Конспект логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР на тему: «Овощи с грядки»

Конспект НОД «Овощи с грядки» для дошкольников среднего возраста с ОНР содержит игры и упражнения по развитию речевых умений, закреплению тематической лексики, формирования четкого образа овощей.

Занятие сопровождают известные детям герои-смешарики, которые вовлекают детей в разнообразные игры: словесные (лексические, артикуляционные, грамматические), пальчиковые, логоритмические и т.п.

Конспект может быть использован в работе логопедов, воспитателей как коррекционных, логопедических, так и массовых групп детских садов.

Лексическая тема Овощи, огородКонспект логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР на тему: «Овощи с грядки».

Коррекционно-образовательные цели.

  • Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания.
  • Уточнение и расширение словаря по теме (овощи, огурец, помидор, морковь, свекла, репа, редис, кабачок, лук, чеснок).
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
  • Развитие навыка фразовой речи.
  • Формирование фонетико-фонематической базы.
  • Закрепление представлений о значении овощей для здоровья человека.
  • Учить детей отвечать на вопросы полным предложением; правильно употреблять предлоги в, под, на.

Коррекционно-развивающие цели.

  • Активизация речевой деятельности детей.
  • Развитие диалогической речи, дыхания, мышления, тонкой, общей и артикуляционной моторики.
  • Развитие умения согласовывать движения с текстом.

Коррекционно-воспитательные цели.

  • Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
  • Воспитание умения работать сообща в коллективе.
  • Воспитание умения выполнять инструкции логопеда.

Оборудование:

  • натуральные овощи, корзина, мягкие игрушки «Крош», «Копатыч», стол, стулья, тексты загадок про овощи, картина с изображением огорода, ободки с изображением овощей (на каждого ребенка), «чудесный мешочек».

Ход НОД:

Дети входят в группу и становятся возле логопеда.

Логопед. Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Дети садятся на стульчики.

Логопед. Сегодня возле детского сада я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем воздушный шарик — солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми.

Раздаётся стук в дверь.

Логопед. Ребята, кто это? Давайте посмотрим.

(Открывает дверь берёт Кроша)

Логопед. Да это же наши друг Крош.

Игра «Угости зайку».

Логопед показывает детям Кроша и читает стихотворение:

Крош к деткам прискакал,
Скок-скок-скок.
Что мы Крошу дадим?
Чем мы Кроша угостим?
Вот морковка. Посмотрите,
Кроша быстро угостите!

Крош крутит морковку и не знает, как её съесть.

Логопед. Дети, давайте поможем Крошу.

Упражнение «Научи Кроша» (для развития органов артикуляции). Каждое упражнение выполнить до 3 раз.

Научи Кроша:

а) открывать рот:

— Крош, рот открывай! Вот так! Вот так!

б) показывать зубы:

— Крош, зубки покажи! Вот так! Вот так!

в) показывать язык:

— Крош, покажи язык! Вот так! Вот так!

г) откусывать морковку:

— Крош, морковку откуси! Ам! Ам! Ам!

д) облизывать губы:

Крош съел всю морковку. Ему очень понравилась вкусная морковка. Он стал облизывать губы. Вот так! Вот так!

Крош. Спасибо, ребята. Я очень люблю морковку.

Логопед. Ой, ребята, кто это там рычит за дверью? (ответы детей). Пойду, посмотрю.

(вносит Копатыча)

Логопед. Да это же друг Кроша, Копатыч. Он несет тяжелый мешок. Здравствуй, Копатыч, проходи! Ребята, пригласите Копатыча.

(Дети здороваются с Копатычем и приглашают его пройти).

Логопед. Ребята, пока Копатыч с большим мешком шел к нам, он очень устал, ему стало жарко. Давайте на него подуем! (речевое дыхание: «ду-у-у-у-у»)

Логопед. Копатыч, а что ты нам принёс?

Копатыч. Вот у меня мешочек. Не простой, а чудесный. В него руку опускайте и что-то доставайте.

Игра «Чудесный мешочек»

Дети по одному, не заглядывая в «чудесный мешочек», а потрогав только рукой, достают из него овощи и называют их . Если ребёнок затрудняется, логопед помогает ему.

Логопед. Что это?

Дети. Это огурец (помидор, репа, морковь, картофель, лук, чеснок, свёкла, редис и т.д.)

Логопед. Ребята, назовите все, что было в волшебном мешочке, одним словом.

Дети. Это овощи.

Логопед. Копатыч, а где ты взял эти овощи?

Копатыч. В огороде на грядке.

Логопед вносит картину с изображением огорода и предлагает детям её рассмотреть. Логопед. Ребята, на картине нарисован огород. Что растёт на огороде?

Дети перечисляют: на картине помидоры, огурцы, свёкла, редис, морковь, капуста, картошка – это овощи.

Логопед. Правильно, одним словом – это овощи. Овощи растут на грядках, но чтобы они выросли вкусными и свежими, за ними надо ухаживать, регулярно поливать и вытаскивать сорняки. Ребята, давайте покажем, как мы будем ухаживать за овощами. Выходите на середину группы. Наша физкультминутка называется «Огород».

Физкультминутка «Огород».

Огород у нас в порядке,
Мы весной вскопали грядки. (имитация работы лопатой)
Грабли в руки взяли,
Грядки причесали. (показать, как работали граблями)
Семена рядами
В землю мы сажали. (присесть на корточки, обхватить руками колени)
Мы водой прохладной
Грядки поливали. (изображать полив грядок из лейки)
Мы пололи огород,
Чтоб семенам дать кислород (наклоны, руками достать до пола)
Урожай богатый
Дружно собирали. (наклоны)
Танцы и песни
Сами затевали. (хлопки в ладоши)

Логопед. Ребята, посмотрите, Копатыч принёс нам овощи большого и маленького размера. Давайте поиграем в игру «Большой и маленький». Копатычу мы отдадим большие по размеру овощи, а Крошу маленькие.

