Лиховидова Алла Валерьевна,
учитель-логопед, МОУ детский сад
комбинированного вида №59, г. Волгоград
В своей работе использую логопедическую ритмику как метод коррекции речевого и психомоторного развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Были разработаны и апробированы логоритмические занятия с детьми старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР; определена степень эффективности использования данного метода. Каждое занятие представляет тематическую и игровую целостность.
Перспективы и возможности использования опыта в массовой образовательной практике:
- в группах для детей старшего дошкольного возраста с речевой и психоречевой патологией.
- в массовых группах детских садов для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
- как форма досуга, развлечения для детей старшего дошкольного возраста.
План – конспект логоритмического занятия на тему:
«Детский сад» (старшая группа)
Цель: Развитие координации речи с движением в сочетании с музыкой.
Оборудование: кассета С. Железнов «Веселые уроки» № 1, № 6, № 9; сборник «Музыка и движение» С.И. Бекина, 5-6лет; сборник О.С. Боромыкова «Коррекция речи и движения», сборник В.Н. Костыгина «Тру-ля-ля»; сборник О.Н. Громова «Игры – забавы».
Ход занятия:
1. Ритмическая разминка: Дети, маршируя, входят в зал под сопровождение марша Н. Богословского. Учить ритмично двигаться по кругу, отмечая хлопками сильную долю такта.
2. Виды упражнений:
Педагог:
«Утро только наступает,
Спать будильник не дает.
Всех с постели поднимает
И у всех полно забот».
Упражнение «Моем, чистим зубы» – работа над напевностью речи при правильном дыхании.
Моем шею, моем уши, (дети ладонями трут шею и уши)
Вытираем их посуше. (имитируют растирание полотенцем)
Чистота всего дороже, (грозят пальчиком правым и левым)
Мы и зубы чистим тоже. (имитируют движениями чистку зубов вправо – влево)
Порошком, порошком. (пальцы складывают в щепоть и посыпают правой ручкой, левой ручкой)
Раз, два, три. (три хлопка в ладоши)
Зубы щеткой чище три. (имитируют движениями чистку зубов в направлении сверху вниз)
Педагог:
«Дружно к зеркалу пойдем,
Почистим зубки язычком».
Артикуляционное упражнение «Чистим зубки» — подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции.
Педагог:
«Люди – взрослые и дети,
по своим спешат делам,
детский сад огнями светит –
открывает двери нам».
Упражнение «По дороге в д/с» — воспитание способностей восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться с данным образом.
Педагог:
«В восемь мы по распорядку
Дружно делаем зарядку.
По команде «Подтянись,
В две шеренги становись».
Дети, маршируя под бубен, становятся в две шеренги.
Упражнение «Девочки и мальчики» — развитие общей моторики, подвижности стоп и кистей.
Девочки и мальчики (Дети кладут руки на пояс)
Прыгают, как мячики, (Выполняют прыжки на месте)
Ножками топают, (Ритмично топают)
Ручками хлопают (Ритмично хлопают в ладоши)
Глазками моргают, (Закрывают и открывают глаза, руки на поясе)
После отдыхают. (Отпускают руки и наклоняют голову)
Педагог:
«Восемь тридцать. Всех детей
Завтрак ждет. За стол скорей!
И хороший аппетит
Никому не повредит».
Упражнение «Подуем на кашу», «Вкусная каша» — развитие длительного плавного выдоха.
Педагог:
«А теперь скорей за дело
Приниматься надо смело:
Ровно девять на часах –
Логоритмика у нас».
Упражнение «Музыканты» — совершенствование общей и мелкой моторики.
3.Слушание музыки: «Куколка» ( кассета С.Железнов «Веселые уроки», № 6) - развитие способности чувствовать характер музыки, снятие напряжения тонуса мышц.
Педагог:
«Есть у нас в саду игрушки:
Куклы, мячики, хлопушки,
С куколкой играем,
На руках качаем».
4. Пение: Песня «Детский сад» А.Филиппенко, сб. Е.Шульга «С днем рождения» - развивать эмоциональную отзывчивость, учить петь легким, подвижным звуком.
Педагог:
«Детский сад у нас хорош –
Лучше сада не найдешь,
И споем мы о том
Как мы весело живем».
5. Игра «Чей кружок быстрее соберется?» — учить соблюдать правила игры, развивать коммуникативные навыки.
Педагог:
«Вот одиннадцать часов
На прогулку кто готов?
На прогулке, детвора,
Ждет нас новая игра».
6. Заключительная ходьба под марш Н. Богословского.