Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами

Урок обучения грамоте
«Обозначение мягкости согласных звуков
гласными буквами»
1 класс

Задачи урока:

1.    Учить различать гласные первого и второго ряда в слогах, словах, предложениях.
2.    Учить сравнивать согласные по твёрдости-мягкости  на уровне звука, слога, слова.
3.    Формировать умение выбирать гласную букву для обозначения мягкости согласного на письме.
4.    Развитие навыков звукового анализа.
5.    Развитие навыка работы с деформированным предложением.

Оборудование:

Для учителя: компьютерная презентация, изображения сказочных героев, цветные шарики со слогами, карточки со словами для предложений.

Для учащихся: рабочие тетради, карточки с заданием.

I.Организационный момент.

- Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. К нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними.

- Начинаем урок обучения грамоте.

II. Введение в тему.

- Мы с вами уже многое умеем и знаем. Поэтому именно к нам обратился за помощью один очень известный сказочный герой. Он очень не любит учиться. Говорит, что умеет кушать, на улице играть. А больше ему ничего не надо.

Он не знает ничего…
А вы знаете его…
Мне ответьте без утайки-
Кто в гостях у нас? (Незнайка) (2 слайд)

- Незнайка на уроке писал предложения под диктовку и не справился с заданием. Умница Знайка ни одного балла ему за работу не поставил.

- Внимательно прочитайте предложения, посмотрите на ошибки..Подумайте, какой материал не усвоил Незнайка? Чего он не знает? (3 слайд)

Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами
- Незнайка не научился использовать гласные буквы для смягчения согласных звуков. Поможем Незнайке?

- Мы должны заработать 5 баллов для Незнайки, выполнив 5 сложных заданий.

III. Сообщение темы урока.

- Итак, тема урока «Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами».

Повторим и закрепим то, чему научились на последних уроках обучения грамоте. (4 слайд)

IV Чистописание.

л   лл   л
ло   ле   ла   лы   лю   ли

- Повторим написание строчной буквы л, соединение буквы л с другими буквами.

- На какие две группы можно разделить слоги? (слоги с твёрдыми согласными и мягкими согласными).

-Отметьте синим цветом твёрдые согласные в слогах, зелёным цветом- мягкие согласные.

V. Работа по теме урока.

1) — Посмотрите внимательно на таблицу букв. Назовите те буквы, которые используются для смягчения согласных. Будьте внимательны. (5 слайд)

А

Е

Ю

Ы

Ё

Я

Э

У

И

О

- Для смягчения согласных используем гласные второго ряда: Я, Е, Ю, И, Ё

2) Дифференциация твёрдых — мягких согласных в прямых слогах. (На доске изображения сказочных героев и шарики со слогами)

- Первое задание для вас и Незнайки.

Помогите друзьям Незнайки – Чиполлино и Буратино- собрать разлетевшиеся шарики. Буратино должен собрать шарики со слогами, в которых твёрдые согласные звуки, а Чиполлино – с мягкими согласными звуками. (Дети выполняют задание у доски)

- Молодцы! Вы справились с первым заданием. Получаете первый балл.  (6 слайд)

3) Дифференциация твёрдых — мягких согласных в небольших словах.

Модели слов (7 слайд)

- Составьте слова, используя гласную сначала первого ряда, затем второго ряда. Наблюдаем за значением слова.


- Вывод: От выбора гласной зависит значение слова.

- Следующее задание.
- Приготовьте сигнальные карточки синего и зелёного цветов. Сигнальной карточкой покажите твёрдость или мягкость первого согласного в слове. Подумайте, какую гласную будем писать после него.

Мыл, мил, сын, семь, торт, тёрка, мишка, мышка.

- Молодцы!  Получаем ещё один балл за работу. (8 слайд)

4) Самостоятельная работа по вариантам (в тетради)

- 1 вариант записывает слова, которые начинаются с твёрдого согласного звука,

2 вариант- слова, которые начинаются с мягкого согласного звука. (9 слайд)

Мыл, мил, лук, люк, лист, лыжи, пенал, парта.

Проверка.

- Молодцы! Заработали вместе с Незнайкой ещё один балл. (10 слайд)

VI. Физминутка.(11 слайд)

VII. Закрепление на материале предложений.

1) Работа со словами-паронимами.

- Вставьте подходящее по смыслу слово. (12 слайд)

РАДЫ — РЯДЫ

Дети сажали овощи. Они старались делать ровные _______.  Осенью убирали урожай. Все были _________.

НОС — НЁС

Буратино _______ золотой ключик. Он любит всюду совать свой      _______.

МИШКА — МЫШКА

Кот ___________ ловил __________.

Работа выполняется детьми на карточках самостоятельно с последующей проверкой на слайде.

- Молодцы! Заработали четвёртый балл. (13 слайд)

2) Зрительно-слуховой диктант.

Работа с деформированными предложениями. (карточки со словами на доске) (14 слайд)

зиме рады  дети
Нины  Пети и  санки у
горки  малыши с катались

- Соберите рассыпавшиеся предложения. (Дети работают у доски)

- Прочитать получившийся текст. (15 слайд)

Дети рады зиме.
У Пети и Нины санки.
Малыши катались с горки.

Запись под диктовку с предварительной подготовкой.

Самопроверка. (16 слайд)

Анализ работы.

- Кто написал предложения без ошибок?

- У кого 1-2 ошибки?

- За эту работу вы и Незнайка заработали ещё один — пятый балл. (17 слайд)

VIII. Итог урока.

- Итак, наш урок подошёл к концу. Мы помогли Незнайке разобраться в очень сложном материале. Вспомним, о чём говорили на уроке?

- Какие гласные буквы смягчают согласный звук?

IX. Домашнее задание.

Текст с ошибками, который написал Незнайка в начале урока. Списать, исправив ошибки.

Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами

Скачать презентацию

Душейко Оксана Юрьевна,
учитель — логопед МБС(К)ОУ «СКОШ-И для детей с ТНР»
г. Березники Пермский край

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.