Педагогический проект «Игрушка. Игра. Социальный опыт» (роль игрушки в социализации детей)

ИгрушкиАктуальность

Актуальность данного проекта проявляется в особом значении игрушек для детей всех времён и поколений, так как они являются одними из первых «близких друзей» для них и, не считая того, непосредственными средствами социализации ребёнка. Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет. И роль педагога состоит в том, чтобы организовать развивающее пространство, способствующее активному использованию игрушки в социализации ребенка.

Цели, задачи и содержание образовательной работы с детьми, их социализация не может быть оторваны от той развивающей среды, в которой они воплощаются. Именно среда может и должна развивать и воспитывать ребенка, служить фоном и посредником в личностно-ориентированном развивающем взаимодействии взрослых с детьми.

Успех реальной социализации дошкольника, таким образом, зависит от того, насколько взрослый осознает собственную необходимость для развития креативности ребенка в сюжетно — ролевой игре. Такую позицию взрослого описывает характерный для современной педагогики «личностно — ориентированный» подход, в рамках которого игра старших дошкольников рассматривается не только как подготовка к «взрослой» жизни, но и как реальное творческое (так как для ребенка окружающий мир всегда в чем-то новый) приобретение социального опыта.

Важность процесса социализации дошкольников обусловлена современными тенденциями социокультурной ситуации в стране. Новая парадигма образования характеризуется качественным изменением ценностных ориентаций, обращением к человеческой индивидуальности. В этой связи педагогическая деятельность должна быть нацелена на развитие интенсивно развивающейся личности, которое может быть достигнуто в процессе гуманизации отношений в системе «ребенок- ребенок», «ребенок-взрослый». Изменение социокультурной ситуации предполагает организацию новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса социализации.

Анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы, результатов исследований и педагогической практики

Дошкольное детство по праву рассматривается психологами как этап подготовки ребенка к «эре социальной зрелости» (А.В.Петровский). Социализация дошкольника наиболее полно осуществляется в игровой деятельности как «арифметике социальных отношений» (Д.Б.Эльконин).

Игрушка чаще всего понимается лишь как составная часть игровой действительности, как включенный в игру элемент предметного мира, хотя имеет и свою, относительно независимую, логику развития. Они являются не только развлечением, но также одной из частей социализации, несут в себе не только развлекательную функцию, но и обучающую, социализирующую. Игрушка существует «на пересечении» игры и предметного мира.

Л.Г. Оршанский справедливо отмечал:

«Нельзя в игрушке интересоваться лишь элементом обучения, педагогической стороной; недостаточно также психологической стороны, потому что тут есть и первое, и второе, и ещё много других сторон».

Игрушки являются средством социализации личности в структуре того либо другого общества, его подсистем. Как писал игрушковед Н.Д.Бартрам,

«любая из этих игрушек есть одно из звеньев, хотя бы и мелких, закономерного построения разных культур».

В различные времена игрушки отличались друг от друга, но их назначение оставалось постоянным. Отражательная функция образной и сюжетной игрушки отмечалась давно: «владея целым рядом самых разных ценностей, — писал Н.Д.Бартрам, — игрушка по своему существу делится на игрушку как «удовлетворенность дитя» и игрушку, отражающую жизнь, являющуюся как бы её зеркалом».

К этому сравнению следует добавить, что игрушка специфически — «игриво» отражает природу, социум, объекты культуры и технические заслуги и фантазии общества. В игрушках, отражающих настоящие объекты, содержание игрушек игриво преломляется в их форме, т.е. трактуется на игрушечный лад. В.П.Пряхин называл эту специфику «своеобразием изобразительного языка игрушки». Элементы социальной системы специфически отражаются в русских игрушках.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых.

Очень велика роль детских игрушек в процессе дифференциальной социализации. Игрушки и игры помогают девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотрудничества. У мальчиков же игрушки побуждают к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогают развить навыки, которые позже лягут в основу пространственных и математических способностей, поощряют независимое, соревновательное и лидерское поведение.

Цель проекта

Создание условий для эффективного использования игрушки в педагогической практике для организации процесса социализации детей дошкольного возраста.

Задачи проекта

  1. Обеспечение условий для организации активной и разноплановой игровой деятельности в группе, построение развивающей игровой среды
  2. Организация оптимального взаимодействия всех участников образовательного процесса в решении проблемы социализации детей
  3. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.

Известно, что игрушки оказывают большое влияние на развитие ребенка, выполняют несколько функций, имеющих различное значение на разных этапах онтогенеза.

С учетом возрастной динамики могут быть выделены следующие функции игрушек:

  • опосредованное чрезпредметное общение;
  • формирование антропоморфной картины мира,
  • формирование сознания персонального и коллективного;
  • поло-ролевая идентификация, закрепление социальных норм:
  • потенцирование совместных игр со сверстниками.

