НОД по теме «Знакомство с республикой Татарстан»

В рамках Проекта «Мы все разные, но дружные».

Непосредственно образовательная деятельность по теме: «Знакомство с республикой Татарстан».

НОД по теме ‘Знакомство с республикой Татарстан’Образовательные области: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы», «социализация», «безопасность», «здоровье», «труд», «музыка», «художественное творчество», «физическая культура».

Задачи:

1. Расширять и углублять знания о нашей многонациональной Родине. Познакомить детей с культурой татар: традициями, обычаями, бытом, национальными костюмами, жилищем. Рассмотреть символику республики Татарстан: герб, флаг. Познакомить детей с татарскими национальными праздниками: их историей, когда проводятся, какие обычаи на празднике соблюдаются. Воспитывать уважение к традициям татарского народа.  «Познание»

2. Упражнять детей в умении делать сравнительный анализ, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. «Познание»

3. Формировать умение отгадывать логико-математические загадки. Упражнять в умении соотносить число и количество. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры. «Коммуникация»

4. Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Татарский народ». Закреплять умение детей отвечать полным ответом на вопрос, развивать диалогическую речь. Обогащать речь детей татарским малым фольклором. Дать представление о назначении пословиц и поговорок, их отличии от других произведений малых фольклорных форм. Формировать умение осмысливать значение пословиц. Формировать умение вступать в речевое взаимодействие, участвовать в коллективном разговоре.

5. Приобщить детей к татарской литературе через ознакомление со сказками и стихами великих  татарских поэтов. Развивать аналитическое мышление, творческие способности, речевые умения и навыки. Воспитывать у детей добрые чувства, интерес и любовь к окружающим, сочувствия героям, попавшим в беду. «Чтение художественной литературы»

6. Формировать интернациональное чувство. Воспитывать толерантность. Формировать опыт общения, в малых детских группах координируя свои действия с действиями партнёров; умении договориться, выслушивать своих собеседников. «Социализация»

7. Уточнить представления о правилах безопасного поведения в поезде. «Безопасность»

8.Формировать представления о здоровом образе жизни. Способствовать формированию правил личной гигиены. «Здоровье»

9. Закрепить представление о профессиях взрослых, изготавливающих одежду и обувь, их профессиональных принадлежностях. «Труд»

10. Ознакомление с музыкальными традициями татарского народа, татарскими песнями и танцами. «Музыка»

11. Освоить приёмы сложения предметов из частей по образцу, формировать умение конструировать, умение пользоваться схемами. Развивать навык выполнения узорной композиции на плоскости силуэта сапожка. Развивать художественный вкус при подборе и расположении элементов. Формировать умение на силуэте тюбетейки составлять узор из элементов татарского орнамента (листочки, волнистые линии, тюльпан и др.) Продолжать формировать умение наносить рисунок восковыми карандашами, затем красками. Формировать композиционные навыки — составление цветочных композиций для украшений изделий народного обихода. «Художественное творчество»

12. Разучить татарские народные подвижные игры. Формировать физические качества: быстроту, силу, ловкость. Развивать умение взаимодействовать друг с другом в команде. «Физическая культура»

Методические приёмы: проблемные ситуации, ситуативный разговор, дидактические игры, сюжетно ролевые  игры, беседа-исследование, беседа-рассуждение, показ презентации, игровые ситуации,татарские подвижные игры, физминутки, художественное слово,продуктивная деятельность (конструирование, рисование, аппликация), чтение сказки, заучивание стихотворения, психогимнастика, экскурсия в библиотеку, создание мини-музея, игра-развлечение.

Оборудование: карта-схема путешествия; презентация «Достопримечательности Казани»; набор карточек «Безопасное поведение в поезде»; карта РФ; изображение герба и флага Татарстана; портрет президента; картинки с элементами национальной татарской одежды: тюбетейки, камзул, посуда; картинки с изображением национальных костюмов, декоративно-прикладного искусства, виды Казани; диск с татарской национальной музыкой, аудикассета с записью звуков поезда; кукла Айгуль в национальной одежде; одежда для куклы;иллюстрации к праздникам татарского народа; чудо-крестики схемы сложения Батыра Богатыря; кроссворд;картотека подвижных игр татарского народа; картинки с изображением жилища татарского народа предметами быта; 3 клубка ниток; сундук; картинки с  изображением людей разных национальностей(русские, татары, армяне);портреты Мусы Джалиля, Габдуллы Тукая, Абдуллы Алиша; книги поэтов; иллюстрации к книгам; схемы и карточки для дидактических игр; образец аппликации, рисунков; восковые карандаши, простой карандаш, гуашь, альбомные листы, кисти, акварельные краски, салфетки; силуэты сапожек; полоски разноцветной бумаги; набор для окраски.

