Перспективный план коррекционной работы с группой учащихся 1 классов с ФФНР и ФНР

Рабочая программаПояснительная записка

Программа логопедической работы разработана на основе рекомендаций, изложенных в книге Е.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте», инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой (Москва, 1996 г.), в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Характеристика группы учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

I. Фонетико-фонематического компонент речевой системы.

  1. Дефектное произношение звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным (“смазанным”).
  2. Недостаточная сформированность фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

  • недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
  • недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
  • трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

II. Лексико-грамматический компонент речевой системы:

  1. Лексический запас без грубых нарушений. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, возможны ошибки в употреблении слов, смешение слов по смыслу и т.п.
  2. Грамматический строй может быть в пределах нормы. Возможны аграмматизмы в предложениях сложных синтаксических конструкций.

III. Психологические особенности:

  1. Неустойчивое внимание.
  2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
  3. Недостаточное развитие способности к переключению.
  4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
  5. Недостаточная способность к запоминанию, преимущественно словесного материала.
  6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
  7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Следствие:

  • недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
  • трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

Таким образом, дети с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи нуждаются в специальных коррекционных занятиях по определенной программе. Учитывая структуру речевого дефекта были определены цель и задачи данной программы.

Цель программы — преодоление отклонений в речевом развитии и проведение логопедической работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии детей для дальнейшей успешной социализации.

Задачи программы:

  • развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем)
  • обогащение словарного запаса и развитие связной речи учащихся
  • обучение фонематическому анализу и синтезу, звуко-слоговому анализу
  • коррекция фонетической стороны речи
  • развитие неречевых психических процессов:

- развитие дыхания, артикуляционной и ручной моторики
- совершенствование зрительного анализа и синтеза
- развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания
- расширение объема зрительной и слуховой памяти

  • развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

- устойчивость внимания, наблюдательность в отношении языковых явлений
- способность к запоминанию, способность к переключению внимания
- воспитание навыков и приемов самоконтроля
- формирование познавательной деятельности
- развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению, формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности

В программе предусмотрено формирование универсальных учебных действий у обучающихся (регуляторных (самоконтроль), познавательных (общеучебных), коммуникативных, личностных).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Программа направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, и рассчитана на своевременное выявлении, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из детей недостатков устной и письменной речи.

Материал подобран с учетом постепенного перехода от простого к сложному, предполагает обогащение и активизацию словарного запаса детей, развитие связной речи.

Этапы занятий предусматривают введение в урок упражнений на формирование фонематических процессов, тренировочных заданий на развитие звукового анализа и синтеза, игр на воспитание слухового внимания памяти, зрительного гнозиса и т.д. Эффективным по результатам логопедической коррекции является применение на занятиях разработок в области информационно-компьютерных технологий и нейропсихологии.

Практическая часть занятий предусматривает игры и задания на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, графомоторных навыков, закрепление знаний в области зрительно-пространственной ориентации.

Коррекционно-воспитательная работа направлена на развитие психических процессов (внимания, памяти, вербально- логического мышления, зрительно- моторной координации).

Программа рассчитана на проведение двух занятий в неделю (всего 58 часов, 29 учебных недель) с определённым количеством детей в группах (3-5 человек). Учитывая особенности контингента обучающихся образовательного учреждения, предполагается смешанный состав групп. В группы 1 класса включаются дети с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи. Для обучающихся, нуждающихся в коррекции звуко-произносительной стороны речи организуются дополнительные индивидуальные занятия.

Диагностика проводится два раза в год: вводная — в сентябре, итоговая — в мае.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Своевременное устранение речевой патологии у учащихся, объективная квалификация имеющихся у них дефектов устной речи, и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у детей-логопатов нарушений письма и чтения (как вторичного дефекта по отношению к устной речи), но и не допустить отставания школьников при усвоении программного материала по родному языку.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами обучения в начальной школе являются осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие речи как явление национальной культуры; понимание того, что правильная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются:

Артикуляторные:

  • хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо;
  • выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Фонетико-фонематические:

  • разграничение понятий «звук» и «буква»
  • владение навыком звуко-слогового анализа и синтеза
  • сформированность фонематического восприятия
  • дифференцирование согласных по артикуляционному, акустическому и кинетическому сходству
  • обозначение мягкости согласных гласными II ряда и Ь
  • усвоение понятий «слог», «ударение»

Грамматические:

  • правописание сочетаний «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу»
  • разделительный мягкий знак

Речевые:

  • выделение из потока устной речи отдельных предложений, определение их кол-ва, дифференциация интонации
  • использование средств создания выразительности: окраски голоса (интонацию), мимику
  • совершенствование диалогической речи
  • усвоение правил построения связного высказывания
  • обогащение и развитие словарного запаса
  • умение устанавливать причинно-следственные, временные и пространственные отношения, логическую последовательность событий

Гигиенические, графические:

  • соблюдение правил посадки за столом, положения тетрадки, ручки в руке
  • правильное, аккуратное, разборчивое письмо букв и оформление их соединения
  • умение писать под диктовку, списывать с печатного и письменного образца

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Цель и задачи, поставленные в программе, реализуются в процессе изучения следующих тем.

