Общее недоразвитие речи (ОНР)

ОНР - это общее недоразвитие речиОбщее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда).

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности:

  • более позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам);
  • речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена;
  • ребёнок, понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли;
  • речь детей с ОНР является малопонятной.

Выделяют три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонетов языка при ОНР:

1-ый уровень:  полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов.
Особенности:

  • словарь детей состоит из лепетных слов типа «ляля», «биби»; при этом одно слово может обозначать разные понятия («ляля» — это и кукла и девочка);
  • часто названия предметов употребляются вместо названий действий и наоборот: «туй» (стул) — сидеть, «пать» (спать) — кровать;
  • такие дети не умеют строить фразы; они говорят однословные слова-предложения типа «дай»;
  • многие звуки не произносятся;
  • сложные слова сокращаются до простых: «аба» (собака), «алет» (самолет).

2-й уровень:

Особенности:

  • достаточно большой словарный запас; двухсловные и трехсловные фразы;
  • используемые слова сильно искажены и связи между словами в предложениях еще не оформлены; например: «кадас ледит той» (карандаш лежит на столе);
  • нарушено согласование слов; например: «иса безал» (лиса бежала);
  • в сложных словах часто переставляются слоги или добавляются новые; например: «лисипед» (велосипед).

3-й уровень: характеризуется развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии различных сторон речи. Однако есть нарушения в оформлении сложных речевых единиц.
Особенности:

  • неправильное употребление окончаний и рассогласование слов: «стулы» (стулья); «красная солнце» (красное солнце); «два булки» (две булки);
  • упрощение сложных предлогов: «из стола» (из-за стола);
  • словарный запас достаточно большой, но может отсутствовать знание нюансов (например, ребенок может не знать, таких частей тела, как запястье, локоть, переносица);
  • неправильное образование уменьшительно-ласкательных форм: «стулик» (стульчик); относительных прилагательных: «стекловый» (стеклянный); притяжательных прилагательных: «лисовая шкура» (лисья шкура); и глаголов с приставками: «зашивать пуговицу» (пришивать пуговицу);
  • слоговая структура слова воспроизводится правильно, за исключением сложных слов; например: «милицанер» (милиционер);
  • звуки произносятся правильно, кроме некоторых сложных звуков: «р», «л»;
  • нарушен звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, плохо подбирает картинки на заданный звук).
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (10 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: ОНР Метки: 

Сейчас читают:

Особенности слухового восприятия детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Особенности слухового восприятия детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Анализ методов развития диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи Анализ методов развития диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи
Влияние дидактических игр и игровых упражнений на преодоление фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи Влияние дидактических игр и игровых упражнений на преодоление фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи

Отзывы к материалу: "Общее недоразвитие речи (ОНР)"

  1. Златa:

    Уважаемые коллеги. Скажите пожалуйста, до какого возраста можно ставить детям — ОНР? В каких документах можно прочитать о возрастном сроке?

  2. Olga:

    Мне сказали так : ОНР ставится до 1 класса включительно,а 2 класс уже дисграфия.

  3. Вера:

    Как правило, своевременно не устраненное ОНР в школе плавно перетекает в дисграфию, а к 5-ому классу — в дизорфографию.

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.