Обучение детей с ОНР рассказыванию по картинке как основное средство развития связной речи

ОНРОбучение детей с ОНР рассказыванию по картинке как основное средство развития связной речи.

Одним из приемов развития связной речи является обучение рассказыванию по картине. Значение этого вида занятий велико, т.к. они способствуют:

  • расширению и активизации словаря;
  • формированию грамматически правильной речи;
  • развитию процессов восприятия, воображения и логического мышления.

И это очень важно, т.к. у детей с ОНР, наряду с системным нарушением речи, очень часто наблюдаются отклонения и недостатки в развитии внимания, памяти, восприятия и мышления [3].

Обучение рассказыванию по сюжетным и пейзажным картинкам является частью системы по развитию связной монологической речи дошкольников с ОНР, которая включает в себя:

  • описание предметов;
  • пересказ;
  • рассказы по картинам;
  • некоторые виды творческого рассказывания [1].

Ниже представлены примерные конспекты по обучению детей с ОНР рассказыванию по картинке в разных возрастных группах.

Конспект занятия №1 по обучению детей рассказыванию по картине в средней группе.

Тема занятия: «Беседа по картине «Куры»

Задачи:

  • учить детей полно и точно отвечать на вопросы по содержанию картины, используя в речи простую распространенную фразу,
  • обогащать и активизировать словарь,
  • работать над развитием силы голоса.

Подготовительная работа:

  • разучивать загадки о петухе,
  • беседа о домашних птицах.

Словарь:

  • кукарекает, кудахчет, пищат, гребешок, бородка, шпоры, пестрые, хвост колесом.

Грамматика:

  • винительный падеж существительных: «клюет зернышки», «нашли жучка», «клюнуть жучка», «пьет воду», «ищет червячков»;
  • предложный падеж: «на голове», «на ногах», «на пальцах», «на земле»;
  • существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Оборудование:

  • картины «Куры», игрушка «Петух».

Ход занятия.

1. Организация внимания:

- Сначала сядут девочки, потом мальчики.

2. Встреча с петухом.

Его рассматривание.

Логопед достает коробку. Вдруг из нее раздается: «ку-ка-ре-ку!»

- Ой, кто это там кукарекает? Как вы думаете, ребята?

- Петушок.

- Давайте посмотрим (логопед открывает коробку и достает из нее большого игрушечного петуха).

- Здравствуй, петушок (дети здороваются)! Ты зачем залез в коробку?

- Здравствуйте! А я хотел всех ребят разбудить.

- Да ребята давно уже не спят. Смотри мы уже позавтракали и теперь сели заниматься.

- Да? Ну вот, значит, я опоздал.

- Петух огорчается.

- Ну, ты не грусти. Хочешь, мы тебе загадку загадаем? (Петушок со-глашается и дети загадывают ему загадку: «Хвост с узорами, сапоги со шпорами. Ночью — распевает, днем — время считает»).

-Ну, это про меня загадка. Да, и днем, и ночью распеваю. Я прямо как будильник. Я очень нужный.

- Да, Петя, ты не только нужный, но еще и очень красивый. Да, ребята? Хочешь мы про тебя расскажем? (Логопед вместе с детьми рассказывает).

- А у меня есть картина, на которой нарисована куриная семья. Хотите посмотреть? (Логопед вывешивает картину). Давайте назовем всех-всех, кто нарисован на этой картине.

- Кто это?

- Расскажите, какой у него гребешок.

- Что у него еще есть на голове?

- Какой у него клюв?

- Какие глаза?

- Какой у петуха хвост?

- Какие у петуха лапы? Что есть на лапах?

- Какого цвета перышки у петуха?

- Что делает петух?

- Какой он?

- А это кто? Какие они?

- Какого цвета цыплята?

- С кем гуляют цыплята?

- Что делает их мама-курица?

- Куда смотрят эти цыплята? Что они хотят сделать?

- Что здесь нарисовано? Что делает эта курица?

- Сколько всего кур здесь нарисовано?

3. Работа над силой голоса.

- Понравилась вам эта картина?