«Звуковой состав слова» (21 час). Звуки русского языка: гласные и согласные; согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, парные и непарные. Способы обозначения твердости-мягкости согласных буквами гласных и ь; способы обозначения звука [й’] буквами е, ё, ю, я. Приемы вычленения звуков и выяснения признаков каждого; характеристика отдельных звуков. Представление о слогообразующей роли гласных.

«Слог. Ударение» (8 часов). Слог как минимальная произносительная единица, выделение слогов с помощью скандирования; деление слов на слоги и подбор слов заданной слоговой структуры. Гласные ударные и безударные. Смыслоразличительная и фонетическая роль ударения.

«Парные согласные звуки и буквы» (18 часов). Парные и непарные звуки русского языка. Изучение букв из числа тех, которые обозначают парные по глухости звонкости согласные – Зз–Сс, Бб–Пп, Дд–Тт, Вв–Фф, Жж–Шш; характеристика их сходства и отличий, артикуляторные особенности.

«Дифференциация звуков по акустическому сходству» (5 часов). Звуки, сходные по звучанию и произношению (С-Ш, З-Ж, Р-Л, Ч-Щ, Ц-Ч). Анализ всех акустических признаков звуков. Узнавание согласного звука в начале слова, в конце слова, в середине слова.

«Дифференциация букв по кинетическому сходству» (5 часов). Буквы, сходные по начертанию первого элемента (б-д, а-о, и-у и другие на выбор логопеда). Анализ состава и структуры графического знака, синтез его элементов. Формирование зрительно- пространственного гнозиса.

«Закрепление» (1 час). Повторение всего изученного за год.

Каждое занятие предусматривает проведение упражнений на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, а также введение в этапы занятия ряда оздоровительных приемов, что будет способствовать внедрению здоровьесберегающих технологий в школе.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Исходя из целей современного начального образования, предлагаемы перечень материально-технического обеспечения составлен с учетом следующих требований:

  • обеспечение природосообразности обучения младших школьников (организация опыта чувственного восприятия, наглядности обучения);
  • создание материально- технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения, формирование коммуникативных, трудовых и др. умений и т.п.);
  • создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования и др.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования и др.)

Демонстрационные и печатные пособия:

  • магнитная доска
  • кассы букв и слогов
  • наборы сюжетных картинок
  • материал в виде карточек-символов (графическое изображение звуков, слов, предложений и т.п.)
  • лента букв и звуков
  • плакат «Алфавит»
  • звуковые профили (альбом)
  • демонстрационный материал «Артикуляционный аппарат»

Книгопечатная продукция:

  • Андреева Н.Г. «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Часть 1,2», Москва, «Владос», 2013
  • Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». Москва, «Сфера», 2007
  • Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов
  • Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте», Москва, «Просвещение», 1999г.», Москва, «Владос», 2006
  • Козырева Л.М . Тетради для логопедических занятий. Ярославль, «Академия развития» 2000
  • Мисареноко Г.Г. «Русский язык. Закрепляем трудные темы. 1 класс», Москва, «Эксмо», 2013
  • Мисаренко Г.Г. «Обучение фонематическому анализу в 1 классе», Москва, Сфера, 2008
  • Невская В.П. «Речевые игры и упражнения», Москва, Сфера,2013
  • Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», «Владос», 1997
  • Хотылева Т.Ю., Галактионова О.Г., Ахутина Т.В. «Профилактика и преодолени трудностей в обучении на раннем этапе. Методическое пособие»,Москва, В.Секачев, 2013
  • Ястребова А.В. «Коррекция и нарушения речи у учащихся общеобразовательной школы», Москва, «Просвещение»,1984
  • «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. Москва, 1996

Технические средства обучения:

  • Персональный компьютер
  • Принтер
  • Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематики программы.

СОГЛАСОВАНО
На заседании ГМО
Учителей- логопедов
Протокол №____
От «___»___________20____г.
Рук. ГМО___________Ц.А. Бариньяк

Календарно-тематическое планирование

темы

Тема

Кол-во часов

Содержание работы.

