Перспективный план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия, предупреждению оптической дисграфии [подготовительная к школе группа]

Сентябрь

3 неделя.

1. «Расскажи, что где находится» — закрепление предлогов на, под, понятий справа, слева, большой, маленький.

2. «Сделай, как я» — закрепление умения ориентироваться в схеме тела человека, стоящего напротив, и в схеме собственного тела.

3. «Собери такую же цепочку» — по образцу из геометрических фигур.

4 неделя

1. «Где находится предмет?» — определять положение предмета относительно себя – впереди, сзади, наверху, внизу, справа, слева.

2. «Фотограф» — развитие зрительного восприятия.

3. Закрепление зрительного образа гласных букв А,У,И, Э, О, Ы, выработка умений выделять элементы, составляющие их: «Догадайся, какую букву можно выложить из этих элементов?».

4. «Живые буквы» — выкладывание гласных букв лежа на ковре собственным телом детей.

Октябрь

1 неделя

1. «Выполни инструкцию» — различение левой и правой частей собственного тела и стоящего напротив.

2. Ориентировка на плоскости «Слушай внимательно и разложи овощи на столе так, как я скажу: огурец – слева от себя в дальний угол стола и т.д.»

3. «Поставь точку» — красным карандашом внутри круга, но вне прямоугольника, в букве А, но вне буквы П. И т.д.

2 неделя

1. «Угадай, какая буква спряталась?» — карточки с заштрихованными буквами.

2. «Выполни инструкцию – положи карточку с буквой в центр стола, справа от буквы положи кружок, над буквой – квадратик и т.д.»

3. Закрепление зрительного образа букв А,У,И, Э, О,Ы, П, Т, выработка умений выделять элементы, составляющие их: «Найди элементы этой буквы». У детей карточки с элементами букв. Логопед называет одну из изученных букв и дает задание детям закрыть кружочком все элементы, которые составляют эту букву.

3 неделя

1. «Озорные буквы»- показать правильно изображенные буквы К, П, Т среди зеркально изображенных.

2. «Найди на картинке спрятавшиеся буквы».

4 неделя

1. «Живые буквы» — выкладывание букв лежа на ковре собственным телом детей.

2. «Беспорядок!» — закрепление зрительного образа букв П, Т, К. Логопед показывает детям карточки с изображением изученных букв, наложенных друг на друга. Дети должны определить, какие это буквы и какая из них напечатана перед другой, а какая – за другой.

3. «Расставь буквы У, Э, Ы, К или слева, или справа от дерева» — учить детей различать правоориентированные и левоориентированные буквы.

Ноябрь

1 неделя

1. «Назови детеныша и его маму»- демонстрационная таблица по развитию

зрительно-пространственного восприятия по теме «Домашние животные».

2. «Буквенный конструктор» — сконструировать буквы из элементов.

3. «Измени букву, переставляя ее элементы» — из Н – П, И.

4. «Какие буквы можно выложить из трех палочек?» — И, П, К, Н.

2 неделя

1. «Угадай, кто Митя, а кто Леня?» — два человечка, у которых шляпы, воротнички, манжеты отличаются формой. У одного из них они сходны с буквой Л, а у другого – с буквой М. Дети должны по внешним признакам определить, кто из них Митя, а кто Леня.

2. «Поставь точку»- внутри треугольника и квадрата, только внутри квадрата и т.д. (Изображения геометрических фигур с небольшим наложением друг на друга).

3. «Зеркало» — развивать умение у детей точно копировать в зеркальном отражении движения партнера.

4. «Угадай букву» — закрепление образа буквы тактильными ощущениями.

Два ребенка по очереди «пишут» друг другу на тыльной стороне ладони (на спине) изученные буквы. Тот, кто был с закрытыми глазами, определяет, какую букву «написал» друг.

5. «Пушистые буквы» — на ощупь найти букву М среди других букв.

3 неделя

1. «Зашифрованные буквы» — карточки, на которых написаны изученные буквы с пририсованными слева, справа, сверху и снизу разными элементами. Дети должны узнать букву и сказать, с какой стороны какой элемент лишний.

