НОД по теме «Знакомство с Чувашской республикой»

В рамках Проекта «Мы все разные, но дружные».

Непосредственно образовательная деятельность по теме: «Знакомство с республикой Чувашия».

НОД по теме ‘Знакомство с республикой Чувашия’1. Игровая ситуация «Путешествие на воздушном шаре».

В группу залетает воздушный шар (наполненный гелием), а к ниточке привязан конверт. Воспитатель обращает внимание детей на происходящее и сообщает ,что конверт не подписан, предлагает открыть конверт и посмотреть что там. Дети вскрывают конверт и находят письмо и разрезные картинки.

Воспитатель предлагает собрать разрезные картинки, чтобы узнать от кого оно. Дети собирают картинки, на картинке изображены девочка и мальчик в национальной чувашской одежде. Дети отвечают на вопрос: от кого это письмо? (от чувашских детей). Читают письмо:

«Здравствуйте дорогие ребята! Мы жители города Чебоксары — это столица чувашской республики. Хотим пригласить вас к нам в гости и познакомить с нашей культурой, традициями, бытом. Приезжайте мы вас ждём! Маршрут путешествия будет сложным, но увлекательным. Желаем удачи!»

Воспитатель сообщает, что маршрут состоит из ряда заданий, которые нужно выполнить.

Воспитатель даёт подсказку: Мячики лежат в лукошке, а лукошко у окошка.

Дети находят корзину с мячами, на каждом мячике цифра, а цифры соответствующие цифрам на мячах заранее расположены по всей группе, за каждой цифрой закреплено задание, которое надо выполнить (каждая следующая форма работы выполняется как задание, которое выбирается с помощью мячей)

Просмотр презентации «Чувашская республика».

Дети просматривают презентацию и отвечают на вопросы. Как называется столица Чувашии?

Какие достопримечательности Чебоксар вам большего всего понравились? Что обозначают символы на флаге Чувашии? Что изображено на гербе Чувашии? Какое основное население Чувашии?

Прослушивание гимна Чувашии.

Дети слушают гимн Чувашии.

Дидактическая игра «Собери герб и флаг Чувашии».

Дети собирают пазлы, сравнивают с образцом, комментируют свой выбор.

Физминутка.

Мы сначала будем топать,
А потом мы будем хлопать,
А потом мы повернёмся
И все вместе улыбнёмся.

Дидактическая игра «Звуковой анализ слова».

На доске висит картинка, обозначающая слово « дружба». Дети рассаживаются за столы, и каждый работает в кассах, тот, кто заканчивает первым, выкладывает результата на доске.

- Сколько звуков мы слышим в слове дружба?

- Какой первый звук в этом слове? (звук «д», твёрдый согласный звук)Какой фишкой мы обозначаем этот звук? (синей фишкой)

- Какой второй звук в этом слове? (звук «р», твёрдый согласный звук). Какой фишкой мы обозначаем этот звук?

- Какой третий звук в этом слове? (звук «у», гласный обозначается красной фишкой)

Дидактическая игра «Буквы заблудились».

Нарисованы буквы под ними цифры, дети отгадывают, какое слово зашифровано, расставляя буквы с цифрами по порядку (ромашка). Дети определяют количество слогов в слове, делают звуковой анализ.

Игра «Волшебный цветок».

Дети садятся в круг, и воспитатель рассказывает о том, что наш город многонациональный в нём живут люди разных национальностей и чтобы не было конфликтов между ними :что надо для этого делать? Дети высказывают свои мнения. Затем воспитатель предлагает собрать «Цветок Дружбы» для этого каждый должен взять лепесток и назвать хорошее качество, которым обладает человек и соединить лепесток с серединкой. Когда цветок собран дети аплодируют друг другу.

Беседа-рассуждение «Мы все разные, но дружные».

Дети рассматривают картинки с символикой разных национальностей. Называют национальности

Например: в Татарстане живут татары; в Армении армяне; в России русские; в Чувашии чуваши.