Игра «Большой и маленький».

Огурец – огурчик.
Картошка — картошечка.
Капуста – капустка.
Помидор — помидорчик.
Лук — лучок.
Чеснок – чесночок.
Морковь – морковочка.
Свекла — свеколка.

Логопед. Нашим друзьям очень хочется попробовать свои овощи. Давайте поиграем с ними в игру «Кто, что съел».

Игра «Что съел Крош, а что съел Копатыч?»

Логопед. Вот у Кроша капустка, огурчик и морковка. (Прячется морковка). Что съел Крош?

Дети. Крош съел морковку.

Логопед. Что осталось?

Дети. Осталась капустка и огурчик.

Логопед. А вот у Копатыча капуста, огурец и морковь. (Прячется огурец). Что съел Копатыч?

Дети. Копатыч съел огурец.

Логопед. Что осталось?

Дети. Осталась капуста и морковь.

Логопед. А сейчас мы поиграем немного в другую игру. Крош и Копатыч будут прятать овощи, а мы с вами будем их искать.

Игра «Спрячем и найдем овощи».

На столе лежат овощи. Копатыч и Крош прячут их (куда прятать -предлагает логопед). Дети находят овощи и складывают их в корзину.

Логопед. Крош, спрячь огурчик под стульчик. Ребята, куда Крош спрятал огурчик?

Дети. Под стульчик.

Логопед. Спрячь чеснок в мешок.
Спрячь картошку в матрешку.
Спрячь помидор под стол.
Спрячь морковку на полку.
Спрячь кабачок в сундучок.

Логопед показывает овощи в корзинке и выполняет с детьми пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая игра «Овощи».

У друзей с полей
Очень много овощей.
Овощи в корзиночке.
Лежат, как на картиночке.
Сложить ладони «корзиночкой».

Вот пузатый кабачок
Положили на бочок,
Перец и морковку
Уложили ловко.

Помидоры, огурцы. Сгибать пальчики, начиная с большого.
Крош и Копатыч — молодцы. Показать большой палец.

Логопед. Давайте вспомним, какие овощи принесли нам Крош и Копатыч. А помогут нам в этом загадки:

* Летом в огороде – длинный и зеленый,
А зимою в бочке он соленый (Огурец).

* Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (Капуста).

* На кустах висят шары, Покраснели от жары. (Помидор).

* Оранжевая девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь).

* Прежде, чем его мы съели, мы наплакаться успели. (Лук).

* Кругла, да не мяч; желта, да не масло; с хвостом, да не мышь. (Репа).

* Кругла, красна, в землю вросла. (Свекла).

* Щеки розовы, нос белый, в темноте сижу день целый,
А рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редис).

* Этот важный господин, в огороде не один.
Он в зеленом пиджаке отдыхает в уголке.
С виду всем такой знакомый, и не раз был у нас дома.
Вовсе он не толстячок, а солидный … (Кабачок)

* Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (Картошка)

* Он бывает очень разный – зеленый, желтый, красный.
И жгучий он, и сладкий, стоит знать его повадки.
Сам он главный среди специй! Вы узнали? Это… (Перец)

* Этот овощ как головка, в ней зубцы засели ловко,
Как мы зубчик очищаем, всех микробов убиваем. (Чеснок).

Логопед. Молодцы, ребята, все правильно отгадали!

- А сейчас мы узнаем, какие овощи вам нравятся больше всего. Крош, какой овощ тебе нравится больше других.

Крош. Морковка.

Логопед. Копатыч, А тебе какой овощ нравится больше других?

Копатыч. Репа.

Логопед спрашивает у детей и надевает им на головы шапочки с изображением их любимых овощей

Логопед. Становитесь все в круг. Поиграем в игру.

Игра «Огородная. Хороводная»

Есть у нас огород,
Там своя морковь растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!

Ты, морковь, сюда спеши,
Ты немного попляши!
А потом не зевай
И в корзину полезай!

Есть у нас огород,
Там зеленый лук растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!

Ты, лучок, сюда спеши,
Ты немного попляши!
А потом не зевай
И в корзину полезай!

Есть у нас огород,
И капуста там растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!

Ты, капуста, к нам спеши,
Ты немного попляши,
А потом не зевай
И в корзину полезай!

Есть у нас грузовик
Он не мал, не велик.
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.

Ты, шофёр, сюда спеши
И немножко попляши.
А потом не зевай,
Увози наш урожай.

Логопед. Ребята, сегодня мы с вами познакомились с различными овощами.

Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить.
Все без исключенья
В этом нет сомненья!

В каждом польза есть и вкус
И решить я не берусь:
Кто из них вкуснее,
Кто из них важнее!

Копатычу и Крошу пора отправляться к себе в мультфильм. А нашим детям на прогулку.

Подопригора Елена Николаевна,
учитель-логопед
МБДОУ № 181
города Ростова-на-Дону

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки [в] — [в’]. Буква В» Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки [в] — [в’]. Буква В»
Речевая викторина «Умники и Умницы» Речевая викторина «Умники и Умницы»
Тематическое речевое развлечение на тему «Наша Армия сильна!» Тематическое речевое развлечение на тему «Наша Армия сильна!»
Конспект непосредственной коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по обучению грамоте с элементами театрализации на тему:  «Цирковая афиша» Конспект непосредственной коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по обучению грамоте с элементами театрализации на тему: «Цирковая афиша»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.