Предлагаемое планирование фронтальных занятий логопеда, работающего в средней группе для детей с ОНР, построено на основе лексико-грамматического подхода (по терминологии Т. А. Ткаченко).
Главной темой одного логопедического занятия является отработка одной грамматической категории, при этом используется, активизируется и закрепляется весь словарь, доступный детям, без жёсткой привязки к лексической теме недели.
На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, которые проводит воспитатель (зачастую совместно с логопедом) в понедельник, основным является лексический подход: расширение, накопление и активизация словаря по одной лексической теме.
Такой подход к планированию и проведению занятий в группах для детей с ОНР позволяет педагогам добиться значительного повышения эффективности коррекционной работы, преодолеть речевую недостаточность воспитанников.
Перспективный тематический план
фронтально — подгрупповых логопедических занятий
по формированию
лексико-грамматических представлений
и развитию связной речи
1-й год обучения, средняя группа для детей 4-5лет
с общим недоразвитием речи
I полугодие ( 2-ая половина сентября — декабрь)
2 занятия в неделю по подгруппам, всего 29 занятий
Номер |
Тема логопедического занятия |
Лексическая тема недели |
1 |
Простое односоставное назывное предложение со словами: это, вот. |
Семья |
2 |
Простое односоставное назывное предложение со словами: это, вот.Согласование местоимений МОЙ, МОЯ с существительными, обозначающих членов семьи | |
3 |
Слова – действия. Повелительная форма глагола. Образование глаголов 3лица ед.числа настоящего времени |
Игрушки |
4 |
Формирование фразы. Простое двусоставное нераспространённое предложение: сущ.+глагол 3л. ед.ч. н.вр. | |
5 |
Формирование фразы. Простое двусоставное нераспространённое предложение |
Осень |
6 |
Рассматривание картины «Осеняя прогулка».*Составление рассказа по картине с помощью логопеда. | |
7 |
Практическое образование множественного числа именительного падежа имёнсуществительных. |
Овощи |
8 |
.Согласование местоимений МОЙ – МОЯс именами существительными | |
9 |
Согласование прилагательного с существительным. Ответы на вопросы: Какой по величине (форме, цвету)?* Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. |
Овощи |
10 |
Согласование местоимений МОЙ, МОЯ с именами существительными*Распространение предложения с помощью определения | |
11 |
Составление рассказа-описания об овощах с опорой на пиктограмму.Согласование прилагательных с существительными в роде (ед. число им. падеж).*Замена существительного местоимением ОН, ОНА |
Части тела |
12 |
Распространение предложения с помощью прямого дополнения. Практическое употребление винительного падежа ед. числа имён существительных. | |
13 |
Практическое употребление родительного падежа единственного числа имён существительных |
Части тела |
14 |
Согласование числительных один — одна, два- две с именами существительными. Образование сущ-ых с уменьшительно-ласкательным значением. *Пересказ рассказа «Подарок». | |
15 |
Практическое употребление творительного падежа ед. ч. имён существительных. Распространение простого предложения дополнением в творительном падеже без предлога. |
Фрукты |
16 |
Составление рассказа – описания с опорой на пиктограмму. Согласование прилагательных с существительными | |
17 |
Множественное число глаголов3л. настоящего времени. |
Овощи — фрукты |
18 |
Составление рассказа по картине «Сбор яблок». *Образование относительных прилагательных. | |
19 |
Согласование числительных один – одна – одно, два- двес существительными |
Одежда |
20 |
Распространение предложений с помощью определений. Согласование прилагательных с существительными. | |
21 |
Предлог НА. Практическое употребление винительного и предложного падежа единственного числа имён существительных с предлогом НА. |
Обувь, головные уборы |
22 |
Предлог НА Практическое употребление винительного и предложного падежа единственного числа имён существительных с предлогом НА. | |
23 |
Распространение предложений с помощью определений. Согласование прилагательных с существительными. |
Зимующие птицы |
24 |
Дательный падеж единственного числа имён существительных. | |
