Пояснительная записка
Программа логопедической работы разработана на основе рекомендаций, изложенных в книге Е.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте», инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой (Москва, 1996 г.), в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Характеристика группы учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
I. Фонетико-фонематического компонент речевой системы.
- Дефектное произношение звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным (“смазанным”).
- Недостаточная сформированность фонематических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
- недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
- недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
- трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).
II. Лексико-грамматический компонент речевой системы:
- Лексический запас без грубых нарушений. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, возможны ошибки в употреблении слов, смешение слов по смыслу и т.п.
- Грамматический строй может быть в пределах нормы. Возможны аграмматизмы в предложениях сложных синтаксических конструкций.
III. Психологические особенности:
- Неустойчивое внимание.
- Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
- Недостаточное развитие способности к переключению.
- Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
- Недостаточная способность к запоминанию, преимущественно словесного материала.
- Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
- Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствие:
- недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
- трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
Таким образом, дети с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи нуждаются в специальных коррекционных занятиях по определенной программе. Учитывая структуру речевого дефекта были определены цель и задачи данной программы.
Цель программы — преодоление отклонений в речевом развитии и проведение логопедической работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии детей для дальнейшей успешной социализации.
Задачи программы:
- развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем)
- обогащение словарного запаса и развитие связной речи учащихся
- обучение фонематическому анализу и синтезу, звуко-слоговому анализу
- коррекция фонетической стороны речи
- развитие неречевых психических процессов:
- развитие дыхания, артикуляционной и ручной моторики
- совершенствование зрительного анализа и синтеза
- развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания
- расширение объема зрительной и слуховой памяти
- развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивость внимания, наблюдательность в отношении языковых явлений
- способность к запоминанию, способность к переключению внимания
- воспитание навыков и приемов самоконтроля
- формирование познавательной деятельности
- развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению, формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности
В программе предусмотрено формирование универсальных учебных действий у обучающихся (регуляторных (самоконтроль), познавательных (общеучебных), коммуникативных, личностных).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, и рассчитана на своевременное выявлении, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из детей недостатков устной и письменной речи.
Материал подобран с учетом постепенного перехода от простого к сложному, предполагает обогащение и активизацию словарного запаса детей, развитие связной речи.
Этапы занятий предусматривают введение в урок упражнений на формирование фонематических процессов, тренировочных заданий на развитие звукового анализа и синтеза, игр на воспитание слухового внимания памяти, зрительного гнозиса и т.д. Эффективным по результатам логопедической коррекции является применение на занятиях разработок в области информационно-компьютерных технологий и нейропсихологии.
Практическая часть занятий предусматривает игры и задания на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, графомоторных навыков, закрепление знаний в области зрительно-пространственной ориентации.
Коррекционно-воспитательная работа направлена на развитие психических процессов (внимания, памяти, вербально- логического мышления, зрительно- моторной координации).
Программа рассчитана на проведение двух занятий в неделю (всего 58 часов, 29 учебных недель) с определённым количеством детей в группах (3-5 человек). Учитывая особенности контингента обучающихся образовательного учреждения, предполагается смешанный состав групп. В группы 1 класса включаются дети с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи. Для обучающихся, нуждающихся в коррекции звуко-произносительной стороны речи организуются дополнительные индивидуальные занятия.
Диагностика проводится два раза в год: вводная — в сентябре, итоговая — в мае.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Своевременное устранение речевой патологии у учащихся, объективная квалификация имеющихся у них дефектов устной речи, и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у детей-логопатов нарушений письма и чтения (как вторичного дефекта по отношению к устной речи), но и не допустить отставания школьников при усвоении программного материала по родному языку.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами обучения в начальной школе являются осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие речи как явление национальной культуры; понимание того, что правильная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами обучения в начальной школе являются:
Артикуляторные:
- хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо;
- выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Фонетико-фонематические:
- разграничение понятий «звук» и «буква»
- владение навыком звуко-слогового анализа и синтеза
- сформированность фонематического восприятия
- дифференцирование согласных по артикуляционному, акустическому и кинетическому сходству
- обозначение мягкости согласных гласными II ряда и Ь
- усвоение понятий «слог», «ударение»
Грамматические:
- правописание сочетаний «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу»
- разделительный мягкий знак
Речевые:
- выделение из потока устной речи отдельных предложений, определение их кол-ва, дифференциация интонации
- использование средств создания выразительности: окраски голоса (интонацию), мимику
- совершенствование диалогической речи
- усвоение правил построения связного высказывания
- обогащение и развитие словарного запаса
- умение устанавливать причинно-следственные, временные и пространственные отношения, логическую последовательность событий
Гигиенические, графические:
- соблюдение правил посадки за столом, положения тетрадки, ручки в руке
- правильное, аккуратное, разборчивое письмо букв и оформление их соединения
- умение писать под диктовку, списывать с печатного и письменного образца
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Цель и задачи, поставленные в программе, реализуются в процессе изучения следующих тем.