- А тебе, Петя? Давайте покричим, как петух. Что он делает? (Кукарекает). Как он кукарекает громко или тихо?

- А как куры своих детей созывают? (Изображают). Что они делают? (Кудахчут).

- А что делают цыплята? Каким голосом они пищат? (Тонким, тихим).- Изображают.

4. Итог занятия.

Петух: «Молодцы, ребята, мне у вас очень понравилось, но теперь мне надо идти домой, меня курочка и цыплятки ждут. До свидания, ребята.

Дети прощаются с петухом и приглашают его еще в гости.

Логопед дает оценку ответам детей.

Конспект занятия №2 по обучению детей составлению связных рассказов по картине в старшей группе.

Тема: «Составление связных рассказов по картине «В лесу»

Задачи:

  • учить детей строить полный последовательный рассказ по сюжетной картине, в речи простыми распространенными предложениями (в том числе с однородными членами);
  • при рассказывании использовать коллективно со-ставленный план.

Подготовительная работа:

  • рассматривание и беседа по данной кар-тине, составление рассказов-описаний, отдельных фрагмен-тов картины, чтение рассказов и стихов, беседа о лете.

Словарь:

  • чудесная, ясная, солнечная (погода);
  • березы, сосны, поляна, ромашки, колокольчики, незабудка, букет;
  • собирать, искать.

Грамматические формы:

  • отработать творительный падеж с предлогом «за».

Оборудование:

  • картина, кружочки красного и синего цвета по количеству детей.

Ход занятия

1. Организация внимания.

Уточнение последовательности времен года: каждому ребенку задается вопрос типа: «Какое время года бывает после лета?»; «перед зимой?» и т.д.

Правильно ответивший на вопрос садится на свое место.

2. Вступительная беседа:

- Какое сейчас время года?

- Назовите весенние месяцы.

- Какой весенний месяц сейчас?

- Какое время года будет после весны?

- Сейчас конец весны, как мы говорим про такую весну (поздняя)?

- На какое время года похожа поздняя весна?

- Какое летом солнце?

- А какая погода бывает летом?

- Ваня, скажи, какая летом погода, назови все слова, которые говорили ребята (ребенок строит предложение с однородными членами).

- Куда мы пойдем на прогулку?

3. Работа с картиной:

- Игра «К нам пришел волшебник «Я слышу».

Логопед вывешивает картину:

- Посмотрите, дети решили пойти погулять в лес. Как вы думаете, где они живут? Давайте поиграем в игру «К нам пришел волшебник «Я слышу». Представьте себе, что вы тоже оказались здесь, в лесу. Какие звуки вы слышите? (Шумят деревья, жужжат жуки, разговаривают между собой девочки и мальчики, поют птицы, прыгают белки, шурша когтями по стволу дерева).

4. Физминутка.

- А теперь вы встаньте со стульчиков, кто захочет, возьмите корзины для ягод, орехов и прогуляемся по лесу. (Дети изображают, как идут по лесу, рвут цветы, собирают ягоды в корзины (рука согнута в локте). А сейчас подкрадемся на цыпочках, спрячемся за дерево и посмотрим, как играют белки. Послушайте, как кукует вдалеке кукушка (дети тихим голосом ку-ку; ку-ку). Пойдем дальше. Нужно покричать, чтобы никто не отстал, не потерялся: Ау! Ау! (протяжно, не очень громко). Теперь можно идти домой.

- Сейчас будем составлять по картине рассказ.

- О чем будем говорить вначале?

- О чем расскажем потом?

- О чем будем рассказывать дальше?

- Что нужно сказать потом?

- Чем закончим рассказ?

Рассказы детей.

3-4 ребенка (по очереди) составляют свои рассказы по картине. После каждого выступления дети поднимают красный или синий кружки в зависимости от того, понравился рассказ или нет. Затем они добавляют, высказывают замечания или, наоборот, говорят, что им понравилось в рассказе.

5. Итог занятия.

- Что мы сегодня делали?

- Чьи рассказы вам понравились?

Логопед дает оценку ответам детей.

Конспект занятия №3 по обученю рассказыванию по серии сюжетных картинок в подготовительной группе.