Называют на каком языке говорит каждый народ (Чуваши на чувашском, армяне на армянском и т. д).

Находят герб и флаг каждой национальности. Воспитатель подводит к выводу, что человек любой национальности может жить в разных местах (В России кроме русского населения есть и другое население, дети называют другие национальнсти, которые знают. У каждой национальности есть свой герб, флаг, язык.)

Рисование «Флаг Чувашии».

Дети рисуют флаг на альбомном листе, соблюдая все пропорции, раскрашивают флаг красками, не выходя за контур.

2. Беседа-исследование «В гостях у Хозяюшки».

Воспитатель сообщает детям, что сегодня они побывают в гостях у Хозяюшки только теперь из Чувашской республики. Хозяюшка встречает гостей показывает картинки чувашского подворья. Рассказывает о жилище чуваш, предметах быта, основном занятии. Спрашивает детей :что им знакомо? Как бы дети назвали показанные предметы?

Показ презентации «Жилище чувашского народа. Основные занятия».

Дети смотрят презентацию, а Хозяюшка рассказывает.

В старину чуваши занимались земледелием. Они сеяли рожь, овёс, ячмень. Держали домашних животных коров, свиней, овец, лошадей. Занимались пчеловодством. Раньше чуваши жили в избах-пюртах, которые отапливались печкой-по-чувашски она называется камаха. В избе вдоль стен были расположены сделанные из досок скамейки-нары, которые использовались как кровати

Посуду чуваши изготавливали из глины и дерева. Национальный костюм для мальчиков состоял из рубашки-кепе, штанов-стел. Чувашские девочки носили платье и передник, на голове у них не платок, а головной убор-сурпан. Чувашские девочки с детства учились шить и вышивать и поэтому становились искусными мастерицами. Чуваши очень любили украшать резьбой мебель, деревянную посуду, ворота. У чувашей есть много сказок, пословиц, поговорок, песен и танцев. Чуваши пели песни во время посиделок, хороводов, гуляний и праздников. Играли на таких инструментах, как волынка, гусли, барабан и гармонь.

Игровая ситуация «Бабушкин сундук».

Дети находят сундук и рассматривают вещи, которые в нём лежат(вещи с национальной вышивкой, предметы национального костюма, предметы быта)

Игра-инсценировка «Кто быстрее поможет хозяйке».

Хозяйка предлагает детям навести порядок в избе и накрыть стол к обеду. Дети ей помогают.

Конкурс «Тепел».

Хозяйка обращает внимание на то, что в крестьянском хозяйстве было много дел и забот. Одни приходились на лето, другие-на зиму; одни были заботой мужской, другие — женской. Начнём нашу игру с определения тех дел, которые традиционно считались женскими.

1 конкурс — дети перечисляют те виды работ, которые они считают традиционно женскими, пользуясь карточками. (огородничество, вышивка, заготовка воды, сбор ягод и грибов, жатва, прядение, приготовление пищи, ткачество, рубка и квашение капусты, шитьё, уход за скотом, воспитание детей, уборка в доме, растопка печи, выпечка хлеба, стирка, вязание и др.)

2 конкурс — «Рубашка».

Дети с помощью карточек составляют цепочку технологии изготовления рубашки. (посев конопли, прополка конопли, отделение семян, вымачивание, сушка конопли, мятие конопли, трёпка конопли, чесание конопли, прядение кудели в нитку, ткание на станках, выбеливание полотна, кройка рубашки, шитьё рубашки, вышивание оберегов на рубашке.

3 конкурс — «Сложи аккуратно рубашку».

Каждая команда складывает аккуратно рубашку, выигрывает тот, кто аккуратнее и быстрее сложит её.

4 конкурс — «Вышивка».

Детям даётся часть узора, они должны его закончить. Используется игра «Закончи узор».

5 конкурс — Посуда».

Дети с помощью карточек отвечают на вопрос: какими видами посуды пользовались чуваши в прошлом? (глиняными, деревянными чашками, ложками, кувшинами, ковшами и т. д.)