1 Звуки речевые и не речевые 1 Дифференциация понятий: речевые и не речевые звуки.
2 Знакомство с артикуляционным аппаратом 2 Знакомство со строением органов артикуляционного аппарата, основными способами образования звуков. Наблюдение за различием образования гласных и согласных звуков.
3. Звуковой состав слов. Звуки и буквы. 2 Усвоение понятия «звук-буква». Подбор слов с заданным звуком. Сравнение: соотнесение звука и соответствующей ему буквы. Анализ и синтез звукового состава слова.
4. Гласные 1 ряда( А,О,У, Э, Ы) 3 Анализ: значение гласной буквы. Развитие умения слышать и выделять гласные буквы из ряда звуков. Характеристика функции букв, обозначающих гласные звуки. Сравнение начертания заглавных и строчных букв.
5. Гласные 2 ряда.(Я, Е, Ё, Ю, Я) 3 Характеристика работы гласной буквы как показателя мягкости предшествующего согласного. Упражнения в образовании слогов с мягкими звуками. Сравнение начертания заглавных и строчных букв. Наблюдение: способ образования гласных 2 ряда.
6. Согласные звуки, буквы 2 Знакомство с образованием согласных звуков, с артикуляцией и акустическими признаками согласных. Анализ: определение звука по его характеристике.Соотнесение звука и его характеристики. Наблюдение: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику.
7. Мягкие и твердые согласные звуки. Мягкий знак. 5 Характеристика звуков (согласные твердые-мягкие, глухие-звонкие). Упражнение в выделении из слогов, слов твердых и мягких согласных, опираясь на гласные. Наблюдение: функция буквы Ь.
8. Звонкие и глухие согласные 2 Характеристика и сравнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных. Выделение их из слогов и слов.
9. Дифференциация гласных и согласных 1 Выделять гласные и согласные звуки из ряда звуков, из слогов, слов. Определять место гласных и согласных в словах. Оценивать правильность проведения фонетического анализа слов.
10. Слог. Деление слов на слоги. 4 Делить слова на слоги. Определять количество слогов, опираясь на количество гласных. Усвоить понятие слогообразующей роли гласных. Группировать слова с разным количеством слогов.
11. Ударение. 4 Расставлять ударение в словах. Анализировать: соотношение слов с соответствующими слогоударными схемами. Озвучивание ритмического рисунка слова.
12. Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б.Звуки [П]-[П’]. Буква П.

Дифференциация Б-П.

3 Дифференцировать согласные Б-П в устной иписьменной речи, опираясь на артикуляционные и

акустические признаки. Анализировать поэлементный состав букв. Выделять в слогах, словах.

13. Звуки [Д]-[Д’]. Буква Д.Звуки [Т]-[Т’]. Буква Т.

Дифференциация Д-Т.

3 Дифференцировать согласные Д-Т в устной иписьменной речи, опираясь на артикуляционные и

акустические признаки.

Анализировать поэлементный состав букв. Выделять

в слогах, словах.

14. Звуки [Г]-[Г’]. Буква Г.Звуки [К]-[К’]. Буква К.

Дифференциация Г-К.

3 Дифференцировать согласные Г-К в устной иписьменной речи, опираясь на артикуляционные и

акустические признаки.

Анализировать поэлементный состав букв. Выделять

в слогах, словах.

15. Звуки [З]-[З’]. Буква З.Звуки [С]-[С’]. Буква С.

Дифференциация З-С.

3 Дифференцировать согласные З-С в устной иписьменной речи, опираясь на артикуляционные и

акустические признаки.

Анализировать поэлементный состав букв. Выделять

в слогах, словах.

16. Звуки [В]-[В’]. Буква В.Звуки [Ф]-[Ф’]. Буква Ф.

Дифференциация В-Ф.

3 Дифференцировать согласные В-Ф в устной иписьменной речи, опираясь на артикуляционные и

акустические признаки.

Анализировать поэлементный состав букв. Выделять

в слогах, словах.

17. Звук Ж. Буква Ж.Звук Ш. БукваШ.

Дифференциация Ж-Ш

3 Дифференцировать согласные Ж-Ш в устной иписьменной речи, опираясь на артикуляционные и

акустические признаки. Анализировать поэлементный

состав букв. Выделять в слогах, словах.

Анализировать текст: находить слова с сочетаниями

жи ши.

18. Дифференциация звуков по акустическому сходству(С-Ш, З-Ж, Р-Л, Ч-Щ, Ц-Ч) 5 Дифференцировать звуки и буквы, обозначающиеблизкие по акустико-артикуляционным признакам

согласные.

19. Дифференциация буквпо кинетическому

сходству (б-д, а-о и другие на выбор логопеда)

5 Анализировать поэлементный состав букв.Моделировать (создавать, конструировать) буквы.

Различать на письме буквы, имеющие схожие элементы.

20. Закрепление учебногогода материала. 1 Учиться сознательно относиться к письму, проводить самоконтроль.

 

Скрыль В.С.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (5 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Планирование Метки: , ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.