, а также техническое обеспечение для создания и просмотра фонда: компьютер, видеокамера, магнитофон, видеомагнитофон, проекторы.

Все вышеперечисленные аппаратные устройства и носители информации учитель-логопед может использовать в своей работе для эффективности коррекционного обучения, а также для знакомства родителей с вопросами логопедии и обогащения их знаний об особенностях развития (в том числе и речевого) и воспитания детей.

Кроме того, учитель-логопед может помочь родителям подобрать обучающие программы, игры для занятий в домашних условиях, что позволяет в игровой форме закреплять полученные знания.

Данные сведения доводятся до родителей в форме мультимедийной презентации либо тематической выставки, на которой представляются различные медиа-объекты, упоминаются специальные логопедические порталы и сайты в Интернете.

Для более эффективного усвоения родителями определенных логопедических знаний и умений учитель-логопед может самостоятельно записать на электронные носители видеоконсультации по различным темам, картотеки с заданиями для закрепления того или иного материала и предлагать их родителям на собраниях, очных консультациях и прочих мероприятиях.

Интернет — сайты как средство логопедического просвещения родителей

Сайт логопеда для родителейСайт — это страница или группа страниц, объединенных по смыслу, по месту расположения, а также имеющая единый стиль оформления. Это определенное место в Интернете, где можно расположить любую информацию, сделав ее доступной из любой точки мира.

Современный учитель-логопед может широко использовать данные возможности Интернета в повышении эффективности коррекционного процесса и сотрудничестве с родителями.

Целесообразно на сайте размещать ознакомительную и обучающую информацию.

Ознакомительная информация сайта нашего ДОУ включает следующий материал:

  • о реализуемой образовательной программе;
  • о задачах и содержании логопедической работы на год;
  • о времени проведения индивидуальных и групповых консультаций, собраний, тренингов, мастер-классов с указанием темы и цели и т. д.
  • о мероприятиях, происходящих в образовательном учреждении: днях открытых дверей, интеллектуальных играх, марафонах и других мероприятий, желательно с фотоотчетом.

Обучающая информация может содержаться в следующих рубриках:

  • «Родителям на заметку» (содержит информацию о развитии речи в онтогенезе, этиологии нарушений устной и письменной речи, последствиях несвоевременной коррекции и т.д.).
  • «Полезные книжки» (содержит список популярной логопедической литературы).
  • «Советы логопеда-дефектолога» (содержат игры, направленные на развитие психических процессов и речевых умений и навыков с указанием цели, задач и оборудования (материала)).

Таким образом, при помощи сайта образовательного учреждения родители имеют возможность получать информацию о дошкольных мероприятиях, ответы на волнующие их вопросы, оставлять отзывы и комментарии о деятельности специалистов.

Также благодаря Интернету открыт доступ к разнообразным источникам информации, таким как сайты логопедической направленности. Полезные ссылки можно оставлять на сайте в разделе «Родителям на заметку» или отправлять родителям по электронной почте.

Блог как средство логопедического просвещения родителей

Блог как средство логопедического просвещения родителейБлог (англ. blog, от «web log» — сетевой журнал или дневник событий) — это веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху).

Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают посторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или своих блогах).

Особенности блога, которые позволяют учителю-логопеду использовать его в практике, следующие.

  • Публичность, которая отличает блог от обычного дневника, делает материалы доступными для чтения родителями.
  • Возможность оставлять к записям блога комментарии, которые также доступны для чтения, получать обратную связь от родителей, отвечая на комментарии.

Наличие даты позволяет вести записи в блоге в хронологическом порядке в виде некой «ленты новостей», где вверху располагаются более поздние, а внизу — более ранние записи, что позволяет отразить временные события, происходящие в жизни коллектива, жизни отдельной личности (достижения детей, деятельность педагога).

Блог специалиста образовательного учреждения выражает авторскую позицию, сохраняет стиль автора, указывает на личные материалы.

Возможность размещения ссылок, фото, видео позволяет учителю-логопеду создать электронное портфолио, методическую копилку.

Возможность пополнять, расширять и обогащать материал.

В блоге родители получают информацию и практические советы о том, как грамотно проводить упражнения, игры, задания для детей, нуждающихся в постоянной логопедической поддержке.

Таким образом, выстраивание механизма взаимодействия, предусматривающего общую целевую и единую стратегическую направленность работы специалистов внутри дошкольного образовательного учреждения, активное вовлечение родителей на основе партнерских отношений и разнообразных современных форм организации работы с ними, безусловно, способствуют достижению стабильных положительных результатов коррекционной работы.

Долганюк Елена Викторовна, учитель-дефектолог
МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик» компенсирующего вида»,
г. Великий Новгород

Литература:

Антонова Е.А. Блог в работе учителя – логопеда: Электронный ресурс.
Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М., 1994.
Арнаутова Е. П. Педагог и семья. ML, 2002.
Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методические рекомендации. М., 2005.
Фоминых Е. Н. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников. Логопед. 2009. №7.
Щедрова Е.А. Взаимодействие логопеда и семьи по развитию речи. Логопедия. 2004.№4

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (6 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.