6 конкурс — «Вопрос-ответ».

- Из чего делали плетёные изделия? (из лыка, лозы, корней)
- Какой вид обуви носили чуваши? (лапти, сапоги, валенки)
- На чём ткали дорожки, покрывала? (на ткацком станке)
- На каких изделиях и предметах выполнялась резьба по дереву? (домашняя посуда, мебель, ворота, игрушки)
- Какие музыкальные инструменты вы знаете? (шапар — волынка, гусли, балалайка, бубен, барабан, свистулька и др.)

Подводятся результаты конкурсов. Победители награждаются эмблемами.

Игра «Благородные поступки».

Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам.) Хозяюшка кидает мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

Ч. н. игра «Иголка, нитка, узелок»

Подготовка к игре. Все становятся в круг и берутся за руки. Выделяются и устанавливаются в ряд три игрока: первый иголка, второй нитка и третий узелок, все три на некотором расстоянии от остальных.

Игра. Иголка бежит то в круг, то, из круга, куда хочет. Нитки и узелок следуют только в том направлении и под теми воротами, где пробегала иголка. Если нитка ошиблась направлением, запуталась, или узелок поймал нитку, то игра начинается сначала, и выбираются новая иголка, нитка и узелок.

Правило. Играющие не задерживают и свободно пропускают иголку, нитку и узелок и поднимают руки.

Конструирование «Жилище чувашской семьи» в форме игры «Дом добрых дел».

Дети берут детали конструктора и строят большой дом, приговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким. В конце рассматривают, какой большой дом мы построили. Сколько добрых дел мы можем сделать!

3. Беседа-исследование «Чувашский национальный костюм».

В гости приходят девочка и мальчик (куклы) в национальных костюмах. Дети рассматривают элементы чувашского костюма и отвечают на вопросы: какие элементы используются в чувашском национальном костюме для мальчиков, для девочек? Что характерно для национального костюма?

Как называются части чувашского костюма?

Дидактическая игра «Одень правильно куклу».

Дети одевают куклу в национальный костюм и называют предметы национального костюма.

Дидактическая игра «Разложи последовательно».

Перед детьми лежат картинки с изображением элементов женского и мужского национального костюма. Дети раскладывают картинки в том порядке в каком одевается одежда, сначала для женщин, а потом для мужчин.

Рассматривание альбома «Орнаменты и вышивка чувашского народа».

Дети рассматривают альбом. Знакомятся с элементами орнамента, основными цветами которые использовали чуваши, а также с определением каждого элемента в орнаменте (полоса-жизненный путь, дорога; крестик-межа, поля, раздел и т. д.)

Дидактическая игра «Закончи узор».

Детям даются образцы с узором и полоски с начатым, но не законченным узором. Дети с помощью вырезанных геометрических фигур должны закончить узор.

Проблемная ситуация «Национальная одежда».

Дети сравнивают национальную одежду русского и чувашского народа, а также отличительные черты каждого орнамента.

Дидактическая игра «Собери картинку».

Детям даётся ряд картинок с изображением различных ремёсел, из которых они выбирают только те, которые относятся к чувашским. Рассказывают об этом ремесле(как называли ремесленника, что он изготавливал, какие орудия труда использовал)

Чувашская народная игра «Луна или солнце (Уйохпа хевель)

Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны — игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными.

Правила игры. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.

Дидактическая игра «Найди чувашский орнамент».

Детям даётся ряд картинок с изображением орнаментов русского, армянского, татарского и чувашского народа дети должны выбрать только те, которые относятся к чувашскому орнаменту.

Дидактическая игра «Исправь ошибку».

Национальные куклы одеты неправильно, дети должны одеть их правильно.

Рисование «Чувашский орнамент в полосе».

Дети с помощью гуаши делают фон в полосе, а затем рисуют узор, используя геометрические фигуры (ромбы и треугольники)

4. Показ презентации «Чувашские народные праздники».

Просмотр презентации. Дети высказывают своё мнение об услышанном и увиденном.