Логика НОД

1. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в Татарстан».

Воспитатель обращает внимание на стук в дверь. Приходит почтальон и приносит письмо. Дети с помощью воспитателя читают письмо: «Приезжайте в гости к нам в солнечный Татарстан».

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие. Обсуждение, на каком транспорте мы  туда отправимся (на поезде). Дети рассматривают карту России, определяют путь, по которому поедут.

Дети поворачивают стульчики, садятся друг за другом и под звуки поезда имитируют движения колёс. Затем снова поворачиваются лицом к воспитателю. Фоном звучит татарская мелодия.

Воспитатель сообщает о том, что приехали в столицу Татарстана-город Казань(показ презентации «Достопримечательности Казани»).

Ситуативный разговор «Правила поведения в поезде».

Дети рассказывают правила поведения в поезде.

Беседа-исследование «Чем мне понравилась Казань».

Дети рассматривают презентацию и отвечают на вопросы: что вам больше всего запомнилось?

Чем отличается архитектура Казани от архитектуры Новокуйбышевска? Есть ли у Татарстана свой флаг, герб, президент? Чем отличаются флаг и герб от российского? Воспитатель объясняет и поправляет ответы детей.

Дидактическая игра «Собери флаг и герб Татарстана».

Дети рассматривают карточки с изображением герба и флага Татарстана, собирают пазлы, затем сравнивают с образцом.

Игровая ситуация «У нас гости».

В гости приходит кукла Айгуль в национальном костюме. Воспитатель сообщает детям ,что в гостях у них Айгуль по национальности она татарка, обращает внимание на то, что в гости  она пришла грустная. Дети спрашивают Айгуль, почему она грустная. Воспитатель прикладывает к уху куклу и говорит, что Айгуль опаздывает на праздник «Сабантуй» и просит детей помочь ей, но для начала дети должны познакомиться с праздниками татарского народа.

Айгуль вместе с детьми решает данную ситуацию.

Показ презентации «Народные праздники татарского народа».

Просмотр презентации. Дети высказывают своё мнение об увиденном и услышанном.

Народная татарская игра «Тимербай».

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в  центре круга.

Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его.

Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т.д.).

Дидактическая игра «Собери богатыря-батыра из чудо-крестиков».

Дети собирают картинку с помощью чудо-крестиков по образцу.

Художественное слово.

Зазвенел теплом июнь.
Здравствуй праздник Сабантуй!
После сева летним днём
Мы станцуем и споём.
Победит, кто будет сильным,
Смелым, ловким, и удалым.
Пригодится здесь сноровка
И отвага молодым.
Быстрый конь летит, как вихрь,
Управляет им джигит,
А чуть дальше, посмотри,
На поляне силачи!
Вот высокий шест стоит,
Всех людей к себе манит
А попробуй-ка в мешке,
Пробежаться по траве!
Вёдра, полные воды,
Очень быстро пронести
Смех, улыбка, шутки, пляс-
Всё здесь это и сейчас.
Веселись же и ликуй!
Это праздник Сабантуй!

Беседа-рассуждение «Праздник Сабантуй».

Дети высказывают своё мнение о празднике, называют другие праздники татарского народа.

Отвечают на вопросы: как татарский народ встречает праздник? Какие состязания проводятся?

Как готовятся к празднику? Что делают перед началом праздника?

Конструирование с элементами рисования «Все на Сабантуй».

Конструирование национальной куклы способом оригами из трёх составных частей (голова, платье, калфак). Рисование сцены для празднования «Сабантуя».

2. Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Хозяюшки».

3. Воспитатель сообщает, что сегодня дети пришли в гости к Хозяюшке. Хозяюшка встречает гостей  и показывает жилище татарского народа. Дети рассматривают макет жилища, предметы быта.

Игра-инсценировка «Давай познакомимся».

Дети встают в круг вместе с Хозяюшкой говорят слова приветствия, называют свою фамилию и имя.

Игровая ситуация «Бабушкин сундук».

Дети находят сундук и рассматривают вещи, которые в нём лежат (вещи с национальной вышивкой, предметы национального костюма, предметы быта).

Беседа-исследование «Татарский национальный костюм».

Дети рассматривают элементы татарского костюма и отвечают на вопросы: какие элементы используются в татарском национальном костюме? Что характерно для национального костюма?

Как называются части татарского костюма?

Дидактическая игра «Одень правильно куклу».

Дети одевают куклу в национальный костюм и называют предметы национального костюма.

