Тема: Звуки [C, C’].
Цели: образовательные:
- уточнить произношение звуков [с, с’],
- учить выделять звуки из состава слова,
- дифференцировать звуки по твердости-мягкости,
- совершенствовать звуковой анализ слов,
- упражнять в согласовании прилагательных и существительных в роде, числе,
- отрабатывать дикцию.
Коррекционные:
- развивать мышление.
Воспитательные:
- воспитывать умения слушать и слышать
Оборудование: зеркала, раздаточный материал, сюжетные картинки по теме «Зима».
Ход совместной работы:
1. Организационный момент.
Мы вновь отправляемся в путешествие по городу «Красивой речи». В городе вокруг нас большое количество звуков. Звуки бывают неречевые и речевые. Речевые звуки делятся на две большие группы. Что это за группы?(гласные звуки и согласные звуки).
Когда мы говорим, что звук гласный?
Когда мы говорим, что звук согласный?
И сейчас, используя наши знания поиграем в игру «Третий лишний».
Назовите лишний звук, который не подходит к остальным звукам.
о у м в э а
к н а и м п
п ы т к у э
2. Артикуляционная гимнастика.
Продолжаем путешествие. И сначала по пути вы должны в парк зайти.
Ставим зеркала.
Губы:
Улыбнемся мы красиво,
Нежно, весело и мило.
Зубы:
Зубы быстро мы сближаем
И заборчик получаем.
Язык:
Пригласили маляра,
Чистить зубки нам пора.
Мы покажем язычок
Пя – пя – пя, пя – пя — пя,
Не балуйся язычок,
Пя – пя – пя,
Тренируйся язычок
Пя – пя – пя.
3. Знакомство со звуками [с],[(с*].
Вот мы и готовы продолжить наше путешествие.
а) «Доскажи словечко»
Не сможешь накачать колёса
Ты без помощника… насоса)
Какой звук в слове насоса встретился дважды?
Сегодня с вами буде говорить о звуках [с],[с*].
б) Анализ артикуляции звука[с].
- Воздух из большого насоса бежит и свистит: с – с – с.
- губы: в улыбке
- зубы: сближены
- кончик языка: за нижними зубами, струя холодного воздуха идет по середине языка
- голосовые связки: не работают, голос не включается.
Поэтому мы можем сказать, что [с]:
согласный …
глухой …
твердый …
А как свистит маленький насос? с* — с* — с*
губы: в улыбке
зубы: сближены
кончик языка: за нижними зубами, средняя часть языка приподнята.
Мы можем сказать, что звук [с*] …
в) Упражнение в произношении звуков [с],[с*].
Наше путешествие продолжается. На столе у вас листочки.
Посмотрите на насосы. Как свистит большой насос? А маленький? Какие фишки показывает Юпик? Почему?
4. Дифференциация звуков [с] [(с*].
а) Загадка
Кто она, угадай – ка!
Седая хозяйка
Тряхнёт перинки –
Над миром снежинки.
- Пришла зима. Взяла зима волшебную кисть. Пошла в больших мягких валенках тихо,неслышно по лесам, по полям, по сёлам и городам. Нарисовала повсюду зимние картины. Посмотрите на её картину «Зимний вечер».
- Назовите слова со звуком[с]. Определите место звука [с] в слове.
б) Упражнение в произношении.
Послушайте внимательно двустишие.Затем мы его повторим все вместе, выделяя голосом звуки [с],[с*].
Словно в сказке, как во сне,
Падает на землю снег.
в) Намела зима сугробами белый снег.
На сугробах виден чей-то след.
- Рассмотрите сугробы. Над сугробами кружатся необычные снежинки. На снежинках картинки. Снежинки кружатся, выбирают: на какой сугроб упасть? Назовите снежинки картинки (бусы, рысь, самолет, лось, автобус, серьги, василёк, слон). Подумайте и скажите, на какой из сугробов опустится каждая снежинка?
5. Физминутка.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки — балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
6. Формирование грамматического строя речи.
- Приглашаем зимушка-зима всех жителей города Красивой речи и всехдетей на улицу погулять, поиграть.
- В какие игры вы любите играть зимой? Картина «Зимние забавы».
- Посмотрите на картинку «Сима на прогулке». Как играет Сима? Какие цвета любит девочка?
- Сима любит звуки [с],[с*] в её имени первый звук? …
И даже в названиях цветов одежды у неё эти звуки.
Какой цвет со звуком [с]?
А какой — со звуком [с*]?
У Симы синяя….. (шапка)
А пальто какое?
Сапоги какие?
Бант какой?
У Симы красный….(шарф)
А варежки какие?
Штаны? Тампон? Ведро?
7. Звуковой анализ.
Посмотрите на схему слова. Сколько в слове слогов? Какой слог ударный? Сколько звуков?
Подберите к схеме слово по картинке «Сима на прогулке».(Сима, сани)
8. Итог совместной деятельности .
Какие звуки мы сегодня изучали?
Расскажите о них.
С каких звуков начинаются слова о зиме: снежная, суровая, сердитая, серебристая, седая.
Почему зиму так называют?
А какие слова мы ещё можем сказать о зиме.
- Рефлексия.
Продолжение: НОД по теме Автоматизация звука [Л]
Туркина Наталья Владимировна,
учитель-логопед НДОУ «Детский сад № 141»
ОАО «РЖД», город Пермь