Обучение технике чтения учащихся, имеющих особенности в развитии

Трудно переоценить значение обучения детей чтению, так как чтение, кроме его большого общевоспитательного значения, на живых примерах учит самым разнообразным способам правильного выражения мыслей, являясь, таким образом, одним из незаменимых инструментов совершенствования и речи и мышления.

Система обучения и воспитания детей с дефектами в развитии является неотъемлемой составной частью единой системы образования.

При обучении  чтению детей по коррекцонной программе VIII вида большое внимание уделяется рациональному выбору методов и приемов организации урока, подбору  наглядных и раздаточных дидактических материалов, использовании все органов чувств, дифференцированном и индивидуальном подходе к тем учащимся, которые испытывают те или иные затруднения в овладении чтением, т.е. в правильном определении мер коррекционного воздействия.

Вся работа над чтением ведется в 4-х направлениях:

1.    Правильное чтение — это чтение, которое идет без искажения звукового состава слова.

2.    Сознательное чтение – это чтение, при котором правильно воспринимается информационное и эмоциональное содержание прочитанного.

3.    Выразительное чтение — чтение с соблюдением должной интонации и передачей голосом эмоционального содержания и настроения текста.

4.    Беглое чтение – такой темп чтения, при котором понимание опережает произношение. Темп беглого чтения приближается к темпу разговорной речи (программа коррекционной школы VIII вида исключает подсчет количеств слов в 1 минуту. Дается только объем текста. Не важно, за сколько времени его прочитают).

При обучении чтению учащихся с нарушением интеллекта необходимо учитывать следующее:

1.    В 1-м классе на каждом уроке необходимо обязательно проводить артикуляционную и дыхательную гимнастику, которое включает упражнения, направленные на совершенствование артикуляционного аппарата, развитие речедвигательного механизма – языка, губ, на подготовку речевых органов к произнесению определенного звука.

2.    В 1-4-х классах хороший эффект в обучении чтению и произношению дает использование сопряженной речи (речь учащихся с учителем), отраженной речи,(самостоятельное повторение) и хоровой речи с движением.

3.    В 1-6-х классах на каждом уроке необходимо проводить речевую зарядку – тренировку на правильное артикулирование звуков (разучивание скороговорок, четверостиший).

Также необходимо отметить, что виды работы при проверке домашнего задания должны отличаться от видов работы над новым текстом.

Учитель сам знакомит учащихся с новым текстом, для лучшего эмоционального восприятия содержания учебники учащихся должны быть закрыты; чтение текста учителем должно быть эмоционально окрашено (стихотворение учитель должен читать наизусть); перед прослушиванием нового текста учащимся ставится вопрос по содержанию текста для привлечения их внимания; все вопросы в ходе разбора текста учитель задает всему классу; учитель должен требовать полный, правильно построенный ответ; речь учителя не должна быть слишком громкой или слишком тихой; все виды чтения про себя обязательно должны быть с заданием.

1.    Прочитай отрывок про себя, отметь слова, смысл которых ты не понимаешь.
2.    Прочитай про себя и найди ответ на вопрос.
3.    Прочитай и найди слова и предложения для характеристики героя.

Виды работы над новым текстом на уроке чтения в коррекционной школе VIII вида

1.    Хоровое чтение по такт для выработки нужного темпа речи.
2.    Хоровое чтение трудной части рассказа с повторным прочтением слабыми учащимися.
3.    Чтение по частям с предварительным распределением частей между учащимися с учетом возможностей каждого: с изменением силы голоса (громко, умеренно, тихо); с изменением темпа чтения (быстро, медленно); с изменением интонации (радостно, сердито, печально, сдавленно).
4.    Выборочное чтение по вопросам (учитель задает вопрос, а ученик отвечает).
5.    Выборочное чтение по картинкам (опиши картинку словами текста).
6.    Чтение той части рассказа, которая особенно понравилась.
7.    Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
8.    Нахождение отрывка или предложения, отражающего главную мысль рассказа.
9.    Чтение предложения, которое стало поговоркой (для басни).
10.    Чтение по ролям
11.    Конкурсное чтение стихотворений.
12.    Нахождение самого длинного слова в тексте.
13.    нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком (вопросительным знаком).
14.    Нахождение в тексте слов, которые обозначают имена собственные.
15.    Нахождение в тексте слов на правило (жи-ши, ча-ща, разделительный ъ и др.).
16.    Нахождение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).
17.    Чтение по частям с озаглавливанием каждой части.

Виды речевых зарядок

1. Чтение слогов: Аа, уа, ау, иа, Ея, Ия, Ао, ЯЯ, Ом, он, ос, от, ох.

Чтение слогов и слов с подготовкой:

ад – сад – суд –сед – дед – бед
во – кво – скво – сквор –цы

2. Чтение слов, отличающихся 1- 2 буквами или порядком и расположением:

На – нас — сан — сап – нас — сел
Ой – бой — бои — мои – мол
Следы — слезы
Зверь — дверь
Слон -  стон

3. Чтение родственных слов:

Дом — домик
Стол – столик
Трава — травка
Шел – пошел – вышел – пришел

4. Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки, но отличающих разные корни:

Продал                                     Украл
Проделал                                  Увел
Продырявил                             Увез

5. Чтение скороговорок:

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

6. Наращивание второго согласного к одному и тому же звуку:

С – не – сне – снеж – Ки – снежки
С – Лу – слу – слу – чи – лось
С – пе – спе – спе – ци – аль – ный

7. Кто самый внимательный (чем отличаются слова):

Домик             Работа
Домики           Рабочие
Домовой         Работники

Любой логопед, используя данный материал сможет добиться высоких результатов при обучении детей чтению.

Плотникова Ирина Васильевна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом

Посмотрите ещё:

Методическая разработка: Конспект занятия по теме «Звуки [Л]-[Ль]. Буква Л» Методическая разработка: Конспект занятия по теме «Звуки [Л]-[Ль]. Буква Л»
Социализация детей с ОВЗ в среде типично развивающихся дошкольников Социализация детей с ОВЗ в среде типично развивающихся дошкольников
Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи во второй младшей группе. Тема: «Овощи и фрукты» Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи во второй младшей группе. Тема: «Овощи и фрукты»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.