Дидактическая игра «Кто быстрее намотает клубок».

Хозяюшка даёт детям несколько клубков, и они перематывают нитки. Выигрывает тот, кто быстрее перемотает клубок.

Татарская национальная игра «Займи место».

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят  взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекочу,
Никого в дом не пущу.
Как гусыня гогочу,
Тебя хлопну по плечу –
Беги!

Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Правила игры. Круг должен сразу остановиться при слове беги. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

Проблемная ситуация «Национальная одежда».

Дети сравнивают национальную одежду русского, армянского и татарского народа.

Дидактическая игра «Найди татарскую красавицу».

Дети рассматривают картинки и раскладывают по национальностям в зависимости от национального костюма.

Знакомство с татарским фольклором.

Хозяюшка предлагает выучить несколько пословиц и поговорок татарского народа.

Перед заучиванием дети объясняют их смысл. Хозяюшка поправляет и дополняет ответ.

«Кто гостей не любит звать — тому и радости не знать!»
«В дождь хлебороб отдыхает, в шторм рыболов отдыхает»
«Говоря даже в шутку, подумай минутку!»
«С хорошим другом и горы свернёшь, с плохим горя хлебнёшь»
«Лучше с палкой и кнутом, чем с неверным спутником»

Обсуждение этих пословиц и поговорок.

Аппликация « Украшение сапог-ичигов».

Дети украшают сапоги-ичиги национальным узором, выполняя узорную композицию на плоскости  силуэта сапожка: на союзках, задниках и голенище.

3. Знакомство «Жизнь и творчество татарского поэта Габдуллы Тукая».

Рассматривают портрет татарского поэта Габдуллы Тукая. Воспитатель рассказывает о жизни и творчестве поэта.

Прослушивание песни Туган тэл».

Дети слушают произведение, воспитатель сообщает детям о том ,что стихи Габдуллы Тукая стали в основе гимна татарского народа.

Татарская национальная игра «Угадай и догони».

Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен угадать, кто это. Если водящий назвал имя игрока правильно, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий не угадал имя игрока, тогда подходит другой игрок.

Правила игры: если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что  нужно бежать; становится водящим.

Чтение сказки «О козе и баране».

Дети слушают сказку. После прослушивания обсуждают характер главных героев, главную мысль произведения.

Отгадывание кроссворда.

1. Как называется родная деревня Г.Тукая? (Кушлауч)
2. Голову какого животного нашли коза и баран в сказке Г.Тукая? (Буре)
3. Во времена Г.Тукая, как назывались ученики? (Шакерт)
4. Какую песню на слова Г.Тукая татарский народ поёт как гимн? (Туган — тэл)
5. Красоту какой деревни описывал Г.Тукай в своих стихотворениях? (Кырлай)

Физминутка.

Раз подтянуться, подтянуться
Два согнуться, разогнуться
Три в ладоши — три хлопка
Головою три кивка
На четыре руки шире
Пять руками помахать
Шесть на стульчик тихо сесть.

Дидактическая игра «Угадай-ка».

Выставляются рисунки, дети должны угадать произведения Г.Тукая.

Дидактическая игра «Прочитай спрятанное слово».

Детям даются зашифрованные карточки, они пытаются угадать слово.

РПАУРСШМАСКСМИРАНС
НПБЕУПЛКБУПРЫБЛСПОЛВ
МИКЧМРИПДЫДЛМЧОДПВ
НЗМАЗНЕЙЖЗКЕОНЕВЖ

Заучивание стихотворения Г. Тукая «Ель»

Поздней осенью желтеют все деревья и кусты.
В эту пору и лужайки, и леса жёлтым — желты.
Ивы, яблони, берёзы-все как будто бы больны:
С каждым днём на них всё больше нездоровой желтизны.
Не страшны одной лишь ели ни морозы, ни метель?
Осень позднюю и зиму зеленеет гордо ель.

Рисование татарского растительного орнамента.

Дети рисуют национальный растительный орнамент, применяя различные композиционные  приёмы, сочетая цвета, симметрично располагая элементы в узоре.

4. Психогимнастика «Лучик».

К солнышку потянулись
Лучик взяли,
К сердцу прижали
И друг другу отдали.
Дети выполняют действия по тексту.

Проблемная ситуация.

Воспитатель сообщает детям о том, что прислали посылку, а в ней шкатулка. Хотела в неё заглянуть, да вот беда, она не открывается. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель подводит детей к выводу, что нужно отгадать загадку:

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт
В лесу подснежник расцветёт? (весна)

В шкатулке лежат украшения для яиц и письмо с описанием весенних обычаев татар, кассета с музыкой. Воспитатель читает письмо.

