В данной статье рассказывается о пользе применения мнемотехники (картинно-графического плана) в работе с детьми, имеющими речевую патологию. Представлен пример составления мнемотаблицы на основе составления пересказа текста.
Картинно-графическую схему (мнемотехнику) разработал профессор, детский психолог Л. А. Венгер. Он сделал акцент на способности дошкольников к наглядному моделированию.
Мнемотаблица (пиктограмма) — это схема, ряд рисунков, символов и обозначений, в которых отражена определенная информация.
Сама мнемотехника – это особая система приемов и методов, которые помогают запомнить, сохранить и воспроизвести информацию, способствует продуктивному развитию высших психических процессов, а именно развитию памяти, внимания, мышления, воображения. Она увеличивает объем памяти ребенка, благодаря дополнительным ассоциациям, в частности ребенка, имеющего недостаточно развитый активный и пассивный словарь, навыки словообразования и словоизменения, нарушения фонематического слуха.
Пересказ с помощью картинно-графической схемы, с опорой на пиктограмму (мнемотаблицу) активизирует не только слуховое, но и зрительное внимание ребенка. Такая опора позволяет ребенку лучше понять текст, добавляет эмоциональности, информативности в воспроизведение текста. Кроме того, ребенок учится самоконтролю над тем, как он строит собственные высказывания.
Мнемосхемы могут применяться в целях увеличения словарного запаса, при обучении ребенка правильно и грамотно составлять рассказ или пересказ художественного текста, при заучивании стихотворений .
Как должен быть составлен картинно-графический план?
- Он должен отражать содержание текста (произведения) последовательно.
- Все графические объекты, которые вы используете в плане, ребенок должен легко узнавать.
- Не нужно стремиться к идеальному рисунку. Можно изображать схематично, с помощью геометрических фигур. Но ребенок должен запоминать, что зайчик – это, например, треугольник. Хорошо, если ребенок сам предложит, как изобразить что-то.
Как работать с текстом по мнемотехнике?
1. Сначала читаете произведение.
2. Потом, основываясь на предложениях ребенка, рисуете картинно-графический план текста.
3. Читаете текст еще раз, указывая по ходу произведения на определенные картинки картинно-графического плана.
4. Предлагаете ребенку попробовать пересказать текст по картинно-графическому плану.
5. Если у ребенка не выходит пересказ с первого раза, пересказываете его сами по картинкам, указывая на них. А после просите ребенка повторить попытку.
Гололобова Мария Александровна,
учитель-логопед,
ГБДОУ №26, г. Санкт-Петербург