Проблемная ситуация «Праздники у разных народов»

Дети сравнивают названия праздников у изученных народов, как праздновали праздники русские, армяне, татары, чуваши, какие обряды происходили, как готовились к праздникам.

«Знакомство с малым фольклором Чувашии»

Дети вспоминают, что относится к малым фольклорным формам. Воспитатель напевает колыбельную: Чуччи-чуччи, чундалай,

Глазки крепко закрывай.
Старый вяз кору припас
Тебе на колыбельку.
Мягкий лён, белый лён
Подарил постельку.
Гибкая рябина
Качалку подарила,
Липа-верёвочку,
Яблоня-крючок.
Чуччи-чуччи, баиньки,
Засыпай, сынок!

Дети отвечают на вопросы. К какому виду фольклора относится этот? Когда пели колыбельную? Какие колыбельные знаете вы?

Воспитатель сообщает, что у каждого народа есть свои приметы, по которым люди определяют какая будет погода или, когда лучше сеять. Знакомит детей с приметами чувашского народа.

Дети, которые умеют читать зачитывают пословицы и поговорки. Делают вывод, зачем народ использовал пословицы и поговорки (с помощью них люди коротко высказывали своё мнение, это мудрые короткие мысли). Дети обсуждают смысл пословиц и поговорок.

Чувашская национальная игра «Кого вам?» («Тили-рам?»)

В игре участвуют две команды. Игроки обеих команд строятся лицом друг к другу на расстоянии 10 — 15 м. Первая команда говорит хором: «Тили-рам, тили-рам?» («Кого вам, кого вам?») Другая команда называет любого игрока из первой команды. Он бежит и старается грудью или плечом прорвать цепь второй команды, взявшейся за руки. Потом команды меняются ролями. После вызовов команды перетягивают друг друга через черту.

Правила игры. Если бегущему удается прорвать цепь другой команды, то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. Если бегущий не прорвал цепь другой команды, то он сам остается в этой команде. Заранее, до начала игры, устанавливается количество вызовов команд. Победившая команда определяется после перетягивания каната.

Дидактическая игра «Отгадай загадки»

Воспитатель спрашивает детей : зачем пользовались загадками?(чтобы дети росли умными, в них только рассказывается о чём-то, а о чём именно-нужно догадаться самим. Воспитатель загадывает загадки:

Кораллы и агаты нанизаны на шнур. (Бусы)

Одна сторона покрыта лубком, другая монетами. (Шулкеме)

Большая перепёлка собирает весь народ. (Волынка)

У одной мыши 2 хвоста. (Лапти)

Конь железный, хвост льняной. (Иголка с ниткой)

Он толстая, квадратная-оделась в белый халат. (Печка)

Чуть дотронешься, со звуком разобьётся. (Стекло)

В одной рубашке 50 человек, все они в красных шапочках. (Спички)

Чтение чувашской легенды «Легенда о начале хлебопашестве»

Дети слушают легенду. После прослушивания обсуждают главную мысль произведения, характеры главных героев.

- Как назывались реки, на берегах которых происходили действия? (Свияга, Сура)
- Чем кормились люди до начала хлебопашества? (Дичью, мёдом)
- Как звали братьев? (Якиш, Велюк)
- Каким был Якиш? (Злым)
- Каким был Велюк? (Добрым)
- Чем занимался Якиш? (Охотой)
- Чем занимался Велюк? (Пчеловодством)
- Из-за чего умер Якиш?
- Что велел сделать Велюку бог Тор?
- Как появился первый хлеб?

Дидактическая игра «Разложи иллюстрации по порядку»

Дети раскладывают иллюстрации к легенде по порядку. С помощью иллюстраций пересказывают легенду.

Рисование по замыслу

Дети с помощью цветных карандашей рисуют понравившийся им эпизод из легенды.

5. Игровая ситуация «Весёлое путешествие».

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие. С помощью загадки дети определяют вид транспорта, на котором отправятся в путешествие.

