Памятка о звуках для родителей и педагогов

Чем отличаются звуки от букв?

  • Буквы мы видим и пишем.
  • Звуки мы слышим и говорим.

Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные? Как научить ребенка отличать гласные и согласные?

Иногда, чтобы облегчить ребенку различение гласных и согласных, мы говорим ему, что согласный звук нельзя потянуть, нельзя спеть. Давая такое объяснение, мы на самом деле только запутываем ребенка: он начинает считать гласными звуки «р», «м», «л», то есть все те согласные, которые можно долго тянуть и петь.

А вот если мы обратим внимание малыша на другую особенность согласных звуков: при их произнесении нам всегда что-то мешает — или губы, или язык, то ребенок уже никогда не ошибется.

Скажите ему: «Действительно, звук «м» можно долго тянуть и даже песенку можно «промычать», но посмотри, как крепко закрыт у тебя ротик, когда ты произносишь этот звук, губы мешают ему выйти изо рта».

Вот теперь установлена разница между гласными и согласными звуками.

Гласные звуки первого ряда:

Буквы – А, У, О, Э, Ы.

Звуки — [А] [У] [О] [Э] [Ы] – произносятся протяжно, поются, можно их прокричать, обозначаются красной фишкой.

Перед гласными звуками первого ряда согласный звук всегда звучит твёрдо и обозначается синей фишкой.

Например: МАК, РОЗА и т.д.

Гласные звуки второго ряда:

Буквы – Я, Ю, Ё, Э, И.

Звуки — [Й][А], [Й][У], [Й][О], [Й][Э], [И].

Гласные второго ряда называются йотированными и имеют два звука, кроме звука [И] он обозначается красной фишкой, перед звуком [И] согласные – мягкие.

Например: ЛИСА, ПИСЬМО.

Йотированные гласные звуки обозначаются зелёной и красной фишками.

[Й][А] — Я

[Й][У] — Ю

[Й][О] — Ё

[Й][Э] – Е

Если йотированный гласный звук стоит в слове первым или после гласного звука, то он обозначается двумя фишками, если после согласного, то одной фишкой.

Например: Яблоко, Маяк, Мяч и т.д.

Всегда твёрдые согласные:

Ш, Ж, Ц.

Звуки [Ш], [Ж], [Ц] – обозначаются синей фишкой.

Всегда мягкие согласные:

Ч, Щ, Й.

Звуки [Ч], [Щ], [Й] – обозначаются зелёной фишкой.

Согласные звуки, которые могут обозначать и мягкость, и твёрдость:

Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х.

Парные согласные:

Б-П;

В-Ф;

Г-К;

Д-Т;

Ж-Ш;

З-С.

Звонкие согласные:

Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р, Ц.

Глухие согласные:

П, Ф, К, Т, Ш, С, Х, Ч, Щ.

Правила:

«Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».

«Ударный гласный произносится дольше и громче».

Смелова Наталия Анатольевна,
учитель-логопед 1 категории,
ЯНАО, Тюменская область, г. Ноябрьск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Материал к занятиям Метки: ,

Сейчас читают:

Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным
Алфавит в стихах Алфавит в стихах
Методическая разработка для учителей-логопедов, дефектологов «Комплексная коррекция звукопроизношения, как основного видимого дефекта у детей с ОВЗ» Методическая разработка для учителей-логопедов, дефектологов «Комплексная коррекция звукопроизношения, как основного видимого дефекта у детей с ОВЗ»
Алалия в школе Алалия в школе

Один комментарий к материалу: "Памятка о звуках для родителей и педагогов"

  1. Вероника:

    Почему буква Э отнесена и к первому и ко второму ряду гласных звуков?

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.