«Звуковой состав слова» (21 час). Звуки русского языка: гласные и согласные; согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, парные и непарные. Способы обозначения твердости-мягкости согласных буквами гласных и ь; способы обозначения звука [й’] буквами е, ё, ю, я. Приемы вычленения звуков и выяснения признаков каждого; характеристика отдельных звуков. Представление о слогообразующей роли гласных.
«Слог. Ударение» (8 часов). Слог как минимальная произносительная единица, выделение слогов с помощью скандирования; деление слов на слоги и подбор слов заданной слоговой структуры. Гласные ударные и безударные. Смыслоразличительная и фонетическая роль ударения.
«Парные согласные звуки и буквы» (18 часов). Парные и непарные звуки русского языка. Изучение букв из числа тех, которые обозначают парные по глухости звонкости согласные – Зз–Сс, Бб–Пп, Дд–Тт, Вв–Фф, Жж–Шш; характеристика их сходства и отличий, артикуляторные особенности.
«Дифференциация звуков по акустическому сходству» (5 часов). Звуки, сходные по звучанию и произношению (С-Ш, З-Ж, Р-Л, Ч-Щ, Ц-Ч). Анализ всех акустических признаков звуков. Узнавание согласного звука в начале слова, в конце слова, в середине слова.
«Дифференциация букв по кинетическому сходству» (5 часов). Буквы, сходные по начертанию первого элемента (б-д, а-о, и-у и другие на выбор логопеда). Анализ состава и структуры графического знака, синтез его элементов. Формирование зрительно- пространственного гнозиса.
«Закрепление» (1 час). Повторение всего изученного за год.
Каждое занятие предусматривает проведение упражнений на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, а также введение в этапы занятия ряда оздоровительных приемов, что будет способствовать внедрению здоровьесберегающих технологий в школе.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Исходя из целей современного начального образования, предлагаемы перечень материально-технического обеспечения составлен с учетом следующих требований:
- обеспечение природосообразности обучения младших школьников (организация опыта чувственного восприятия, наглядности обучения);
- создание материально- технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения, формирование коммуникативных, трудовых и др. умений и т.п.);
- создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования и др.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования и др.)
Демонстрационные и печатные пособия:
- магнитная доска
- кассы букв и слогов
- наборы сюжетных картинок
- материал в виде карточек-символов (графическое изображение звуков, слов, предложений и т.п.)
- лента букв и звуков
- плакат «Алфавит»
- звуковые профили (альбом)
- демонстрационный материал «Артикуляционный аппарат»
Книгопечатная продукция:
- Андреева Н.Г. «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Часть 1,2», Москва, «Владос», 2013
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». Москва, «Сфера», 2007
- Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов
- Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте», Москва, «Просвещение», 1999г.», Москва, «Владос», 2006
- Козырева Л.М . Тетради для логопедических занятий. Ярославль, «Академия развития» 2000
- Мисареноко Г.Г. «Русский язык. Закрепляем трудные темы. 1 класс», Москва, «Эксмо», 2013
- Мисаренко Г.Г. «Обучение фонематическому анализу в 1 классе», Москва, Сфера, 2008
- Невская В.П. «Речевые игры и упражнения», Москва, Сфера,2013
- Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», «Владос», 1997
- Хотылева Т.Ю., Галактионова О.Г., Ахутина Т.В. «Профилактика и преодолени трудностей в обучении на раннем этапе. Методическое пособие»,Москва, В.Секачев, 2013
- Ястребова А.В. «Коррекция и нарушения речи у учащихся общеобразовательной школы», Москва, «Просвещение»,1984
- «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. Москва, 1996
Технические средства обучения:
- Персональный компьютер
- Принтер
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематики программы.
СОГЛАСОВАНО
На заседании ГМО
Учителей- логопедов
Протокол №____
От «___»___________20____г.
