Обучение построению сериационных рядов детей с ЗПР

Обучение построению сериационных рядов
детей с задержкой психического развития
на материале сказки Л. Н. Толстова «Три медведя»

В процессе формирования  у ребенка целостного и четкого представления об окружающем мире важное место занимает способность воспринимать и правильно оценивать такой признак предметов, как величина.

У дошкольников с задержкой в развитии затруднено формирование точных  и полных представлений о величине. Сравнивая предметы, ребенок может практически выделить признак длины, толщины, высоты, ширины, однако, обозначить эти качества словами для него затруднительно. Это обусловлено недостаточностью глазомера ребенка, бедностью его словаря, а также тем, что понятие величины относительное и определяется только через сравнение предметов по отдельным параметрам.

Обычно величину предмета можно определить, найдя место, которое он занимает в сериационном ряду.

Сериационным называется ряд, в котором предметы упорядочены по определенному признаку.

Самым наглядным примером являются матрешки, выстроенные в ряд «по росту».

Развитие мыслительной операции – сериации проходит в несколько этапов, с учетом которых определяется этапность  в работе:

1.    Установление простых отношений путем сравнения двух-трех элементов. На этом этапе детей учат пользоваться способом примеривания. От ребенка пока не требуется самостоятельное называние параметра величины, педагог комментирует выполняемые ребенком действия.

2.    Увеличение ряда, с цель научить детей определять величину предмета, относительно других элементов ряда. Сначала через примеривание, затем, используя условную мерку и, наконец, на глаз.

Педагог дает инструкцию, согласно которой сначала нужно выбрать самый большой предмет, потом из оставшихся самый большой и так делать, пока все предметы не закончатся.

Необходимо обратить внимание ребенка на то, что один и тот же предмет больше, чем впередистоящий и меньше, чем последующие. У ребенка уже есть практический опыт, и можно добиваться называния определяемого параметра (длины, ширины, высоты, толщины).

3.    Соотнесение плоскостных и объемных элементов ряда.

4.    Построение и соотнесение двух рядов. Также увеличивается число элементов.

5.    Построение ряда с изменением направления отсчета (сначала с самого большого, а затем с самого маленького).

6.    Дополнение ряда, путем нахождения места для недостающих элементов.

7.    Построение ряда по предварительно составленной схеме.

На начальных этапах формирования сериации удобно использовать сказку Л.Н. Толстова «Три медведя».

Сначала педагог знакомит ребенка с содержанием сказки, обсуждает с детьми ее содержание, а затем предлагает игру по мотивам сказки.

Игра начинается с появления главных героев – медведей. «Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый.

Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна.

Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка». (Л. Н.Толстой).

Желательно на этом этапе использовать плоскостные изображения медведей, чтобы путем примеривания определить их величину. Важно, чтобы была единая точка отсчета – медведи стоят «на полу» или на «траве» на одной линии.

Далее ребенок должен расставить медведей «по росту», начиная с самого большого, и подобрать каждому корзинку соответствующего размера. Педагог комментирует действия ребенка, называя размер корзины: большая, поменьше, маленькая. Ребенок способом примеривания уточняет размер.

На фланелеграфе (доске) выставляются ёлочки разной высоты. Важно, чтобы елочки располагались на одной линии. Педагог обозначает словом критерий величины (высокая, пониже, низкая), ребенок расставляет их по порядку. Следует обратить внимание ребенка на то, что одна елочка ниже высокой и выше низкой. Так постепенно усваивается на практике представление об относительности величины.

К каждой елочке ребенок подбирает грибок, самостоятельно обозначая величину.

Аналогично проводится работа по соотнесению сериационных рядов корзины и грибы, медведи и стулья, тарелки и ложки для медведей, медведи и кровати.

В процессе этой деятельности у ребенка накапливается достаточно опыта практической деятельности по построению сериационных рядов, соотнесению двух рядов, закреплению представлений о величине в слове.

После усвоения ребенком способа примеривания, следует научить его определять величину предмета с помощью условной мерки.

Для этого ребенку предлагается картинка, на которой изображены три медведя с одной стороны и их домик с другой. К домику ведут две дорожки.

Ребенку предлагается определить, какая дорожка короткая, а какая длинная.

Для этого ему дается шнурок, равный по длине одной из дорожек, путем накладывания шнурка сначала на одну, а потом на другую дорожку, выясняется, какая из них длиннее, а какая короче. Педагог обозначает словом параметр длины. Следует приготовить несколько вариантов дорожек (прямые, изогнутые, извилистые).

Когда указанный способ будет усвоен, количество дорожек увеличивается до трех-четырех. Ребенок, определяя длину, сам комментирует свои действия.

Таким образом, на материале сказки можно сформировать и закрепить такие понятия как большой-маленький, высокой-низкий, длинный-короткий.

Гревцева Оксана Викторовна,
дефектолог, олигофренопедагог.
г. Липецк

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (7 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом

Посмотрите ещё:

Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями
Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе на тему «Прощай, Букварь» с использованием ИКТ Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе на тему «Прощай, Букварь» с использованием ИКТ
Театральные игры и их роль в коррекции связной речи Театральные игры и их роль в коррекции связной речи
Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.