Тема: Коррекционно-логопедическая непосредственно образовательная деятельность по формированию фонематического восприятия у детей пятилетнего возраста с использованием учебной компьютерной программы «Учимся говорить правильно».
Цель: Формирование фонематического восприятия у детей старшего возраста с использованием компьютерной программы «Учимся говорить правильно».
Задачи:
1. Учить ребёнка определять на слух наличие или отсутствие гласных звуков «У», «А» в словах.
2. Тренировать ребёнка в определении места звука «У» в словах (начало слова, середина слова) с опорой на схему.
3. Учить различать по артикуляции и на слух гласные звуки «У», «А».
4. Развивать зрительное и слуховое внимание, память. Учить правильно пользоваться мышкой при выполнении заданий. Ориентироваться в пространстве экрана компьютера.
Оборудование: компьютер, мышка, индивидуальное зеркало.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Закрепление пройденного материала.
- Посмотри в зеркало и произнеси звук «У». Какие органы артикуляции участвуют в произношении звука «У»?
- Какой звук «У»? (гласный)
- Почему звук «У» называют гласным? (при произношении звука «У» воздух изо рта выходит свободно, не встречая преграды)
- Где живут звуки? (в словах)
Логопед предлагает ребёнку поиграть в компьютерную игру. Объясняет ребёнку, как правильно пользоваться мышкой при выполнении задания.
2. Инструкция: Услышь звук «У», щёлкни мышкой по самолёту и из него вылетит шарик. Поймай шарик мышкой, если услышишь в слове звук «У».
Слова: СУНДУК, МАТРОС, КЛАСС, КУВШИН, ГУСЬ, УШИ, ПЕТУХ, МАШИНА, МЕТРО;
- Вспомни слова, в которых был звук «У»
3. Инструкция: Назови картинки на экране. Определи место звука «У» в словах; Помести картинки в домики в соответствии со схемами (начало слова, середина слова)
ПЕТУХ, КЛУБОК, КАПУСТА, УЛИТКА, БУСЫ, УХО;
- Вспомни и назови картинки, в которых звук «У» в начале слова.
- Вспомни и назови картинки, в которых звук «У» в середине слова.
4. Произнеси звук «А» перед зеркалом. Какой звук «А»? (гласный)
- Почему звук «А» гласный?
Инструкция: Услышь звук «А», щёлкни мышкой по дирижаблю и из него вылетит мешок. Поймай мешок, если услышишь в слове звук «А» в слове.
ШАЙБА, ВАЗА, КАРТА, ПАЛЬМА, МАРКА, КОНИ, ШКАФ, КНИГА, БОЛТ;
- Вспомни и назови слова, в которых есть звук «А». Определи место звука «А» в этих словах (середина слова, конец слова).
5. Посмотри на экран. Назови картинки. Распредели картинки по двум ящикам. В первый со звуком «А», во второй со звуком «У»
Слова: ЛИСА, УЧИТЕЛЬ, АИСТ, МАТРЁШКА, ГУСЬ, БУСЫ,
- Вспомни и назови слова со звуком «А».
- Вспомни и назови слова со звуком «У».
Слова: ШКАФ, ЛИСА, ЛУК, УЧИТЕЛЬ, БУСЫ, ОГУРЕЦ.
- Распредели картинки по ящикам.
- Вспомни и назови слова со звуком «У».
- Вспомни и назови слова со звуком «А».
6. Итог логопедического занятия.
- Какие звуки «А», «У»? (гласные звуки) Почему эти звуки называют гласными?
- Какое задание тебе понравилась больше всего?
Пешкова Марина Эдуардовна,
учитель-логопед I квалификационной категории,
ГБОУ детский сад комбинированного вида №271 г. Москвы