Рук. ГМО___________Ц.А. Бариньяк
Календарно-тематическое планирование
№ темы |
Тема |
Кол-во часов |
Содержание работы. |
1 | Звуки речевые и не речевые | 1 | Дифференциация понятий: речевые и не речевые звуки. |
2 | Знакомство с артикуляционным аппаратом | 2 | Знакомство со строением органов артикуляционного аппарата, основными способами образования звуков. Наблюдение за различием образования гласных и согласных звуков. |
3. | Звуковой состав слов. Звуки и буквы. | 2 | Усвоение понятия «звук-буква». Подбор слов с заданным звуком. Сравнение: соотнесение звука и соответствующей ему буквы. Анализ и синтез звукового состава слова. |
4. | Гласные 1 ряда( А,О,У, Э, Ы) | 3 | Анализ: значение гласной буквы. Развитие умения слышать и выделять гласные буквы из ряда звуков. Характеристика функции букв, обозначающих гласные звуки. Сравнение начертания заглавных и строчных букв. |
5. | Гласные 2 ряда.(Я, Е, Ё, Ю, Я) | 3 | Характеристика работы гласной буквы как показателя мягкости предшествующего согласного. Упражнения в образовании слогов с мягкими звуками. Сравнение начертания заглавных и строчных букв. Наблюдение: способ образования гласных 2 ряда. |
6. | Согласные звуки, буквы | 2 | Знакомство с образованием согласных звуков, с артикуляцией и акустическими признаками согласных. Анализ: определение звука по его характеристике.Соотнесение звука и его характеристики. Наблюдение: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику. |
7. | Мягкие и твердые согласные звуки. Мягкий знак. | 5 | Характеристика звуков (согласные твердые-мягкие, глухие-звонкие). Упражнение в выделении из слогов, слов твердых и мягких согласных, опираясь на гласные. Наблюдение: функция буквы Ь. |
8. | Звонкие и глухие согласные | 2 | Характеристика и сравнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных. Выделение их из слогов и слов. |
9. | Дифференциация гласных и согласных | 1 | Выделять гласные и согласные звуки из ряда звуков, из слогов, слов. Определять место гласных и согласных в словах. Оценивать правильность проведения фонетического анализа слов. |
10. | Слог. Деление слов на слоги. | 4 | Делить слова на слоги. Определять количество слогов, опираясь на количество гласных. Усвоить понятие слогообразующей роли гласных. Группировать слова с разным количеством слогов. |
11. | Ударение. | 4 | Расставлять ударение в словах. Анализировать: соотношение слов с соответствующими слогоударными схемами. Озвучивание ритмического рисунка слова. |
12. | Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б.Звуки [П]-[П’]. Буква П.
Дифференциация Б-П. |
3 | Дифференцировать согласные Б-П в устной иписьменной речи, опираясь на артикуляционные и
акустические признаки. Анализировать поэлементный состав букв. Выделять в слогах, словах. |
13. | Звуки [Д]-[Д’]. Буква Д.Звуки [Т]-[Т’]. Буква Т.
Дифференциация Д-Т. |
3 | Дифференцировать согласные Д-Т в устной иписьменной речи, опираясь на артикуляционные и
акустические признаки. Анализировать поэлементный состав букв. Выделять в слогах, словах. |
14. | Звуки [Г]-[Г’]. Буква Г.Звуки [К]-[К’]. Буква К.
Дифференциация Г-К. |
3 | Дифференцировать согласные Г-К в устной иписьменной речи, опираясь на артикуляционные и
акустические признаки. Анализировать поэлементный состав букв. Выделять в слогах, словах. |
15. | Звуки [З]-[З’]. Буква З.Звуки [С]-[С’]. Буква С.
Дифференциация З-С. |
3 | Дифференцировать согласные З-С в устной иписьменной речи, опираясь на артикуляционные и
акустические признаки. Анализировать поэлементный состав букв. Выделять в слогах, словах. |
16. | Звуки [В]-[В’]. Буква В.Звуки [Ф]-[Ф’]. Буква Ф.
Дифференциация В-Ф. |
3 | Дифференцировать согласные В-Ф в устной иписьменной речи, опираясь на артикуляционные и
акустические признаки. Анализировать поэлементный состав букв. Выделять в слогах, словах. |
17. | Звук Ж. Буква Ж.Звук Ш. БукваШ.
Дифференциация Ж-Ш |
3 | Дифференцировать согласные Ж-Ш в устной иписьменной речи, опираясь на артикуляционные и
акустические признаки. Анализировать поэлементный состав букв. Выделять в слогах, словах. Анализировать текст: находить слова с сочетаниями жи — ши. |
18. | Дифференциация звуков по акустическому сходству(С-Ш, З-Ж, Р-Л, Ч-Щ, Ц-Ч) | 5 | Дифференцировать звуки и буквы, обозначающиеблизкие по акустико-артикуляционным признакам
согласные. |
19. | Дифференциация буквпо кинетическому
сходству (б-д, а-о и другие на выбор логопеда) |
5 | Анализировать поэлементный состав букв.Моделировать (создавать, конструировать) буквы.
Различать на письме буквы, имеющие схожие элементы. |
20. | Закрепление учебногогода материала. | 1 | Учиться сознательно относиться к письму, проводить самоконтроль. |
Скрыль В.С.,
учитель-логопед