2. «На какую фигуру похож предмет? Нарисуй фигуру в пустой клеточке».

3. «Что где находится?» — в центре лежит буква, а в пространстве вокруг ее лежат предметные картинки со звуком ЛЬ в названии. Вопросы: «Где телефон? Что в левом верхнем углу? Что лежит справа от буквы?» И т.д.

4 неделя

1. «Выполни задание» — закрепление основных направлений пространства в схеме собственного тела: «Тому, у кого на столе лежит фигура с углами, закрыть ее правой рукой. Тому, у кого лежит желтый квадрат, взять его в правую руку и приложить к правому уху». И т.д.

2. «Буквенный конструктор» — сконструировать буквы Я, Ё, Е, Ю, И.

3. «Помоги Незнайке найти буквы, которые написаны неправильно».

4. «Угадай букву» — закрепление образа буквы тактильными ощущениями.

Два ребенка по очереди «пишут» друг другу на тыльной стороне ладони (на спине) изученные буквы.

Декабрь

1 неделя

1. Задание: «Найди все гласные буквы и обведи их красным кружочком».

2. «Путаница» — предложить детям рисунок, на фрагментах которого изображены изученные буквы в различных вариантах (письменные и печатные). Дать задание детям – раскрасить только те фрагменты рисунка, на которых изображена буква Уу. Аналогично с Ии, Пп, Тт, М м.

3. «Странный художник» — карточки с нелепыми изображениями, составленными из двух предметов. Дети должны угадать, что или кого хотел нарисовать странный художник.

2 неделя

1. «Помоги Незнайке дописать буквы».

2. Задание: «Обвести кружочком лишь те буквы, которые расположены правильно».

3. «Поход» — ребенку предлагается карта, разделенная на 9 квадратов, по 3 в каждом ряду. В одном из них буква С – старт. В этот же квадрат помещается маленькая игрушка – собачка, которая и пойдет в поход. В других квадратиках лежат картинки со звуком С в названии. По заданному логопедом маршруту ребенок вместе с игрушкой перемещаетсяпо квадратикам в определенную сторону. Попав в тот или иной квадрат, он отвечает на вопросы: «Что увидела собачка? Что нашла собачка?» И т.д. После того как поле карты будет пройдено, ребенку предлагается по памяти вспомнить, какие картинки были в верхнем ряду, в нижнем, в среднем.

4. «Живые буквы» — выкладывание изученных букв лежа на ковре собственным телом детей.

5. «Называй правильно»- демонстрационная таблица по развитию зрительно-пространственного восприятия на закрепление правильного произнесения звука С в словах.

3-4 недели

1. «Найди на картинке спрятавшиеся буквы. Сосчитай их».

Изображена шуба с элементами похожими на букву С.

2. «Сколько на карточке напечатано букв З? Какая буква напечатана неправильно?»

3. «Украсить шарики на елке» — изображение елки с шарами на ветвях слева и справа. Задание – в шарах с левой стороны напечатать букву З, а с правой стороны – букву С.

4. «Все на лыжи! Прогулка в зимнем лесу» — имитация ходьбы на лыжах по лесу между елок по предлагаемым схемам движения.

5. «Живые буквы» — выкладывание букв С, З лежа на ковре собственным телом детей.

6. Задание: обвести все буквы З в треугольник, а буквы С — в квадратик печатные и письменные варианта букв).

Январь

2 неделя

1. «Разложи буквы, как я» — ребенку предлагается карта, разделенная на 9 квадратов, по 3 в каждом ряду. В центре лежит синий квадрат. Затем логопед показывает ребенку в течение 2-3 секунд такую же карточку, но с напечатанными в пустых квадратиках буквами П, Б. Ребенок должен на своей карточке положить буквы по памяти в те же квадратики. Затем логопед просит ответить, в какой клеточке по отношению к синему квадратику находится интересующая нас буква сверху, снизу, справа или слева.

