Суть обучения грамоте (письму и чтению) — материал информационного стенда для родителей. Может быть полезен начинающим логопедам.
Что такое письмо и чтение? Какие виды речевой деятельности включают письмо и чтение? Что нужно для того, чтобы ребенок был готов полноценно освоить эти навыки при поступлении в школу?
Письмо — это преобразование (перекодировка, перевод) звукового ряда, организованного во времени, в пространственный ряд символов (в русском письме — букв).
Написать — значит:
- Услышать звук на фоне слова,
- Отличить его от других,
- Обозначить нужной буквой,
- Расположить буквы в определенной последовательности — в русском письме в один ряд слева направо.
Для этого важны:
1. Хороший фонематический слух (фонематические: восприятие, представления, анализ)
2. Сформированные в достаточной степени элементарные математические представления: понятия «ряд», временные (до-после, сначала-потом, раньше-позже) и пространственные (верх-низ, лево-право, впереди-сзади) ориентировки
3. Развитая мелкая ручная (пальчиковая) моторика
4. Зрительно-моторная координация (взаимодействие глаза и руки).
Чтение — это преобразование видимого ряда букв в слышимый ряд звуков.
Д.Б. Эльконин: «Чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического изображения.»
Прочитать — значит:
- Расчленить написанное слово на буквы,
- Припомнить звук, который обозначает данная буква (причем, чтобы узнать, мягкий или твердый звук обозначает согласная буква, надо сначала посмотреть на последующую гласную),
- «Собрать» слово из звуков,
- Понять его смысл.
Здесь важны:
Материал информационного стенда для родителей. Может быть полезен начинающим логопедам.
1. Умение отличать гласные буквы от согласных
2. Хороший фонематический слух (фонематические представления и фонематический синтез)
3. Словарный запас и грамматический строй речи.
Процесс письма первичен по отношению к процессу чтения и более сложен: письмо — это слухо-зрительно-моторное образование, а чтение — зрительно-слуховое. Понятно, что если дошкольник умеет читать, а написать (напечатать или выложить из букв разрезной азбуки) не может, то качество его письма в школе будет страдать.
Хорошая письменная речь базируется только на хорошей устной.
Овладение грамотой не может быть успешным без произвольности (осмысленности) психических процессов: речи, внимания (в том числе слухового и зрительного), памяти, эмоций, воли. Произвольность психических процессов в норме формируется к семи годам, поэтому обучение в нашей стране начинается в семь лет.
Родители, отдающие ребенка в школу раньше («Он умный.» «Подумаешь, не хватает до семи лет каких-то двух месяцев.»), нарушают его право пойти в школу тогда, когда он готов психологически, физически и личностно.
Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
ГБДОУ № 73 Кировского района
г. Санкт-Петербурга