Образовательная программа по дополнительному образованию детей «Развитие связной речи»

Образовательная программа Развитие связной речиНаправленность: социально-педагогическая.

Вид деятельности: развитие речи детей.

Составитель: Доронина Елена Борисовна, педагог дополнительного образования.

Возраст детей: от 6 до 7 лет.

Пояснительная записка

Актуальность программы

Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства.

К числу важнейших задач логопедической работы с детьми относится формирование связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления речевого недоразвития, так и для подготовки дошкольников к школьному обучению.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы; самостоятельно излагать суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития детской речи.

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Научная обоснованность

Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах развитии связной речи у ребенка.

Проблемой изучения развития связной речи, как важнейший показатель связности рассматривается умение ребенком структурно правильно строить текст и использовать необходимые для этого средства связи (Ворошина Л.В., Кудрина Г.Я., Ушакова О.С., Шадрина Л.Г.).

Программа опирается на следующие принципы общей и специальной педагогики:

  • Системности;
  • Комплектности;
  • Деятельностный;
  • Онтогенетический;
  • Обходного пути;
  • Общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

Широко используется демонстрационный материал: сюжетные картины и серии сюжетных картин, предметные картинки, опорные картинные и рисуночные планы, схематичные рисунки.

Цель программы:

В ходе обучения формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и соответствующий выбор лингвистических средств необходимых для успешного и результативного обучения в массовой общеобразовательной школе.

Задачи программы:

  • Обучение детей связному последовательному составлению рассказа с опорой на наглядность;
  • Формировать у детей активный зрительный и слуховой контроль за составлением самостоятельного высказывания;
  • Формировать и совершенствовать умение детей использовать в речи предложения различных видов;
  • Обучение детей приемам планирования собственного рассказа;
  • Развитие диалогической формы речи;
  • Совершенствование усвоения норм языка, развитие лексико-грамматических категорий;
  • Закреплять у детей навыки словообразования и словоизменения;
  • Активизация активного и пассивного словаря детей.

Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы

Настоящая программа предназначена для детей 6 – 7 лет.

Срок реализации образовательной программы

Работа по развитию связной речи начинается с октября, после завершения обследования, по май.

Формы и режим занятий

Форма занятий – подгрупповая. Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность одного занятия, включая динамическую паузу, проветривание составляет 40 минут.

В итоге логопедической работы у детей развивается языковое чутье и постепенно ребенок овладевает необходимыми речевыми умениями и навыками, на основе которых в дальнейшем становится возможным составление монологического высказывания.

Содержание обучения

На сегодняшний день предлагается большое количество различных методов, цель которых развитие связной речи у дошкольников. Основными и наиболее действенными являются:

  • Пересказ – самый простой из методов, он научит ребенка выделять основные части услышанного текста, связывать их между собою, а затем, придерживаясь основной сюжетной линии, рассказать ранее услышанное.
  • Рассказ по сюжетной картине – научит ребенка выделять главных лиц, прослеживать за их действиями и рассказывать о взаимодействии героев между собой, а также способствует развитию фантазии.
  • Рассказ – описание пейзажной картины. Описание пейзажных картин требует от ребенка умения рассказать о природе, которую он видит, а также о явлениях, запечатленных на ней художником. Для красоты и динамичности рассказа рекомендуется вводить живых персонажей и предложить ребенку проявить фантазии и рассказать о действиях этих персонажей.
  • Логопедическая загадка. Этот метод помогает усвоить логарифм произношения звуков и звуковых сочетаний, а также их правильное применение в словах.
  • Сравнительное описание предметов. Метод способствует развитию аналитических способностей у дошкольника и дает возможность провести сравнение одинаковых и различных особенностей предметов.
  • Творческий рассказ. Дает возможность дошкольнику побороть страх формулирования и высказывания собственных мыслей и чувств. Он учит ребенка не бояться аудитории и публичных выступлений.

Виды занятий по развитию речи:

  • составление и распространение простых предложе​ний по предметным и сюжетным картинкам;
  • обучение детей «чтению» и отгадыванию загадок о предметах по карточкам с условными обозначения​ми и предметным картинкам;
  • составление линейного пересказа текста по опорным картинкам;
  • составление пересказа текста по опорным картин​кам;
  • составление пересказа по тексту и серии сюжетных картин;
  • составление рассказа по опорным картинкам;
  • составление рассказа по сюжетной картине;
  • составление рассказа по схематичному рисуночному плану;
  • составление рассказов-описаний предметов с опорой на предметные картинки и схематичный рисуноч​ный план.

Структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы.

  1. Обогащение и активизация словаря.
  2. Работа над смысловой стороной речи.
  3. Формирование грамматического строя речи.
  4. Воспитание звуковой структуры речи.
  5. Развитие элементарного осознания языковых явлений.
  6. Развитие связной монологической речи.
  7. Развитие общей и мелкой моторики.

Именно взаимосвязь разных речевых задач на занятии создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Поэтому целесообразен комплексный подход, где соединяются разные речевые задачи чаще на одном содержании.

Структура занятия включает три базовые части:

I.​ Оргмомент.