Тема: «Составление рассказов по сюжетным картинкам серии «Что такое хорошо и что такое плохо».

Задачи:

  • упражнять детей в составлении рассказа по серии сюжетных картинок;
  • учить развивать сюжет, придумывая продолжение рассказа;
  • учить давать оценку поступкам людей, их эмоциональному состоянию.

Словарь:

  • грустный, печальный, огорчение, веселый, радостный, веселье, стыдно, покраснел, «не смотрит в глаза».

Подготовительная работа:

  • чтение стихотворения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»;
  • беседы о правилах поведения в обществе, о делах плохих и хороших;
  • рассматривание и беседа по данной серии сюжетных картинок.

Оборудование:

  • серия картинок (4 шт.), мячик.

Ход занятия

1. Организация внимания:

Игра «Скажи наоборот» (логопед называет слово, бросает ребенку мяч, тот возвращает его, произносит слово с обратным значением (радость, грусть, добрый, веселый, трудолюбивый, вежливый, жадный, красивый, ленивый, злой, грустный, щедрый).

2. Вступительная беседа:

- Ребята, вы знаете, что есть поступки плохие и хорошие, если человек совершит хороший поступок, то как про него можно сказать (хороший, справедливый, добрый). А если кто-то поступит плохо, то такому человеку обязательно будет стыдно. Поэтому нужно стараться вести себя так, чтобы потом не пришлось краснеть за свои поступки. Давайте расскажем о том, какие хорошие поступки вы совершили.

3. Рассказывание по картинкам.

- Сегодня мы будем составлять рас сказ про Олега и Мишу (выставляет первую картинку). Ира начнет рассказывать, а мы будем слушать внимательно и дополнять рассказ (Ира рассказывает. После рассказа дети вносят дополнения и поправки).

- Ребята, как в такой ситуации нужно поступить Мише?

- Давайте посмотрим, как же поступил Миша (выставляется вторая картинка). Кто хочет рассказать?

- Кто дополнит рассказ Артема? (Логопед следит за тем, чтобы в своих рассказах дети дали оценку поступку Миши).

- Миша поступил нехорошо. Как вы думаете, ему радостно от того, что он отобрал у Олега игрушку?

- Посмотрим следующую картинку. Вика, расскажи, что было раньше.

- Вам понравился рассказ Вики?

- Людям, которые поступают нехорошо, обычно бывает стыдно за свои поступки. И они даже краснеют от стыда. Посмотрим, стыдно ли Мише (выставляется четвертая картинка).

- Кто хочет рассказать? (Если ребенок в рассказе упускает это, то логопед просит обратить внимание на настроение персонажей картины).

4. Физминутка.

Две руки хлопают,
Две ноги топают,
Два локтя вращаются,
Два глаза закрываются.

5. Работа над развитием воображения:

- Дети, подумайте, а что могло произойти дальше? (Дети стали играть вместе).

- А как играть вместе, ведь игрушка-то одна? (Дети высказываю свои варианты)

- А на следующий день, когда мальчики пришли в детский сад, что мог сделать Миша, чтобы порадовать Олега?

- Так как же нужно играть, чтобы никому не было обидно?

- Кто хочет еще раз рассказать про Олега и Мишу (выслушивается 1-2 рассказа с добавлением своего конца истории).

6. Итог занятия.

Логопед дает оценку рассказам детей.

Литература:

  • Бородич А.М. «Методика развития речи детей» М. Просвещение, 1981 г
  • Гербова В.В. «Учусь говорить» М. Просвещение, 1999 г.
  • Глухов В. П. Особенности обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста с ОНР//Дефектология. 1986 №3

Ксейко Л.А.,
учитель-логопед высшей кв. категории

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: , ,

Сейчас читают:

Задержка психического развития у детей дошкольного возраста Задержка психического развития у детей дошкольного возраста
Речевая карта при отсутствии речи Речевая карта при отсутствии речи
Логопедическая работа по формированию навыка словообразования прилагательных у детей с ОНР 3 уровня Логопедическая работа по формированию навыка словообразования прилагательных у детей с ОНР 3 уровня
Формирование лексической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня Формирование лексической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.