Организация продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте (из опыта работы)

1. Что такое продуктивный диалог?

Продуктивный диалогПродуктивный диалог – это учебный диалог, в результате которого у ребёнка развиваются коммуникативные навыки.

Зачастую педагоги работают над обогащением словаря, развитием связной речи, считая, что умение вести диалог у ребёнка придёт само собой.

Бывает так, что у ребёнка богатый словарный запас, он умеет строить предложения, может ответить на вопрос, а диалог вести не умеет.

Поэтому нужно развивать не только речь, но и умение вести диалог.

Очень часто дети не хотят вступать в диалог, потому что их никто раньше ни о чём не спрашивал, поэтому развивать речевую деятельность нужно с потребности ребёнка говорить.

Если ребёнок хочет чем – то поделиться, нельзя его останавливать.

Чтобы стать ближе к детям, а значит по – настоящему диалогичнее, обучение должно проходить в форе сотрудничества.

Для этого нужно исключить из своей речи слова: «встали», «достали», а вместо этого говорить: «откроем тетради», «заштрихуем фигуру».

Обучение продуктивному диалогу включает в себя 3 этапа:

- обучение постановке вопроса
- работа в парах, группах
- ведение групповой дискуссии.

2. Формы работы, используемые для развития диалога у детей.

В начале года мы обследуем детей, узнаём, в каком состоянии их речь, так как зачастую дети не могут вести диалог по причине недостаточного словаря или он не может строить предложения. Мы проводим индивидуальную работу и в этом направлении.

На первом этапе, когда идёт обучение постановке вопросов, умение отвечать на вопросы и задавать их, а также формируется умение слушать и слышать собеседника, я использую разные формы работы:

Разные игры:

«Невпопад». Нужно заменить ответ на заданный вопрос ответом на другую тему. Если ребёнок отвечает на заданный вопрос, он выходит из игры.

«Продолжи разговор» — Лера, что ты делаешь? – Я рисую. – Что ты рисуешь? – Котёнка. – Что есть у твоего котёнка?…

«Снежный ком» Требуется составить рассказ на заданную тему по кругу. Первый ребёнок говорит своё предложение. Второй начинает свою фразу с повторения предыдущей и добавляя своё предложение…

«Составим предложение» — Воспитатель начинает: «Девочка идёт…». Каждый следующий ребёнок повторяя предложение, добавляет к нему своё слово (Красивая, маленькая, хорошенькая девочка идёт со своей любимой мамой в свой детский сад и смотрит по сторонам и видит деревья, машины, людей…)

Мы ежедневно читаем художественные произведения.

После чтения обязательно проводим его анализ, чтобы усвоить содержание, оценить поступки героев. В ходе такой беседы педагог даёт образец правильной постановки вопроса, дети усваивают то, что вопросительные предложения содержат такие слова, как что, когда, почему…, учит задавать их в определённой последовательности. (Например, после чтения сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка задаются вопросы:

- Что я вам рассказала?
- Почему вы думаете, что это сказка?
- Кто из героев вам понравился и чем?…

3. Умение правильно строить вопросы, мы формируем также в беседе при обучении пересказу, при заучивании стихотворений, при составлении рассказа по картине и по серии сюжетных картин.

4. Продуктивный диалог организуем также в театрально – игровой деятельности. В играх – драматизациях дети вступают в диалог, в соответствии с ролью персонажа. Мы драматизировали сказки «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», для этого у нас имеются маски.

5. В режиссёрской игре, когда ребёнок – режиссёр управляет игрушками – актёрами. Для этого у нас имеются разные виды театра.

6. Продуктивный диалог мы организуем во время сюжетно – ролевых игр. Чтобы она возникла, проводим предварительную работу, обсуждаем план игры. Например, перед игрой «Гости»:

- Как должны вести себя хозяева по отношению к гостям? (быть вежливыми, говорить вежливые слова «будьте добры», «кушайте на здоровье», «пожалуйста»…

- Как нужно подготовиться к приёму гостей? (нужно убрать квартиру, украсить её цветами, накрыть стол, правильно расставить приборы)

- Когда придут гости, как мы их встретим, чем займём? (рассадим, предложим удобные места, во время чаепития займём их интересной беседой, будем приветливо угощать «кушайте пожалуйста», «не хотите ли чаю?»

- Как можно развлечь гостей после чаепития? (песнями, игрой)

Потом распределяются роли.

