Перспективный тематический план фронтально-подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи

Предлагаемое планирование фронтальных занятий логопеда, работающего в средней группе для детей с ОНР, построено на основе лексико-грамматического подхода (по терминологии Т. А. Ткаченко).

Главной темой одного логопедического занятия является отработка одной грамматической категории, при этом используется, активизируется и закрепляется весь словарь, доступный детям, без жёсткой привязки к лексической теме недели.

На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, которые проводит воспитатель (зачастую совместно с логопедом) в понедельник, основным является лексический подход: расширение, накопление и активизация словаря по одной лексической теме.

Такой подход к планированию и проведению занятий в группах для детей с ОНР позволяет педагогам добиться значительного повышения эффективности коррекционной работы, преодолеть речевую недостаточность воспитанников.

Перспективный тематический план
фронтально — подгрупповых логопедических занятий 
по формированию 
лексико-грамматических представлений 
и развитию связной речи

1-й год обучения, средняя группа для детей 4-5лет
с общим недоразвитием речи

I полугодие ( 2-ая половина сентября — декабрь)
2 занятия в неделю по подгруппам, всего 29 занятий

Номер

Тема логопедического занятия

Лексическая тема недели

1

Простое односоставное назывное предложение со словами: это, вот.

Семья

2

Простое односоставное назывное предложение со словами: это, вот.Согласование местоимений МОЙ, МОЯ с существительными, обозначающих членов семьи

3

Слова – действия.  Повелительная форма глагола. Образование глаголов 3лица ед.числа настоящего  времени

Игрушки

4

Формирование фразы. Простое двусоставное нераспространённое предложение: сущ.+глагол 3л. ед.ч. н.вр.

5

Формирование фразы. Простое двусоставное нераспространённое предложение

Осень

6

Рассматривание картины «Осеняя прогулка».*Составление рассказа по картине с помощью логопеда.

7

Практическое образование множественного числа именительного падежа имёнсуществительных.

Овощи

8

.Согласование местоимений МОЙ – МОЯс именами существительными

9

Согласование прилагательного с существительным. Ответы на вопросы: Какой по величине (форме, цвету)?* Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Овощи

10

Согласование местоимений  МОЙ, МОЯ с именами существительными*Распространение предложения с помощью определения

11

Составление рассказа-описания об овощах с опорой на пиктограмму.Согласование прилагательных с существительными в роде (ед. число им. падеж).*Замена существительного местоимением ОН, ОНА

Части тела

12

Распространение предложения с помощью прямого дополнения. Практическое употребление винительного падежа ед. числа  имён существительных.

13

 Практическое употребление родительного падежа единственного числа имён существительных

Части тела

14

Согласование числительных один — одна, два- две с именами существительными. Образование сущ-ых с уменьшительно-ласкательным значением. *Пересказ рассказа «Подарок».

15

Практическое употребление творительного падежа ед. ч. имён существительных. Распространение простого предложения дополнением в творительном падеже без предлога.

Фрукты

16

Составление рассказа – описания с опорой на пиктограмму. Согласование прилагательных  с существительными

17

Множественное число глаголов3л. настоящего времени.

Овощи — фрукты

18

Составление рассказа по картине «Сбор яблок». *Образование относительных прилагательных.

19

Согласование числительных один – одна  одно, два- двес существительными

Одежда

20

Распространение предложений с помощью определений. Согласование прилагательных с существительными.

21

Предлог НА. Практическое употребление винительного и предложного падежа единственного числа имён существительных с предлогом НА.

Обувь, головные уборы

22

Предлог НА Практическое употребление винительного и предложного падежа единственного числа имён существительных с предлогом НА.

23

Распространение предложений с помощью определений. Согласование прилагательных с существительными.

Зимующие птицы

24

Дательный падеж единственного числа имён существительных.

25

Предлог ПОД. Практическое употребление сущ. ед. числа творительного падежа с предлогом ПОД. 

Звери наших лесов

26

Предлог ПОД. Практическое употребление сущ. ед. числа творительного падежа с предлогом ПОД. 

27

Дифференциация предлог. НА –ПОД. Практическое употребление       винительного, творительного и предложного падежа сущ. ед. ч.

Зима.

28

Связная речь. Составление рассказа о зиме с опорой на пиктограмму и вопросы логопеда.* Образование родственных слов от слова снег.

