В процессе обучения и воспитания детей с задержкой психического развития семья должна занимать центральное место, но зачастую родители выступают в качестве наблюдателей, а не участников образовательного процесса.
Одной из причин такого отношения является их неосведомленность о структуре и основных направлениях логопедической работы, низкий уровень педагогических знаний.
Поэтому при включении членов семьи в коррекционный процесс нельзя недооценивать важность просветительской деятельности учителя-логопеда коррекционного учреждения.
Значимость различных форм работы с родителями трудно переоценить. На собраниях, семинарах, на «круглых столах» происходит знакомство и налаживание контактов между работниками ДОУ и родителями. Это взаимодействие особенно важно современным родителям, воспитывающим ребенка с задержкой психического развития.
В своей практике я наблюдала за многими родителями, как они следуют советам логопеда, дефектолога по выполнению домашних заданий с ребенком, отработке речевого материала. На основе этих наблюдений выделились несколько групп родителей.
1 группа: Родители, создающие иллюзию участия и заинтересованности, но на деле не выполняющие своих обещаний, ссылаясь на занятость и забывчивость. Такие родители выполняют задания логопеда со своим ребенком формально.
2 группа: Родители, необоснованно захваливающие своего ребенка, и не желающие замечать сложившихся и надвигающихся проблем.
3 группа: Родители, предъявляющие справедливые требования к ребенку, прислушивающиеся к рекомендациям логопеда, дефектолога и других педагогов ДОУ.
Но «перед логопедом все равны» — и работа по педагогическому коррекционному просвещению со всеми родителями проводится одинаково. Для того, чтобы максимально эффективно проводить просветительскую работу с родителями, необходимо было изучить, в каком виде родители предпочитают получать информацию логопедического характера.
Оказалось, что компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современных людей, они внедряются в различные сферы жизни, в том числе и в сферу образования.
Внедрение современных компьютерных технологий в дошкольную логопедическую практику позволяет сделать просветительскую работу учителя-логопеда более продуктивной и эффективной. Связь с родителями может осуществляться при помощи Интернета посредством блогов, сайтов, электронной почты.
Электронная почта как средство логопедического просвещения родителей
Зачастую современным родителям бывает трудно найти время для общения с педагогом, особенно если они не видят в этом необходимости. Задача логопеда в работе с родителями состоит не только в том, чтобы помочь осознать свою роль в процессе развития ребенка, но и в том, чтобы убедить родителей в необходимости совместной с логопедом ежедневной кропотливой работы по преодолению речевых нарушений у ребенка. Поэтому современный педагог наряду с традиционными формами работы с родителями должен использовать и нестандартные формы, одна из них — электронная почта.
Электронная почта (от англ. electronic mail) — технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых письмами или электронными письмами) по распределенной (в том числе глобальной) компьютерной сети.
Особенности электронной почты, которые позволяют учителю-логопеду использовать ее в практике, следующие.
- Позволяет пользователям обмениваться сообщениями или документами без применения бумажных носителей.
- Напоминает обычную почтовую связь, но делает то же самое гораздо быстрее при помощи Интернета.
- Кроме обычного текста, можно передать звуковые сообщения, изображения, документы, словом, все, что можно записать в файл.
При помощи электронной почты учитель-логопед может без визуального контакта консультировать родителей, отвечать на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на родительские собрания, тренинги, очные консультации, а также контролировать своевременное выполнение домашних заданий (например, по постановке или автоматизации звуков).
Кроме того, логопед может отправлять воспитанникам задания для самостоятельной домашней работы: тесты, карточки с заданиями, картинные материалы, памятки и т.п. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не может посещать образовательную деятельность ДОУ. Обмен различными интересными материалами, ссылками на тематические сайты как между педагогом и семьей, так и между родителями также может происходить через электронную почту. Таким образом, родители становятся активными участниками процесса воспитания и обучения детей.
Медиапособия как средства логопедического просвещения родителей
Для осуществления логопедической пропаганды среди родителей можно использовать различные медиапособия и книги логопедической направленности.
Медиатека (англ. media — «носитель») — фонд книг, учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций, а также техническое обеспечение для создания и просмотра фонда: компьютер, видеокамера, магнитофон, видеомагнитофон, проекторы.
Все вышеперечисленные аппаратные устройства и носители информации учитель-логопед может использовать в своей работе для эффективности коррекционного обучения, а также для знакомства родителей с вопросами логопедии и обогащения их знаний об особенностях развития (в том числе и речевого) и воспитания детей.
