Суть обучения грамоте (письму и чтению)

Обучение письму и чтениюСуть обучения грамоте (письму и чтению) — материал информационного стенда для родителей. Может быть полезен начинающим логопедам.

Что такое письмо и чтение? Какие виды речевой деятельности включают письмо и чтение? Что нужно для того, чтобы ребенок был готов полноценно освоить эти навыки при поступлении в школу?

Письмо — это преобразование (перекодировка, перевод) звукового ряда, организованного во времени, в пространственный ряд символов (в русском письме — букв).

Написать — значит:

  1. Услышать звук на фоне слова,
  2. Отличить его от других,
  3. Обозначить нужной буквой,
  4. Расположить буквы в определенной последовательности — в русском письме в один ряд слева направо.

Для этого важны:

1.​ Хороший фонематический слух (фонематические: восприятие, представления, анализ)

2.​ Сформированные в достаточной степени элементарные математические представления: понятия «ряд», временные (до-после, сначала-потом, раньше-позже) и пространственные (верх-низ, лево-право, впереди-сзади) ориентировки

3.​ Развитая мелкая ручная (пальчиковая) моторика

4.​ Зрительно-моторная координация (взаимодействие глаза и руки).

Чтение — это преобразование видимого ряда букв в слышимый ряд звуков.

Д.Б. Эльконин: «Чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического изображения.»

Прочитать — значит:

  1. Расчленить написанное слово на буквы,
  2. Припомнить звук, который обозначает данная буква (причем, чтобы узнать, мягкий или твердый звук обозначает согласная буква, надо сначала посмотреть на последующую гласную),
  3. «Собрать» слово из звуков,
  4. Понять его смысл.

Здесь важны:

Материал информационного стенда для родителей. Может быть полезен начинающим логопедам.

1.​ Умение отличать гласные буквы от согласных

2.​ Хороший фонематический слух (фонематические представления и фонематический синтез)

3.​ Словарный запас и грамматический строй речи.

Процесс письма первичен по отношению к процессу чтения и более сложен: письмо — это слухо-зрительно-моторное образование, а чтение — зрительно-слуховое. Понятно, что если дошкольник умеет читать, а написать (напечатать или выложить из букв разрезной азбуки) не может, то качество его письма в школе будет страдать.

Хорошая письменная речь базируется только на хорошей устной.

Овладение грамотой не может быть успешным без произвольности (осмысленности) психических процессов: речи, внимания (в том числе слухового и зрительного), памяти, эмоций, воли. Произвольность психических процессов в норме формируется к семи годам, поэтому обучение в нашей стране начинается в семь лет.

Родители, отдающие ребенка в школу раньше («Он умный.» «Подумаешь, не хватает до семи лет каких-то двух месяцев.»), нарушают его право пойти в школу тогда, когда он готов психологически, физически и личностно.

Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
ГБДОУ № 73 Кировского района
г. Санкт-Петербурга

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 3,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Развитие речи Метки: ,

Сейчас читают:

Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Речевые игры для всей семьи Речевые игры для всей семьи
Советы родителям: «Дыши правильно» Советы родителям: «Дыши правильно»
Почему ребенок не говорит? Почему ребенок не говорит?

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.