2. «Найди букву и обведи ее в кружок» — совместно с логопедом дети рассматривают ряд букв П, Б, Т в различных вариантах (письменные, печатные, заглавные), выделяют у каждой из них сходные элементы. Потом предлагает обвести в кружок все буквы П или Б.

3-4 недели

1. «Кто куда спрятался?», «Кто (что) куда летит, бежит, идет?» — употребление предложных конструкций.

2. «Буквенный диктант» — логопед показывает карточку, на которой напечатаны сочетания букв, не имеющие смысла (пт тк мн птк). Дети должны без ошибок перепечатать эти строчки в тетрадь, соблюдая ту же последовательность букв.

3. «Какие буквы Д написаны неправильно? Зачеркни их».

4. «Веселый домик» — изображение домика, элементы которого состоят из букв Т, Д. Предложить ребенку найти буквы в рисунке.

Февраль

1 неделя

1. «Рассеянный Незнайка» — на доске лист, на котором в ряд изображена посуда и элементы изученных букв. Задание: узнай, какую букву хотел напечатать Незнайка перед рисунком, изображающем кастрюлю, после тарелки и т.д.

2. «Маленький реконструктор» — реконструировать буквы, изменяя пространственное расположение элементов букв: например, Г из Т, Е, Б, Н, П.

2 неделя

1. «Отгадай загадку и выполни задание» — логопед загадывает загадки, слова отгадки которых начинаются на звуки К, Г. Дети из набора картинок выбирают отгадки и выполняют следующее задание – картинки, названия которых начинаются со звука Г, положить справа от себя, а со звука К – перед собой.

2. «Разложи буквы, как я» — ребенку предлагается карта, разделенная на 9 квадратов, по 3 в каждом ряду. В центре лежит синий квадрат. Затем логопед показывает ребенку в течение 2-3 секунд такую же карточку, нос напечатанными в пустых квадратиках буквами К, Г. Ребенок должен на своей карточке положить буквы по памяти в те же квадратики. Затем логопед просит ответить, в какой клеточке по отношению к синемуквадратику находится интересующая нас буква сверху, снизу, справа или слева.

3. «Пушистые буквы» на ощупь найти буквы К, Г среди других.

3 неделя

1. Закрепление зрительного образа букв Я, Ю, Ё, Е, выработка умений выделять элементы, составляющие их:«Найди элементы этой буквы». У детей карточки с элементами букв. Логопед называет одну из изученных букв и дает задание детям закрыть кружочком все элементы, которые составляют эту букву.

2. «Живые буквы» — телопластика.

3. «Угадай, какая буква спряталась?» — карточки с заштрихованными буквами.

4 неделя

1. «Поезд» — логопед раскладывает перед детьми буквы У, Э, Ы, К, С, З, Б, К, Г, Я, Е, Ё, Ю и вывешивает на доске макет поезда с двумя вагонами, объясняя детям, что все буквы собираются ехать на этом поезде. В первом вагоне поедут те буквы, которые «смотрят» влево, а во втором, которые «смотрят» вправо.

2. «Выполни задание» — на столе лежат картинки с изображением автомобилей различной высоты, длины, цвета. Машины едут по дороге. Логопед: «Возьми ту машину, которая едет перед самой длинной машиной (за самой высокой)». И т.д.

3. «Найди все буквы Л и М» — показать ребенку изображения предметов похожих на данные буквы.

Март

1 неделя

1. «Разложи картинки, как я скажу» — ориентировка на плоскости по словесной инструкции.

2. Задание на реконструирование букв, добавляя или убирая элементы –логопед предлагает ребенку выложить буквы П, Т, Ш из палочек, а затемспрашивает, как можно букву П «превратить» в Ш, букву Т в Ш, Ш в Т, Ш в П.

3. Задание на различение письменных вариантов букв: «Обведи синимцветом букву ш, зеленым — п, коричневым — т. Какую букву обвел синим цветом?»

