Материалы для родительского стенда «Советы логопеда»
Трудных звуков, как правило, девять – свистящие [с], [з], [ц], шипящие [ш], [ж], [ч], [щ] и сонорные [л], [р]. Они позднее, чем другие звуки, осваиваются детьми, а некоторые из них вообще не получаются без помощи взрослого.
Даже при нормальном речевом развитии, ребенок далеко не сразу овладевает нормативным произношением. Употребить новый звук в слове, использовать его в повседневной речи для ребенка – дело непростое.
Многие звуки произносятся детьми практически без усилий – [м], [н], [т], [п] и, конечно, гласные звуки. Хотя и здесь возможны искажения – чаще всего назальный (носовой) оттенок речи и растянутое, долгое произнесение гласных.
Поправляйте ребенка, показывайте, как нужно произносить звуки. И не забывайте все замечания делать спокойным, дружелюбным тоном. Тяжелее всего даются шипящие, свистящие, а также [р] и [л].
Ориентировочные сроки усвоения детьми звуков речи
Возраст ребенка |
1 – 2 года |
2 – 3 года |
3 – 5 лет |
5 – 6 лет |
Звуки |
а о э п б м |
и ы у ф в т д н к г х й |
с з ц ш ж ч щ |
л р |
Неточное произношение у детей в возрасте до трех – четырех лет естественно – это так называемое возрастное косноязычие (при нормальном физическом и психическом развитии и наличии полноценного слуха).
Не позднее, чем к 5 – 6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родного языка. Всякие нарушения в произношении звуков после этого возраста рассматриваются, как дефекты произношения, исправлять которые бывает очень трудно.
Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка – «сюсюкать» с ним. Тем самым Вы лишаете ребенка возможности слышать правильное произношение и отличать его от неправильного. Это ведет к тому, что у ребенка не вырабатывается слуховой самоконтроль и закрепляется искаженное произношение звуков.
С детьми нужно говорить всегда правильно и таким образом давать детям речевой образец для подражания.
Тест логопеда для родителей: Развитие ребенка в 1 год
Прислала Р. Р. Шипунова, учитель-логопед
Источник: Крутий Е.Л. «Волшебная логопедия» – Д.: Сталкер, 1999