Не летит, не жужжит,
Жук по улице бежит.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Машина)

Игра-имитация «Мы шофёры».

Все дети исполняют роль шофёров, садятся на стульчики, берут в руки руль, делают вид ,что едут на машине, имитируя движение машины жестами и звуками.

Дидактическая игра «Вопрос-ответ».

Воспитатель сообщает детям, что они приехали в лес. Дети садятся в круг и рассматривают картинку, отвечают на вопросы.

- Что нарисовано по середине поляны? (Дерево)
- Что нарисовано справа от дерева? (Пруд с утками)
- Сколько уток?(4)
- Покажите эту цифру!
- Что нарисовано слева?(Грибы)
- Сколько?(2)
- Покажите цифру 2.!
- Чего не хватает на картине, что бы вы нарисовали?
- А когда ничего нет, пусто, каким числом мы обозначаем?(0)
- Покажите!
- Давайте с помощью счётных палочек построим домик на полянке.
- Сколько счётных палочек вам понадобилось?
- Из каких геометрических фигур состоит ваш домик?

Дидактическая игра «Ручеёк».

Дети едут дальше и встречают на пути ручеёк. Отвечают на вопросы.

- Какой ручеёк? (Узкий, короткий)
- Мы можем его перешагнуть? (Дети перешагивают и сразу натыкаются на речку.)
- Что это? (Речка)
- Какие реки протекают в чувашской республике? (Свияга, Сура)
- Какие они? (Широкие, глубокие, длинные)
- Как перейти через речку? (Надо построить мост)

Дети с помощью полосок бумаги выстраивают мост через реку.

Игра-имитация «Кто первый, кто последний».

Дети проходят на цыпочках через мост.

- Посмотрите, кто сидит на пеньке? (Ёжик)

- Где сидит ёж? (На пеньке)

Он хочет с нами поиграть.

Дидактическая игра «Назови правильно».

Дети должны угадать, куда делся ёжик (ёжик сидит на пеньке, около, за, перед).

Воспитатель сообщает детям, что следы обратно кто-то запутал, предлагает детям расставить всё по местам. Дети выкладывают числовой ряд от 1 до 10 по порядку.

Дидактическая игра «Устрани поломку».

Дети выявляют ошибку в геометрической закономерности. Правильно составляют машину с помощью геометрических фигур, называют эти фигуры.

Воспитатель сообщает, что теперь мы отправимся в путешествие пешком.

Экскурсия в библиотеку филиал №3.

Дети просматривают презентацию, слушают рассказ библиотекаря о прошлом, быте, традициях, обрядах чувашского народа. Просматривают чувашские мультфильмы. Разглядывают и примеряют чувашские украшения.

Создание мини-музея в группе «Чувашская национальная культура».

После экскурсии дети выбирают из «Бабушкиного сундука» предметы, которые относятся к чувашской культуре и выкладывают их на полку, как экспонат(предметы рукоделия, чувашская национальная кукла, альбомы о чувашском народе и т. д.)

Ситуативный разговор «Чувашская национальная кухня»

Дети рассматривают кулинарную книгу. Рассказывают о своих любимых блюдах.

Сюжетно-ролевая игра «Семья. Готовимся к обеду»

Дети распределяют роли, затем разыгрывают ситуации (готовим посуду к обеду, еду; сервируем стол; приглашаем к столу; «едим»; убираем и моем посуду)

Коллективная аппликация «Укрась покрывало национальным узором».

Дети украшают ватман «покрывало» чувашским узором, используя геометрические фигуры.

Далее Тема НОД: «Знакомство с Арменией».

Ремизова Наталья Юрьевна,
воспитатель

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий, Логопедам Метки: 

Сейчас читают:

Методическая разработка: Конспект занятия по теме «Звуки [Л]-[Ль]. Буква Л» Методическая разработка: Конспект занятия по теме «Звуки [Л]-[Ль]. Буква Л»
Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи во второй младшей группе. Тема: «Овощи и фрукты» Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи во второй младшей группе. Тема: «Овощи и фрукты»
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.