2 неделя

1. «Найди и назови букву» — демонстрационная таблица на закрепление графического образа букв. Задания: «Назови букву, которая находится в первом ряду в третьей клеточке. Какая буква находится справа от неё?» И т.д.

2. «Букетик для мамы» — на доске расположены подснежники, форма некоторых из них похожа на букву Ш. Ребенок должен «сорвать» подснежник, похожий на букву Ш.

3. «Живые буквы С – Ш » — телопластика.

4. «Отгадай загадку и выполни задание» — логопед загадывает загадки, слова отгадки, которых начинаются на звуки С-Ш. Дети из набора картинок выбирают отгадки и выполняют следующее задание – картинки, названия которых начинаются со звука С, положить справа от себя, а со звука Ш – перед собой.

3 неделя

1. «Найди и прочитай слог» — демонстрационная таблица по развитию зрительно-пространственного восприятия, направленная на тренировку в чтении прямых и обратных слогов с буквой Р.

2. «Угощенья для буквы Р»- перед ребенком лежит рисованная буква Р (с глазками, ротиком), справа от неё лежат картинки с изображением тортика, пирожка, пирожного, а слева — суп, морковка, рыба. Логопед спрашивает: «Что съест буква Р?» (То, что лежит с права, т.к. буква Р «смотрит» вправо).

4 неделя

1. «Водяная потеха на озере»- из воды торчат буквы – «островки», по ним надо перебраться с одного берега на другой. Но не все «островки» надежные. Некоторые переворачиваются, а некоторые не переворачиваются. Попросить ребенка приложить зеркало снизу «островка» и посмотреть зеркальное отражение букв на воде. Если торчащие из воды «островки» с их зеркальным отражением образуют букву, это надежные «островки»,если нет, то на него не надо наступать.

2. «Какие буквы спрятались в букве Ж? Напечатай или выложи их».

3. «Найди и обведи все буквы Ж» в ряду, состоящем из букв У, Х, К, Ж.

4. «Что изменилось?» — логопед раскладывает на столе буквы У, Х, К, Ж, ребенок запоминает последовательность их расположения. Затем меняет их расположение. Ребенок должен сказать, что изменилось.

Апрель

1 неделя

1. «Допиши буквы» — добавить недостающий элемент.

2. «Покажи букву» — на доске лист с написанными на нем буквами З-Ж различной высоты, длинны и ширины. Дети должны выбрать самую широкую букву, обозначающую звук З, самую высокую букву, обозначающую звук Ж . И т.д.

3. «Помоги Незнайке найти неправильно написанные буквы З и зачеркни их».

4. «Живые буквы»- телопластика.

2 неделя

1. «На кого похоже?» — логопед вывешивает на ковролин солнышко в центре, а вокруг него – облака похожие на определенных животных. Задания: «Покажите облако, которое справа от солнышка. На кого оно похоже?» На обратной стороне каждого облака правильно и неправильно написанная буква Ц. Ребенок должен сказать, где буква написана правильно, а где нет.

2. Упражнение на ориентирование в последовательности линейного ряда: логопед вывешивает на доске лист с напечатанными на нем буквенными рядами. «Назови все согласные буквы из второго горизонтального ряда, все гласные из третьего вертикального ряда, все левосторонние буквы в третьем горизонтальном ряду». И т.д.

3 неделя

1. «Угадай букву» — закрепление образа буквы тактильными ощущениями. Два ребенка по очереди «пишут» друг другу на тыльной стороне ладони (на спине) изученные буквы. Тот, кто был с закрытыми глазами, определяет, какую букву «написал» друг.

2. «Пушистые буквы» — на ощупь найти буквы С — Ц среди других букв.

3. «Путаница» — предложить детям рисунок, на фрагментах которого изображены изученные буквы в различных вариантах (письменные и печатные). Дать задание детям – раскрасить только те фрагменты рисунка, на которых изображена буква С. Аналогично с Ц ц, З з, Ж ж.

4 неделя

1. «Поставь точку» — красным карандашом внутри круга, но вне прямоугольника, в букве А, но вне буквы Ч. И т.д.

