У детей со стертой дизартрией выявляются следующие патологические особенности артикуляционного аппарата.
Паретичность мышц органов артикуляции
проявляются в следующем:
- лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые;
- позу закрытого рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры;
- губы вялые, углы их опущены;
- во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи.
- Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.
Спастичность мышц органов артикуляции
проявляется в следующем:
- лицо амимично, мышцы лица при пальпации твердые, напряженные.
- Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам.
- Во время речи губы не принимают участия в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т.е. вытягивать губы вперед.
- Язык при спастическом симптоме изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижен.
Гиперкинезы
при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка, голосовых связок.
Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках.
Например, при задании подержать широкий язык на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (т.е. посинение кончика языка), а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении).
В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта.
Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.
Апраксия
при стертых формах дизартрии проявляется в невозможности одновременного выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции, т.е. апраксия присутствует на всех моторных уровнях.
В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому.
Отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.
Девиация
т.е. отклонение языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках.
Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке, со сглаженностью носогубной складки.
Гиперсаливация
т.е. повышенное слюноотделение, определяется лишь во время речи.
Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдает произносительная сторона речи и просодика.