Прослушивание закличек.

Дети знакомятся с закличками татарского народа, вспоминают, какие формы фольклора использует народ.

Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте в гости к нам
Приносите нам Весну — красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку.

Беседа-рассуждение «Весенние обычаи татарского народа».

Дети вспоминают обычаи русского народа и сравнивают их с татарскими. Отвечают на вопросы как татары встречают весенние праздники? Как они называются у татарского народа?

Что делают в этот день? Какие праздничные гулянья проводятся?

Народная игра «Как у тёти Фанни».

Дети встают в хоровод, водят хоровод проговаривают слова и выполняют движения.

Как у тёти Фанни было семеро детей, было семеро детей, было семь сыновей,
Вот с такими вот ушами. Вот с такими вот глазами.
Вот с такими вот носами. Вот с такими вот зубами,
Вот с такой головой. Вот с такой бородой.
Вот с такими вот ногами. Вот такими животами.
Тётя Фанни не зевай, кого хочешь выбирай.

Дидактическая игра «Что продают на нашем базаре?»

Дети рассматривают картинки, называя предметы, которые могут продавать на базаре.

Воспитатель задаёт вопрос, чтобы быть продавцом, что надо уметь делать? (считать)

Дидактическая игра «Математическое лото».

Воспитатель предлагает детям поиграть в необычное лото. В нём шарики с номерами. Каждый шарик-какое-то задание. Дети достают шарики и выполняют задания (отгадывают математические загадки, показывают нужную цифру по числу хлопков, выкладывают цифровые цепочки, на ощупь определяют геометрическую фигуру, прокладывают путь от 1-10.)

Украшение яиц.

Дети украшают яйца различными узорами с помощью красок, наклеек, бисера.

5. Экскурсия в библиотеку филиал №3.

Дети просматривают презентацию. Знакомятся с представителем татарского ансамбля «Туган тел».

Он рассказывает о гостеприимстве своего народа, его прошлом, быте и нравах. Дети рассматривают  народные костюмы и украшения, пробуют национальное блюдо «Чак-чак»

Создание мини-музея в группе «Татарская национальная культура».

После экскурсии дети выбирают из «Бабушкиного сундука» предметы, которые относятся к татарской культуре и выкладывают их на полку как экспонаты (предметы рукоделия, татарская национальная кукла, альбомы о татарском народе и т. д)

Ситуативный разговор «Татарская национальная кухня».

Дети рассматривают кулинарную книгу. Рассказывают о своих любимых блюдах, высказывают своё мнение о татарском национальном блюде «Чак-чак».

Сюжетно-ролевая игра «Семья. Готовимся к обеду»

Дети распределяют роли, затем разыгрывают ситуацию (готовят посуду, еду, сервируют стол, приглашают к столу, «кушают», убирают и моют посуду, после еды говорят вежливые слова).

Беседа-рассуждение «Витамины».

Дети рассматривают картинки и высказывают своё мнение о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых они содержатся.

Игра-развлечение «Не скажу, а покажу».

С помощью считалки выбирается ведущий. Он показывает с помощью пантомимики действие, остальные дети отгадывают ,что хотел показать ведущий. Тот, кто угадал сам, становится ведущим.

Дидактическая игра «Кто знает, пусть продолжает».

Воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают: на голове татарские женщины носят….

Если женщина замужем, то… и т.д.

Дидактическая игра «Сложи картинку».

Дети складывают тюбетейку из разрезных картинок, сравнивают с образцом.

Рисование «Тюбетейка».

Дети рисуют тюбетейку, раскрашивают её нетрадиционным способом (сначала наносят узор жёлтым восковым карандашом, а затем всё закрашивают красками нужных цветов).

Далее: Тема НОД «Знакомство с республикой Чувашия».

Ремизова Наталья Юрьевна,
воспитатель

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий, Логопедам Метки: 

Сейчас читают:

Конспект организованной образовательной деятельности (ООД) на тему:  «Заколдованная весна» Конспект организованной образовательной деятельности (ООД) на тему: «Заколдованная весна»
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по логоритмике в старшей группе компенсирующей направленности (6-7 лет) с детьми после кохлеарной имплантации Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по логоритмике в старшей группе компенсирующей направленности (6-7 лет) с детьми после кохлеарной имплантации
Конспект подгруппового занятия «Предлоги» Конспект подгруппового занятия «Предлоги»
Конспект индивидуального логопедического занятия: Постановка звука [ш] Конспект индивидуального логопедического занятия: Постановка звука [ш]

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.