О дыхании

«О дыхании»

(материал для консультации и размещения в родительском уголке)

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.

Упражнения для развития речевого дыханияМалыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Правила выполнения дыхательных упражнений

Внимание!

  • Выполняйте упражнения в проветренном помещении или на улице (в теплое время года).
  • Вдох надо делать через нос, плечи не поднимать.
  • Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки. (Если это происходит, взрослый может придерживать их пальцами.)
  • Выдох должен быть длительным, плавным.
  • Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на [X], значит, ребёнок дует неправильно.
  • Не переусердствуйте! Достаточно 3—5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.
  • После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.

Регулярное выполнение дыхательных упражнений позволит предупредить возникновение простудных заболеваний!

Примеры дыхательных упражнений

«Дудочка»

Упражнение Дудочка для развития речевого дыханияРебенку предлагается поиграть на дудочке или подуть в свисток с разной силой, для получения звучания разной силы.

 

«Загони мяч»

Упражнение Загони мяч для развития речевого дыханияВытяни губы трубочкой и с силой дуй на ватный шарик на столе, стараясь загнать его в «ворота» (между двумя карандашами).

 

«Фокус»

Развитие речевого дыхания1. Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок).
2. Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.
3. Сделай вдох через нос.
4. Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

 

«Одуванчик»

Упражнения для развития речевого дыханияВетер дул на одуванчик —
Разлетелся сарафанчик.

Вытянуть  губы  вперёд  трубочкой  и  длительно  дуть  на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.

 

«Сдуй снежинку»

Упражнения для развития речевого выдохаСнег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрался мы в кружок,
Завертелись как снежок.

Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю губу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй ватный шарик — «снежинку» с ладони. Повтори три-четыре раза, следя, чтобы не надувались щёки. (Главное, чтобы ребёнок произносил звук, похожий на [Ф], а не на [X], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).

 

«Вертушка»

Упражнения для развития речевого дыханияДуют дети на вертушку
Очень славная игрушка!
Крутится, вращается,
Детишкам очень нравится!

Длительно произносить звукосочетание «ФУУУУУУ».

 

«Кораблик»

Развитие речевого выдохаПо волнам корабль плывёт.
Ты вдохни, надуй живот.
А теперь ты выдыхай
И кораблик опускай.

Руки положить на область диафрагмы. Плавно и неторопливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «шшшш…» или «ффф…».

 

«Мыльные пузыри»

Развитие речевого выдоха

Взял соломку Игорёк,
Надул мыльный пузырёк.

Имитировать длительный выдох через узкую трубочку. Для формирования навыка ротового выдоха полезно надувать мыльные пузыри.

 

«Бабочка»

Развитие речевого дыхания

Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки –
На березовой ветке!

Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка.

В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при выполнении которых возрастают объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются общие и дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.

 

«Надуй шарик»

Развитие речевого дыхания

Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем:
Шарик лопнул — выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.

Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

 

«Наклоны»

Выполняется стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед вверх — глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и, отведя их назад, наклониться вперед — полный выдох (живот втягивается).

 

Развитие речевого дыханияДолго дятел дуб долбит
(руки вперед вверх).
Клювом дятел дуб долбит
(руки вниз назад):
Тук, тук, тук, тук, тук, тук
(руки вперед, вверх).
Пауков найдет он тут
(руки вниз назад).

 

«Повороты»

Выполняется стоя, руки на поясе, повороты туловища в стороны, влево поворот — вдох, вправо — выдох.

Развитие речевого дыханияБоком-боком, боком-боком
Ходит галка мимо окон.
Ветром вся взъерошена,
Снегом запорошена.

 

«Ветер дует»

Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко
(руки поднять вверх, встать на носки, подуть),
Я подую низко
(руки перед собой, присесть и подуть),
Я подую далеко
(руки перед собой, наклон вперед, подуть),
Я подую близко
(руки положить на грудь и подуть на них).

Материал разработан
учителем-логопедом
Порядиной А. И.

Список литературы:
1.    Анищенкова Е.С. Учимся говорить правильно за 20 минут в день. Уникальная система развития речи. – М., 2009. – 159.
2.    Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всем на свете. Азбука правильного произношения. – М., 2005. – 120с.
3.    Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. – СПб, 2004. – 80с.
4.    Леонова С.В. Веселая разминка // Логопед, 2004, № 6.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (7 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Развитие речи, Родителям Метки: 

Сейчас читают:

В помощь родителям: Что такое фонематический слух и как его развить? В помощь родителям: Что такое фонематический слух и как его развить?
Правильная, развитая речь — ступень к успешному обучению в школе Правильная, развитая речь — ступень к успешному обучению в школе
Как вызвать интерес к чтению у дошкольников Как вызвать интерес к чтению у дошкольников
Задержка речевого развития у детей. Пути преодоления Задержка речевого развития у детей. Пути преодоления

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.