Все имеющиеся в группе игрушки должны быть предоставлены в распоряжение детей, то есть, расположены на уровне глаз.
Данный проект осуществляется в рамках образовательного процесса в МДОУ ЦРР № 53 «Елочка».

Проект рассчитан на то, чтобы помочь детям в построении конструктивных взаимоотношений между обществом и ребенком в контексте его социализации. Это взаимоотношение можно представить в виде схемы «общество — игрушка — ребенок», где игрушка является своеобразным связующим звеном между ними, помогая ребенку войти во взрослую жизнь.

При реализации проекта используется насыщение развивающей среды различными видами игрушек. Для организации процесса социализации, в рамках реализации проекта должна быть построена развивающая среда группы с учетом всех принципов ее построения, в том числе с учетом гендерных различий, предполагающая предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам реализовать свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужества и женственности. Задача воспитателя обеспечить и мальчикам, и девочкам независимую интересную насыщенную деятельность.

Целевые группы проекта

  1. целевая группа — дети: специально организованная деятельность, совместная деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей, индивидуальная работа), самостоятельная детская деятельность.
  2. целевая группа — педагоги: активная методическая работа.
  3. целевая группа — родители: оказание консультативной помощи.

Участники проекта

  • Заместитель директора по воспитательной и методической работе педагог-психолог, воспитатели группы.
Этапы проекта

Мероприятия

Предпроектный (сентябрь 2009 г.) Анализ предметной среды группыИзучение методической литературы по проблеме

Формулирование целей и задач проекта

Проектный этап (октябрь-апрель 2009-2010 г.г.) ЦТ-1: Организация диагностического исследования Проведение тематических бесед Организация игрового взаимодействия.Выставка рисунков «моя любимая игрушка»

ЦГ-2: Проведение семинара по проблеме проекта Выступление на педагогическом совете Создание игровой среды в группе ДОУ Деятельность в соответствии с тематическим планиро­ванием

ЦГ-3: Проведение индивидуальных и подгрупповых консуль­таций

Родительское собрание «Во что играют наши дети» Выпуск буклета для родителей Привлечение родителей к созданию игровой среды в группах

Результативный (май-июнь 2010 г.) Проведение диагностического исследования уровня социального развития детей группы (ребенок-ребенок, ребенок- взрослый).Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на методических объединениях, педаго­гическом совете, размещение материалов проекта в сети Ин­тернет, публикация статей, разработка методических реко­мендаций и пр.

Рабочий план реализации проекта

Дата

Мероприятие

Ответственный

Предпроектный этап

сентябрь Проведение анкетирования воспитатель груп­пы, педагог- психолог
Изучение литературы по теме проекта заместитель дирек­тора, воспитатель группы
Заседание группы по реализации проекта воспитатель группы

Проектный этап

октябрь Психолого-педагогическая диагностика. воспитатель группы, педагог-психолог
Семинар на тему: «Мальчики и девочки — два разных мира» заместитель дирек­тора, воспитатель группы
Консультация «Игрушка в жизни ребенка» воспитатель группы
ноябрь Разработка перспективного планирования иг­ровой деятельности воспитатель группы
декабрь Создание игровой среды группы воспитатель группы
январь Родительское собрание «Во что играют нашидети» воспитатель группы
февраль Консультации педагога-психолога. Игровая деятельность воспитатель груп­пы, педагог- психолог
март Коллективный просмотр организации игровой деятельности в группе воспитатель группы
Выступление на педагогическом совете воспитатель группы

Результативный этап

апрель Психолого-педагогическая диагностика воспитатель груп­пы, педагог- психолог
Подготовка презентации о проекте воспитатель группы
Выпуск буклета «Игрушки: полезные и вред­ные» воспитатель группы
Анкетирование родителей воспитатель группы
в течение
срока реа­лизации проекта
Разработка методических рекомендаций заместитель дирек­тора, воспитатель группы, педагог-психолог

Ожидаемые результаты проекта

  • создание в группе ДОУ условий для использования игрушек, как фактора социализации детей
  • сформированность коммуникативных навыков общения и сотрудничества, эмоционально-волевой сферы ребенка;
  • получение первого опыта самооценки у детей;
  • творческое самовыражение воспитанников;
  • гендерная самоидентификация ребенка;
  • обеспечение оптимального взаимодействия всех участников образовательного процесса в решении проблемы социального развития детей.

Данные результаты могут быть выявлены при сопоставлении анализа уровня социального развития детей группы, при обработке данных исследований психолога, анкет, проведённых среди родителей.

Егорчева Наталия Валерьевна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №53 «Елочка»,
г. Тамбов

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.