2. «Зашифрованные буквы» — карточки, на которых написаны изученные буквы с пририсованными слева, справа, сверху и снизу разными элементами. Дети должны узнать букву и сказать, с какой стороны какой элемент лишний.

3. Упражнение на ориентирование в последовательности линейного ряда: логопед вывешивает на доске лист с напечатанными на нем буквенными рядами. «Назови все согласные буквы из второго горизонтального ряда, все гласные из третьего вертикального ряда, все левосторонние буквы в третьем горизонтальном ряду». И т.д.

4. «Что где находится?» — в центре лежит буква Ч, а в пространстве вокруг ее лежат картинки с изображением школьных принадлежностей. Вопросы: «Где пенал? Что лежит справа от буквы?» И т.д.

Май

1 неделя

1. «Лесная школа» — логопед ставит перед ребенком игрушки животных и раздает карточки с недописанными буквами. Ребенок должен узнать букву и дописать. Затем карточки, на которых напечатаны гласные буквы, положить перед игрушками, а те, на которых согласные буквы положить за игрушками. Задать вопросы: «Какую букву видит белка? Какую букву видит лиса?» И т.д.

2. «Муха» — на листе бумаги рисуется квадратное игровое поле в клетку. В центральной клетке «сидит муха». По словесной инструкции логопеда ребенок перемещает муху по клеточкам вверх, вниз, вправо или влево. Вариант: играют двое детей. Дети по очереди говорят, куда должна передвинуться муха. Проигрывает тот, по чьей инструкции муха окажется за пределами игрового поля.

3. «Паучок ловит муху» — на листе бумаги рисуется квадратное игровое поле в клетку. Линии клеток расположены наискосок и образуют «паутину». Инструкции: влево вверх наискосок, вправо вниз наискосок и т.д.

4. «Найди букву Щ на картинке» — ребенок соотносит букву с образами, изображенными на сюжетной картинке.

5. Задание на реконструирование букв, добавляя или убирая элементы – логопед предлагает ребенку выложить букву Ц из палочек, а затем спрашивает, как можно букву Ц «превратить» в Щ, Щ в Ц, Ш в Щ, Ш в Ц.

2 неделя

1. «Угадай букву» — закрепление образа буквы тактильными ощущениями. Два ребенка по очереди «пишут» друг другу на тыльной стороне ладони (на спине) изученные буквы. Тот, кто был с закрытыми глазами, определяет, какую букву «написал» друг.

2. «Заштрихованные буквы».

3. «Кто быстрее?» — логопед раздает детям карточки с напечатанными в несколько рядов буквами Ш, Щ, Ц. Дети должны за определенное время обвести буквы разным цветом, например, Ц – синим, Щ – зеленым, Ш – коричневым.

3 – 4 недели

1. «Живые буквы» — телопластика.

2. «Путаница» — предложить детям рисунок, на фрагментах которого изображены изученные буквы в различных вариантах (письменные и печатные). Дать задание детям – раскрасить только те фрагменты рисунка, на которых изображена заданная буква.

3. Упражнение на ориентирование в последовательности линейного ряда: логопед вывешивает на доске лист с напечатанными на нем буквенными рядами. «Назови все согласные буквы из второго горизонтального ряда, все гласные из третьего вертикального ряда, все левосторонние буквы в третьем горизонтальном ряду» и т.д.

4. «Узнай время года» — демонстрационная таблица по развитию зрительно-пространственного восприятия. В клетках таблицы изображены пейзажные картинки разного времени года.

Приложение.

Подготовили:
1) Зяблицкая Алена Андреевна,
учитель-логопед высшей
квалификационной категории,
2) Парипса Ольга Богдановна,
учитель-логопед первой
квалификационной категории.
Киселевск, 2013 г.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Планирование Метки: 

Сейчас читают:

Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Логоритмика» Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Логоритмика»
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре в средней группе для детей с ТНР Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре в средней группе для детей с ТНР
Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе детей с ОНР Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе детей с ОНР
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселый язычок» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселый язычок»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.