Ох уж этот звук «Р»!

Арткуляционная гимнастикаЗвук «Р» появляется в речи обычно самым последним. Дефектное произношения этого звука дети воспринимают, как правило, довольно болезненно. Они пытаются самостоятельно или с помощью взрослых научиться произносить этот звук. Но этот звук довольно «хитрый», уловить движение языка не так просто. И порой звук «Р» получается горловым. А секрет в том, что при произношении этого звука передняя часть языка поднята к твердому небу, а кончик языка вибрирует. Так вот, благодаря этой вибрации, мы и слышим правильное произношение звука «Р».

Недостатки произношения звука «Р» имеют свои причины: недостаточная подвижность передней части языка, что не позволяет удерживать язык в нужной артикуляционной позе. Это бывает следствием паретичности отдельных мышц языка или укороченной подъязычной связки, или является подражанием дефектному произношению.

Работа по формированию правильного произношения звука «Р» начинается с артикуляционных упражнений, что позволяет нормализовать движение языка, губ. Затем, наряду с общими упражнениями, необходимо выполнять специальные упражнения для того, чтобы вызывать вибрацию кончика языка. Это довольно длительная работа. Но результатом ее является правильное произношение звука.

Следующие упражнения помогут преодолеть данный речевой дефект:

  • Поднять кончик языка на верхнюю губу, а затем опустить на нижнюю.
  • Облизнуть слева направо и наоборот сначала верхнюю губу, а затем нижнюю.
  • Облизнуть верхние зубы кончиком языка слева направо и наоборот.
  • Поднять кончик языка к верхним альвеолам (бугоркам за верхними зубами) и «пощекотать» их, совершая движения слева направо и наоборот.
  • «Побить» по альвеолам кончиком языка, произнося при этом «д-д-д…»
  • Ударяя по верхним альвеолам, произносить: дда, дддда, дддддда, все время учащая произношение звука «д». То же самое проделать и с другими гласными звуками: «ддддо, дддду, дддды…»
  • Прижать кончик языка к верхним альвеолам пальцем или соской, надетой на шпатель, и подуть.
  • Произносить часто «ддддд….» и совершать вибрирующие движения шпателем из стороны в сторону.

Данные упражнения носят рекомендательный характер. Конечно же лучше, если всю эту работу выполняет специалист, который может грамотно оценить состояние речевых органов и подобрать наиболее эффективный способ постановки звука.

Однако, изолированное произношение звука – это не итог работы. Далее необходимо ввести этот звук в речь. Первоначально происходит отработка правильного произношения в слогах и словах, затем в предложениях, затем в скороговорках, чистоговорках, в связной речи. Ребенок учится слышать себя и исправлять. Но, самое сложное – научить ребенка следить за правильным произношением в свободной речи.

Поэтому необходимо помочь ребенку и всякий раз исправлять дефектное произношение.

Ольга Григорьевна Исавнина,
учитель-логопед,
детский сад ГДОУ №22,
г. Санкт-Петербург

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Развитие речи Метки: ,

Сейчас читают:

Авторская методика автоматизации звуков у детей и взрослых «Лабиринт» Авторская методика автоматизации звуков у детей и взрослых «Лабиринт»
Конспект ООД в старшей логопедической группе  «Звук и буква С» Конспект ООД в старшей логопедической группе «Звук и буква С»
Конспект НОД в старшей логопедической группе.Тема: «Путешествие в страну звуков» Конспект НОД в старшей логопедической группе.Тема: «Путешествие в страну звуков»
Конспект занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной логопедической группе «Цыплёнок Цып» Конспект занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной логопедической группе «Цыплёнок Цып»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.