  • Активизация словарного запаса.

II.​ Основная часть занятия.

  1. Введение в тему занятия.
  2. Знакомство с текстом рассказа или с содержанием сюжетных картин. Обучение детей умению правильно отвечать на вопросы по содержанию текста.
  3. Физкультминутка / пальчиковая гимнастика.
  4. Составление пересказа текста или рассказа по опорным картинкам или рисункам.

III.​ Подведение итогов занятия.

Описанные методы позволяют быстро и качественно исправить ошибки в речи ребенка, а также развить речь у ребенка, что значительно облегчит его общение со сверстниками, а также старшими людьми. Усвоив и закрепив навыки связной речи, ребенок преодолевает страх общения, намного быстрее проходит школьный адаптационный период, и ему легче дается школьное обучение.

Календарно-тематическое планирование
на 2014 – 2015 учебный год
(Приложение 1)

п/п

Тема и дата

подгруппового занятия

Цель подгруппового занятия

1.

«Что такое осень?»
Инструктаж по технике безопасности
02.10.2014
Составление и распространение предложений о приметах осени по картинкам и опорным карточкам.

2.

«Четыре времени года»
07.10.2014
Составление описательных и сравнительных рассказов о временах года по сюжетным картинкам и опорному плану.

3.

«В осеннем лесу»
09.10.2014
Составление пересказа «Как вырос дуб» по тексту и серии сюжетных картин

4.

«Знакомые незна­комцы»
14.10.2014
Составление загадок о фруктах и овощах по опорным карточкам-подсказкам.

5.

«Что мы знаем о фруктах и овощах?»
16.10.2014
Составление рассказов-описаний фруктов и ово­щей по опорному картинному плану.

6.

«В осеннем саду»
21.10.2014
Составление пересказа «Как выросла яблонька» по тексту и серии сюжетных картин.

7.

«Давайте будем сравнивать»
23.10.2014
Составление рассказов-сравнений фруктов и ово­щей по картинному плану.

8.

«Лесные ягоды»
28.10.2014
Составление пересказа «Как собрали земляни­ку на варенье» по тексту и серии сюжетных кар­тин.

9.

«Что мы знаем о ягодах?»
30.10.2014
Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений о ягодах по опорному картинному плану.

10.

«За грибами»
11.11.2014
Составление пересказа «Как осенью грибы собирали» по тексту и серии сюжетных картин.

11.

«Что мы знаем о грибах?»
13.11.2014
Составление рассказов-описаний и рассказов сравнений грибов по опорному картинному плану.

12.

«Что такое ателье?»
18.11.2014
Составление пересказа «Как маме сшили новое платье» по тексту и серии сюжетных картин.

13.

«В гостях у Золуш­ки»
20.11.2014
Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о предметах одежды, обуви и головных уборах по опорным карточкам и картинному плану.

14.

«В гостях у хитрого лиса»
25.11.2014
Составление загадок о диких животных леса по опорным карточкам-подсказкам.

15.

«Расскажи, какие они»
27.11.2014
Составление рассказов-описаний диких животных леса по опорному картинному плану.

16.

«В гости к белоч­кам»
02.12.2014
Составление пересказа «Как белки на зиму запасы делают» по тексту и серии сюжетных картин.

17.

«Что мы знаем о ди­ких животных ле­са?»
04.12.2014
Составление загадок и рассказов-сравнений о ди­ких животных леса по опорным карточкам и кар­тинному плану.

18.

«Что такое зима?»
09.12.2014
Составление рассказа о зиме по сюжетным картинкам и опорному картинному плану.

19.

«Времена года»
11.12.2014
Составление описательных и сравнительных рассказов о временах года по сюжетным картинкам и опорному картинному плану.

20.

«Как живет белый медведь»
16.12.2014
Составление пересказа «Как живет белый мед­ведь» по тексту и серии сюжетных картин.

21.

«Что мы знаем о животных зоопарка?»
18.12.2014
Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о животных зоопарка по опорным карточкам и картинному плану.

22.

«Лесная гостья»
23.12.2014
Составление творческих рассказов о том, как мож­но нарядить елочку к Новому году.

23.

«Новогодние празд­ники»
25.12.2014
Составление рассказа о елочке по серии сюжет­ных картин.

24.

«Домашние голуби»Инструктаж по технике безопасности
13.01.2015
Составление пересказа «О голубях» по тексту и серии сюжетных картин.

25.

«Что мы знаем о домашних птицах?»
15.01.2015
Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о домашних птицах по опорным карточкам и картинному плану.

26.

«Птицы рядом сна­ми»
20.01.2015
Составление рассказа о зимующих птицах по представлению (из личного опыта детей).

27.

«Что мы знаем о птицах?»
22.01.2015
Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений о зимующих птицах по опорному картинному плану.

28.

«Как заготавливают сено»
27.01.2015
Составление пересказа «Как заготавливают сено» по тексту и серии сюжетных картин.

29.

«Что мы знаем об инструментах?»
30.01.2015
Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений об инструментах по опорнымкарточкам и картинному плану.

30.

«О работе кузнеца»
03.02.2015
Составление пересказа «О работе кузнеца» по тексту и серии сюжетных картин.