Во время игры я ненавязчиво стараюсь помочь сделать диалог интересным, продолжительным. («Спроси у Леры, не хочет ли она конфет? А какие конфеты она любит шоколадные или карамель? Какие шоколадные конфеты ей больше нравятся?.. )

После игры мы продолжаем диалог, в котором обсуждаем допущенные ошибки…

7. В организованной деятельности по Изо мы тоже используем диалог, чтобы уточнить приёмы рисования, лепки, поскольку на занятии сейчас не учим, а закрепляем умения.

8. На математике я часто использую приём недоопределённого задания, решаемое однозначно после того, как буден задан вопрос.

9. В повседневной жизни также организуем продуктивный диалог… Дети у нас любят беседовать на разные темы: «Как прошёл выходной день?», «Кем работают твои родители?», «Что интересного видели на прогулке?»…

10. Активизируем речевую деятельность, создавая проблемные ситуации. (Дети получают письмо от Ивана и Елены прекрасной, в котором они сообщают, что они поженились, и у них родились дочь и сын. А сын спрашивает у нас, кто в нашей семье главнее? Помогите им разобраться).

Далее идёт обсуждение: одни говорят, что папа главнее, так как выполняет самую тяжёлую работу в семье. Обеспечивает всех; другие считают, что мама главнее, так как главная по хозяйству, третьи считают, что главные в семье дети.

11. Для развития коммуникативных навыков мы используем подвижные игры с диалогом («Гуси – гуси», «Маляр и краски», речевые игры «Доскажи словечко»:

- Ну и платье:
Сплошь иголки,
Его носят вечно…(Ёлки)

- На дворе снежок идёт,
Скоро праздник…(Новый год)

Или игра «Что растёт на ёлке» (если дети соглашаются, говорят «да2 и поднимают руки)

- Что растёт на ёлке?
- Зайчики и волки? (да)
- Плитки – шоколадки? (да)
- Детские кроватки? (нет)
- Бусинки? (да)
- Хлопушки? (да)
- Старые подушки? (нет)…

12. В самостоятельной детской деятельности также мы помогаем детям строить диалоги (Например, в игре на классификацию «Лото» Даша спрашивает: «У кого мяч?» Дима отвечает: «У меня» и Даша молча отдаёт картинку. Я вмешиваюсь и предлагаю Даше спросить Диму, почему ему нужен мяч? Дима должен ответить: «Потому что это игрушка, а мне нужны только игрушки». Далее предлагаю Даше спросить у Димы, как можно играть с мячом? (пинать, отбивать, бросать)

13. Используем также дидактические игры.

Дидактическая игра «Загадки».

Воспитатель с кем–то из детей договариваются, о чём они будут загадывать загадку. Далее между ними идёт диалог:

- Платон, эта вещь есть в нашей группе? (Эта вещь есть в нашей группе)

- Какой она величины? (Она маленькая)

- Из чего она сделана? (Эта вещь сделана из дерева)

- Какой она формы? (Она прямоугольная)

- Как она служит людям? (На неё можно поставить книги, игрушки)

- Кто догадался, что это?

На втором этапе идёт обучение детей работе в парах, которое начинается с организации их совместных действий. Здесь на первый план выходит общение детей друг с другом.

Игра «Где мы были. Мы не скажем, а что делали, покажем».

Дети в парах выбирают животное для себя и своего партнёра. Договариваются между собой и изображают животное так, чтобы остальные узнали его.

Игра «Четвёртый лишний».

В паре обсуждают решение поставленной задачи и высказывают свой правильный ответ.

На третьем этапе идёт совершенствование усвоенных навыков. На этом этапе проводим сюжетно–ролевые игры, диалоги с незнакомыми взрослыми и сверстниками. На этом этапе дети переходят от реализации хорошо усвоенных сюжетов к самостоятельному построению новых.

Вывод: Любая совместная деятельность даёт возможность развивать потребность в общении, желание и умение вступать в диалог при грамотном руководстве со стороны взрослых. Организация продуктивного диалога помогает попутно преодолевать детям также общее недоразвитие речи.

Ремизова Наталья Юрьевна,
воспитатель структурного подразделения
детский сад «Кораблик»,
г. Новокуйбышевск

Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: , ,

Сейчас читают:

Проектная деятельность учителя-логопеда по профилактике дислексии у детей с нарушениями речи Проектная деятельность учителя-логопеда по профилактике дислексии у детей с нарушениями речи
Стимулирование речевой активности ребенка через обогащение сенсорного опыта Стимулирование речевой активности ребенка через обогащение сенсорного опыта
Постановка и автоматизация звука [Р] Постановка и автоматизация звука [Р]
Сотрудничество логопеда и родителей на логопунке МБУ «Центр ППМСП» г. Болхов Сотрудничество логопеда и родителей на логопунке МБУ «Центр ППМСП» г. Болхов

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.