29

Дифференциация предлогов .НА – ПОД. Согласование прилагательных с существительными. Составление коллективного рассказа по серии картин «Ёлка в детском саду»

Новый год.

 

2-ое полугодие (январь — май)

(2 занятия в неделю по подгруппам, всего 40 занятий)

Номер Тема занятия Лексическая тема недели

30

Практическое употребление существительных родительного падежа ед. числа с предлогом ИЗ.

Продукты

31

Практическое употребление творительного падежа ед. числа существительных с предлогом С.

32

Предлог В. Практическое употребление винительного и предложного падежа существительных с предлогом В

Посуда

33

Предлоги В — ИЗ. Практическое употребление винительного и предложного падежей существительных  с предлогом В, родительного падежа с предлогом ИЗ.

34

Дифференциация предлогов В – НА».

Мебель

35

Предлоги НА – С (СО).

36

Связная речь. Упражнение в сравнении предметов (городской – сельский дом). Формирование навыка описательного рассказа

Мой дом

37

Приставочные глаголы.

38

Связная речь. Упражнение в сравнении предметов (наземный транспорт). Формирование навыка описательного рассказа.

Наземный транспорт

39

Приставочные глаголы.

40

Связная речь. Упражнение в сравнении предметов ( воздушный и водный транспорт) Формирование навыка описательного рассказа.

Водный и воздушный транспорт

41

Приставочные глаголы.

42

Предлог НАД.

Зимние забавы

43

Связная речь. Составление рассказа по картине «Зимние забавы»

44

Дифференциация предлогов НАД – НА.

Профессии

45

Творительный падеж единственного числа  имён существительных.

46

Дифференциация предлогов НАД – ПОД.

Профессии

47

Творительный падеж единственного числа имени существительного без        предлога и с предлогами ЗА,  С ( в значении совместимости).

48

Распространение предложений путём введения определений.

Домашние животные

49

 Предложные конструкции. Изменение существительных единственного числа по падежам.

50

 Изменение существительных по падежам. Распространение предложений путём введения определений.

Домашние животные

51

 Изменение существительных единственного числа по падежам.     Составление предложений с заданным словом.

52

Связная речь. Составление рассказа по картине «Петушок с семьёй».

Домашние птицы

53

Связная речь  Составление рассказа «Ранняя весна» с опорой на пиктограмму

54

 Связная речь. Составление рассказа«Ранняя весна» с опорой на пиктограмму.

Весна

55

Связная речь. Составление рассказа по картине «Лодочка»с опорой на пиктограмму.

56

Сравнение предметов, составление предложений с  противительным    союзом А.

Перелётные птицы

57

Приставочные глаголы

58

Приставочные глаголы.

Рыбы

59

Связная речь. Составление рассказа — описания «Рыбка

60

Приставочные глаголы.

Наш город

61

Дательный падеж существительных с предлогом К.

62

Связная речь. Составление рассказа «Наш город».

Наш город

   

63

Дательный падеж существительных с предлогом К .

Деревья

64

Предлоги К – ОТ.

65

Предлоги НАД — НА.

Цветы

66

Относительные прилагательные.

67

Дифференциация предлогов НА – НАД – ПОД.

Насекомые

68

Относительные прилагательные.

69

Связная речь. Пересказ рассказа «Летом в лесу».

Лето

70

Составление рассказа «Лето» с опорой на пиктограмму.

Кушнерева Ольга Васильевна,
учитель-логопед ГБДОУ №1767
компенсирующего вида, г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (8 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Планирование Метки: ,

Сейчас читают:

Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Логоритмика» Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Логоритмика»
Программа внеурочной деятельности для детей с ОВЗ 1-го доп. класса «Азбука речи» Программа внеурочной деятельности для детей с ОВЗ 1-го доп. класса «Азбука речи»
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре в средней группе для детей с ТНР Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре в средней группе для детей с ТНР
Рабочая программа по курсу коррекции речевых нарушений у обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) Рабочая программа по курсу коррекции речевых нарушений у обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)

Отзывы к материалу: "Перспективный тематический план фронтально-подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи"

  1. Вазочка:

    Продуманная система занятий. Будет интересно применить её в своей практике. Спасибо за работу.

  2. Ирина С:

    Внимательно ознакомилась. Очень интересный материал, буду применять в своей практике. Большое спасибо.

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.