31.

«Что мы знаем о профессиях?»
05.02.2015
Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о разных профессиях по опорным карточкам и картинному плану.

32.

«О специальных машинах»
10.02.2015
Составление пересказа «О специальных машинах» по тексту и серии сюжетных картин.

33.

«Что мы знаем о транспорте?»
12.02.2015
Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о транспорте по опорным карточкам и картинному плану.

34.

«Масленичная неде­ля»
17.02.2015
Знакомство с русскими традициями и обычаями. Составление и распространение предложений по картинкам о праздновании на Руси Масленицы.

35.

«Проводы русской зимы»
19.02.2015
Составление рассказа о проводах русской зимы по сю­жетным многофигурным картинам и опорному плану.

36.

«Наше Отечество»
24.02.2015
Составление рассказа о Родине по опорным предметным картинкам и картинному плану.

37.

«Что такое весна?»
26.02.2015
Составление описательного рассказа о весне по сюжетным картинкам и опорному картинному плану.

38.

«Как делают шерс­тяные нитки»
03.03.2015 
Составление пересказа «Как делают шерстяные нитки» по тексту и серии сюжетных картин.

39.

«Праздник бабушек и мам»
05.03.2015
Составление рассказов о весеннем празднике по представлению (из личного опыта детей), с опорой на картинный план.

40.

«В магазине мебе­ли»
17.03.2015
Составление пересказа «О том, как покупали ди­ван» по тексту и серии сюжетных картин.

41.

«Что мы знаем о мебели?»
19.03.2015
Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о мебели по опорным карточкам и картинному плану.

42.

«Путешествие в мир посуды»
24.03.2015
Составление пересказа «Посуда села Гжель» по тексту и серии сюжетных картин.

43.

«Такая разная посу­да»
26.03.2015
Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений предметов посуды по опорному картонному плану.

44.

«Летом на реке»
31.03.2015
Составление пересказа «Как ерш от щуки друга спас» по тексту и серии сюжетных картин.

45.

«Такие разные рыбы»
02.04.2015
Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений рыб по опорному картинному плану.

46.

«Полезные насекомые»
07.04.2015
Составление пересказа «Трудолюбивые пчелы» по тексту и серии сюжетных картин.

47.

«Такие разные насекомые»
09.04.2015
Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений насекомых по опорному картинному плану.

48.

«Планеты Солнечной системы»
14.04.2015
Составление рассказов о планетах по представлению,

49.

«Космические путе­шествия»
16.04.2015
Составление фантастических историй о путешествиях к другим планетам.

50.

«О ласточках»
21.04.2015
Составление пересказа «О ласточках» по тексту и серии сюжетных картин.

51.

«Такие разные пти­цы»
23.04.2015
Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений о перелетных птицах по опорному картинному плану.

52.

«Весной в лесу»
28.04.2015
Составление пересказа рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» по опорным рисункам.

53.

«Весенние работы в саду»
30.04.2015
Составление рассказов по представлению (из личного опыта детей) с опорой на рисуночный план.

54.

«Как выращивают цветы»
07.05.2015
Составление пересказа «Как Маша вырастила цветы» по тексту и серии сюжетных картин.

55.

«Такая страшная война»
12.05.2015
Составление и распространение предложений по сюжетным картинам и фотографиям военных лет.

56.

«Волшебный цветок в добрых руках»
14.05.2015
Составление творческих рассказов о «волшебных» цветах.

57.

«Здравствуй, лето!»
19.05.2015
Составление рассказов-описаний о лете по сюжетной картине и опорному плану.

58.

«Летние забавы»
21.05.2015
Составление рассказов о летних играх и развлечениях по представлению (из личного опыта детей).

Список литературы:

1.​ Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6 – 7 лет с ОНР. – М., Гном и Д., 2011.

  • Опорные картинки и планы к конспектам фронтальных и подгрупповых занятий логопеда.
  • Картинные планы, репродукции, сюжетные картины к конспектам фронтальных и подгрупповых занятий логопеда.
  • Конспекты фронтальных занятий логопеда.
  • Конспекты подгрупповых занятий логопеда.
  • Альбом 1. Мир растений.
  • Альбом 2. Мир животных.
  • Альбом 3. Мир человека.
  • Карточки по лексическим темам. Упражнения по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с речевыми нарушениями.

2.​ Выготский Л.С. Развитие устной речи. // Детская речь. – М., 1966. Ч.1. С.51-78.

3.​ Выготский Л.С. Мышление и речь // Психология. – М., 2000.

4.​ Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

5.​ Захарова А.В. К вопросу о развитии грамматического строя у детей дошкольного возраста. – М., 1955.

6.​ Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб., 2004.

7.​ Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.

8.​ Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.

9.​ Пожиленко Е.А. Энциклопедия развития ребенка. – СПб., Каро. 2006.

10.​ Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. — М., 1966.

11.​ Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.

12.​ Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Обучение и воспитание детей с ОНР. // Логопедия. / Под ред. Волковой Л.С. – М., 1995.

Доронина Елена Борисовна,
учитель-логопед,
Лицей 504 Дошкольное отделение «Радуга»,
город Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.