Кроме того, учитель-логопед может помочь родителям подобрать обучающие программы, игры для занятий в домашних условиях, что позволяет в игровой форме закреплять полученные знания.
Данные сведения доводятся до родителей в форме мультимедийной презентации либо тематической выставки, на которой представляются различные медиа-объекты, упоминаются специальные логопедические порталы и сайты в Интернете.
Для более эффективного усвоения родителями определенных логопедических знаний и умений учитель-логопед может самостоятельно записать на электронные носители видеоконсультации по различным темам, картотеки с заданиями для закрепления того или иного материала и предлагать их родителям на собраниях, очных консультациях и прочих мероприятиях.
Интернет — сайты как средство логопедического просвещения родителей
Сайт — это страница или группа страниц, объединенных по смыслу, по месту расположения, а также имеющая единый стиль оформления. Это определенное место в Интернете, где можно расположить любую информацию, сделав ее доступной из любой точки мира.
Современный учитель-логопед может широко использовать данные возможности Интернета в повышении эффективности коррекционного процесса и сотрудничестве с родителями.
Целесообразно на сайте размещать ознакомительную и обучающую информацию.
Ознакомительная информация сайта нашего ДОУ включает следующий материал:
- о реализуемой образовательной программе;
- о задачах и содержании логопедической работы на год;
- о времени проведения индивидуальных и групповых консультаций, собраний, тренингов, мастер-классов с указанием темы и цели и т. д.
- о мероприятиях, происходящих в образовательном учреждении: днях открытых дверей, интеллектуальных играх, марафонах и других мероприятий, желательно с фотоотчетом.
Обучающая информация может содержаться в следующих рубриках:
- «Родителям на заметку» (содержит информацию о развитии речи в онтогенезе, этиологии нарушений устной и письменной речи, последствиях несвоевременной коррекции и т.д.).
- «Полезные книжки» (содержит список популярной логопедической литературы).
- «Советы логопеда-дефектолога» (содержат игры, направленные на развитие психических процессов и речевых умений и навыков с указанием цели, задач и оборудования (материала)).
Таким образом, при помощи сайта образовательного учреждения родители имеют возможность получать информацию о дошкольных мероприятиях, ответы на волнующие их вопросы, оставлять отзывы и комментарии о деятельности специалистов.
Также благодаря Интернету открыт доступ к разнообразным источникам информации, таким как сайты логопедической направленности. Полезные ссылки можно оставлять на сайте в разделе «Родителям на заметку» или отправлять родителям по электронной почте.
Блог как средство логопедического просвещения родителей
Блог (англ. blog, от «web log» — сетевой журнал или дневник событий) — это веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху).
Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают посторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или своих блогах).
Особенности блога, которые позволяют учителю-логопеду использовать его в практике, следующие.
- Публичность, которая отличает блог от обычного дневника, делает материалы доступными для чтения родителями.
- Возможность оставлять к записям блога комментарии, которые также доступны для чтения, получать обратную связь от родителей, отвечая на комментарии.
Наличие даты позволяет вести записи в блоге в хронологическом порядке в виде некой «ленты новостей», где вверху располагаются более поздние, а внизу — более ранние записи, что позволяет отразить временные события, происходящие в жизни коллектива, жизни отдельной личности (достижения детей, деятельность педагога).
Блог специалиста образовательного учреждения выражает авторскую позицию, сохраняет стиль автора, указывает на личные материалы.
Возможность размещения ссылок, фото, видео позволяет учителю-логопеду создать электронное портфолио, методическую копилку.
Возможность пополнять, расширять и обогащать материал.
В блоге родители получают информацию и практические советы о том, как грамотно проводить упражнения, игры, задания для детей, нуждающихся в постоянной логопедической поддержке.
Таким образом, выстраивание механизма взаимодействия, предусматривающего общую целевую и единую стратегическую направленность работы специалистов внутри дошкольного образовательного учреждения, активное вовлечение родителей на основе партнерских отношений и разнообразных современных форм организации работы с ними, безусловно, способствуют достижению стабильных положительных результатов коррекционной работы.
Долганюк Елена Викторовна, учитель-дефектолог
МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик» компенсирующего вида»,
г. Великий Новгород
Литература:
Антонова Е.А. Блог в работе учителя – логопеда: Электронный ресурс.
Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М., 1994.
Арнаутова Е. П. Педагог и семья. ML, 2002.
Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методические рекомендации. М., 2005.
Фоминых Е. Н. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников. Логопед. 2009. №7.
Щедрова Е.А. Взаимодействие логопеда и семьи по развитию речи. Логопедия. 2004.№4