В конспекте занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи содержаться задания и игровые приемы, включающие элементы технологии ТРИЗ, что позволяет сделать занятие более интересным и эффективным.
Подготовительная к школе группа, второй год обучения.
Тема: Животные жарких стран. Подготовка к описательному рассказу.
Цель:
- активизация словаря признаков.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Активизировать словарь признаков, обобщающих понятий;
- Закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, сложные прилагательные (длинноногий, толстоногий);
- Упражнять в употреблении существительных в косвенных падежах;
- Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
- Закреплять умение подбирать слова-определения к предметам;
- Поощрять использование сложноподчиненных предложений с союзом потому что, тем что;
- Совершенствовать умение описывать животное с опорой на план.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать устойчивый интерес к занятиям;
- Воспитывать коммуникативную культуру, уважительное отношение к товарищам, аккуратность.
Коррекционно-развивающие:
- Совершенствовать точность, целостность зрительного и слухового восприятия;
- Развивать произвольное внимание, расширять его объем;
- Совершенствовать точность запоминания и воспроизведения словесного материала;
- Расширять объем памяти;
- Продолжить развитие основных мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация;
- Развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию.
Оборудование:
- предметные картинки, картинки с недостающими частями, незовершенные контурные изображения животных, сюрпризный конверт с несуществующим животным, фишки, доска, фланелеграф.
Лексический материал:
- Существительные: животные, звери, птицы, слон, крокодил, жираф, черепаха, лев, тигр, кенгуру, верблюд, бегемот, носорог, обезьяна, зебра, змея, павлин, страус, попугай, горб, хобот, панцирь, бивни, жало, художник.
- Прилагательные: пушистый, неуклюжий, толстый, огромный, острый, крепкий, хищный, сердитый, голодный, дикий, озорной, забавный, опасный, осторожный, пугливый.
- Глаголы: рисовать, лепить.
Ход занятия
Организационный момент.
Знакомство с профессией художника. Подарок от художника: за каждое хорошо выполненное задание выставляется фишка. При наборе необходимого количества фишек в подарок картина «Несуществующее животное»(на логочасе рассмотреть, назвать чьи у него части тела).
Повторение.
- Расскажем художнику, кого мы увидим в жарких странах.
Дети проговаривают предложения по цепочке: первый ребенок повторяет предложение за логопедом, договаривая последнее слова, второй изменяет предложение по образцу.
1. В жарких странах неуклюжие, толстоногие… (бегемоты).
2. В жарких странах мы увидим неуклюжих, толстоногих… (бегемотов).
1. В жарких странах ловкие, хвостатые… (обезьяны).
2. В жарких странах мы увидим ловких, хвостатых… (обезьян).
1. В жарких странах сильные, гривастые ….(львы).
2. В жарких странах мы увидим сильных, гривастых ….(львов).
1. В жарких странах пугливые, полосатые … (зебры).
2. В жарких странах мы увидим пугливых, полосатых … (зебр).
1. В жарких странах горбатые, длинноногие … (верблюды).
2. В жарких странах мы увидим горбатых, длинноногих… (верблюдов).
1. В жарких странах пятнистые, длинношеие … (жирафы).
2. В жарких странах мы увидим пятнистых, длинношеих … (жирафов).
1. В жарких странах огромные, сильные … (слоны).
2. В жарких странах мы увидим огромных, сильных … (слонов).
Динамическая пауза «Скульптура».
Демонстрация животных пальцами рук.
Образование притяжательных прилагательных:
Лев – львиная морда (уши, хвост).
Крокодил – крокодилья пасть (зубы).
Основная часть.
«Забывчивый художник».
Работа с незаконченными изображениями животных (6 вариантов).
- Кем станет эта линия? Слоном.
(подставить реалистический рисунок)
- Какой он? Огромный, сильный.
- Чего нет у животного, птицы? У слона нет туловища, ног…
- Чьи это части тела? Это слоновье туловище, хвост…
- Какие они? У слона огромные уши, …
Динамическая пауза «Фотограф».
Раздать оставшиеся рисунки животных детям.
Посмотреть на рисунок, запомнить животное, части тела, какие они.
Встать, положить картинки на стул.
- Шаг вперед сделает тот, у кого…
- длинная зубастая пасть (крокодил)
- прочный, крепкий панцирь (черепаха)
- красивая, полосатая шкура (зебра)
- крепкие сильные, длинные ноги (страус, кенгуру, верблюд)
- острые и мощные рога (носорог)
- пестрое, нарядное оперение (павлин, попугай)
- длинное, гибкое туловище (змея)
Закрепление.
Дорисовывание незаконченных изображений
- Кем станет твоя линия?
- О ком расскажешь?
Рассказывание по краткому символическому плану.
Итог занятия.
- О ком мы говорили? Что делали?
Оценка деятельности детей.
Рассмотреть несуществующее животное на картине.
Ориентация детей на логочас (называть, чьи части тела у этого животного).
Лесная Ирина Александровна,
учитель-логопед,
БДОУ «Детский сад № 90 комбинированного вида»,
г. Омск