25 |
Предлог ПОД. Практическое употребление сущ. ед. числа творительного падежа с предлогом ПОД. |
Звери наших лесов |
26 |
Предлог ПОД. Практическое употребление сущ. ед. числа творительного падежа с предлогом ПОД. | |
27 |
Дифференциация предлог. НА –ПОД. Практическое употребление винительного, творительного и предложного падежа сущ. ед. ч. |
Зима. |
28 |
Связная речь. Составление рассказа о зиме с опорой на пиктограмму и вопросы логопеда.* Образование родственных слов от слова снег. | |
29 |
Дифференциация предлогов .НА – ПОД. Согласование прилагательных с существительными. Составление коллективного рассказа по серии картин «Ёлка в детском саду» |
Новый год. |
2-ое полугодие (январь — май)
(2 занятия в неделю по подгруппам, всего 40 занятий)
Номер | Тема занятия | Лексическая тема недели |
30 |
Практическое употребление существительных родительного падежа ед. числа с предлогом ИЗ. |
Продукты |
31 |
Практическое употребление творительного падежа ед. числа существительных с предлогом С. | |
32 |
Предлог В. Практическое употребление винительного и предложного падежа существительных с предлогом В |
Посуда |
33 |
Предлоги В — ИЗ. Практическое употребление винительного и предложного падежей существительных с предлогом В, родительного падежа с предлогом ИЗ. | |
34 |
Дифференциация предлогов В – НА». |
Мебель |
35 |
Предлоги НА – С (СО). | |
36 |
Связная речь. Упражнение в сравнении предметов (городской – сельский дом). Формирование навыка описательного рассказа |
Мой дом |
37 |
Приставочные глаголы. | |
38 |
Связная речь. Упражнение в сравнении предметов (наземный транспорт). Формирование навыка описательного рассказа. |
Наземный транспорт |
39 |
Приставочные глаголы. | |
40 |
Связная речь. Упражнение в сравнении предметов ( воздушный и водный транспорт) Формирование навыка описательного рассказа. |
Водный и воздушный транспорт |
41 |
Приставочные глаголы. | |
42 |
Предлог НАД. |
Зимние забавы |
43 |
Связная речь. Составление рассказа по картине «Зимние забавы» | |
44 |
Дифференциация предлогов НАД – НА. |
Профессии |
45 |
Творительный падеж единственного числа имён существительных. | |
46 |
Дифференциация предлогов НАД – ПОД. |
Профессии |
47 |
Творительный падеж единственного числа имени существительного без предлога и с предлогами ЗА, С ( в значении совместимости). | |
48 |
Распространение предложений путём введения определений. |
Домашние животные |
49 |
Предложные конструкции. Изменение существительных единственного числа по падежам. | |
50 |
Изменение существительных по падежам. Распространение предложений путём введения определений. |
Домашние животные |
51 |
Изменение существительных единственного числа по падежам. Составление предложений с заданным словом. | |
52 |
Связная речь. Составление рассказа по картине «Петушок с семьёй». |
Домашние птицы |
53 |
Связная речь Составление рассказа «Ранняя весна» с опорой на пиктограмму | |
54 |
Связная речь. Составление рассказа«Ранняя весна» с опорой на пиктограмму. |
Весна |
55 |
Связная речь. Составление рассказа по картине «Лодочка»с опорой на пиктограмму. | |
56 |
Сравнение предметов, составление предложений с противительным союзом А. |
Перелётные птицы |
57 |
Приставочные глаголы | |
58 |
Приставочные глаголы. |
Рыбы |
59 |
Связная речь. Составление рассказа — описания «Рыбка | |
60 |
Приставочные глаголы. |
Наш город |
61 |
Дательный падеж существительных с предлогом К. | |
62 |
Связная речь. Составление рассказа «Наш город». |
Наш город |
63 |
Дательный падеж существительных с предлогом К . |
Деревья |
64 |
Предлоги К – ОТ. | |
65 |
Предлоги НАД — НА. |
Цветы |
66 |
Относительные прилагательные. | |
67 |
Дифференциация предлогов НА – НАД – ПОД. |
Насекомые |
68 |
Относительные прилагательные. | |
69 |
Связная речь. Пересказ рассказа «Летом в лесу». |
Лето |
70 |
Составление рассказа «Лето» с опорой на пиктограмму. |
Кушнерева Ольга Васильевна,
учитель-логопед ГБДОУ №1767
компенсирующего вида, г. Москва
Продуманная система занятий. Будет интересно применить её в своей практике. Спасибо за работу.
Внимательно ознакомилась. Очень интересный материал, буду применять в своей практике. Большое спасибо.