Аннотация: Памятка содержит краткий алгоритм обучения детей с ОВЗ старшей и подготовительной групп разным видам рассказывания.
Старшая группа |
Подготовительная к школе группа |
-демонстрация действия -рассказывание рассказа педагогом -вопросы к рассказу -упражнения* -пересказ рассказа (по памяти и с использованием картинки) -анализ рассказа |
1. пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин:-показ серии сюжетных картин
-чтение текста -вопросы к рассказу -упражнение* -повторное чтение текста с установкой на пересказ -анализ рассказа |
-демонстрация действия -вопросы -составление рассказа по следам продемонстрированного действия -образец рассказа (в случае затруднений у детей) -упражнения* |
2. пересказ рассказа с использованием опорных сигналов:-чтение рассказа с последовательным выстав-
лением опорных сигналов -вопросы по тексту -упражнения* -пересказ рассказа по опорным сигналам -анализ рассказа |
-чтение рассказа, выставляя картинки -вопросы к рассказу -упражнения* -пересказ рассказа по опорным картинкам |
3. составление рассказа (с элементами творчества)по серии сюжетных картин:-рассматривание серии сюжетных картин
-вопросы педагога -упражнения* -составление рассказа с элементами творчества -анализ рассказа |
-рассматривание серии сюжетных картин -чтение рассказа -вопросы к рассказу -упражнения* -пересказ с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин |
4. составление рассказа ( с элементами творчества)по сюжетной картине:-рассматривание сюжетной картины
-вопросы педагога -упражнения* -составление рассказа с элементами творчества -анализ рассказа |
-показ серии сюжетных картин -вопросы по их содержанию -упражнения* -составление рассказа с опорой в виде серии сюжетных картин -образец рассказа взрослого ( в случае затруднений у детей) |
5. составление описательных рассказов (с использованием схем):-показ схемы, уточнение плана рассказывания
( по схеме) -подготовка детей к рассказыванию -рассказы детей (по схеме) |
-чтение рассказа -вопросы к рассказу -пересказ рассказа с наглядной опорой в виде сюжетной картины |
6. творческое рассказывание |
-рассматривание сюжетной картины -вопросы к сюжетной картине -составление рассказа по сюжетной картине -образец рассказа (в случае затруднений) |
* упражнения направлены на обогащение и уточнение словарного запаса, грамматически и структурно правильное построение предложений, формирование связного, логичного, последовательного смыслового высказывания.
Чвирова Виорика Николаевна,
учитель-дефектолог,
МБДОУ «Колокольчик»,
г. Ноябрьск ЯНАО