Легко и быстро готовимся к занятию — в помощь начинающему логопеду

Занятие с логопедомДанный материал описывает практические приемы, помогающие учителю-логопеду оптимизировать процесс подготовки к индивидуальному занятию с ребенком и его проведение, а также включает в себя конкретную разработку занятия по автоматизации звука.

Процесс автоматизации вновь поставленного звука занимает порой длительное время, особенно у детей с минимальными дизартрическими расстройствами. В этот период логопеду бывает сложно поддерживать у ребенка интерес к занятиям, так как требуется большое количество повторов однотипного лексического материала.

Изданные логопедические тетради предоставляют готовые задания для каждого этапа автоматизации звука (изолированно, в слогах, словах, предложениях), но их явно недостаточно для формирования устойчивого навыка произношения вновь поставленного звука у ребенка. Такие тетради целесообразно использовать для домашних заданий, выбирая доступный для ребенка уровень упражнений.

На занятиях же с учителем-логопедом в детском саду оптимальным решением может стать КАРТОТЕКА ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК. Существуют уже готовые картотеки, которые можно использовать как базовую основу, дополняя ее собственным наглядным материалом. Составив список-«шпаргалку» для автоматизации звука, логопед максимально сокращает время подготовки к индивидуальному занятию с ребенком. Остается только подобрать карточки-иллюстрации слов, в которых автоматизируемый звук находится в необходимой позиции.

Вот примерный список видов работ с предметными картинками:

  • Рассмотри картинки и назови их, правильно произноси звук _.
  • Назови картинки, выделяя звук _.
  • Определи место звука _  в слове (в начале, в середине, в конце слова).
  • Назови живые предметы.
  • Назови неживые предметы.
  • Спроси о каждом предмете «Кто (что) это?» Ответь полным ответом: «Это…………».
  • Угадай, чего не стало? (Взрослый закрывает один из предметов карточкой из картона, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет).
  • Вспомни все предметы, которые здесь нарисованы (Взрослый закрывает все картинки, ребенок должен перечислить все изображенные предметы)
  • Назови только игрушки (транспорт, предметы одежды, инструменты и т.д.- в зависимости от того, что изображено).
  • Я назову большой предмет, а ты назови маленький.
  • Посчитай предметы до пяти (например: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин).
  • Я скажу начало слова, а ты найди картинку, которую я называю.
  • О каком предмете я говорю? (взрослый перечисляет признаки предмета, а ребенок должен назвать предмет).
  • Добавь словечко, скажи о каждом предмете, какой он?
  • Я начну предложение, а ты закончи его, называя подходящую картинку.

и так далее.

В зависимости от задач, которые в процессе автоматизации требуется решить логопеду при коррекции речи данного ребенка, отбираются те виды работ, которые вызывают у ребенка наибольшее затруднение.

Планируя занятие, важно соблюсти последовательность автоматизации вновь поставленного звука с учетом принципа «от простого к сложному». Именно поэтому важнейшим условием подготовки к занятию нужно считать правильный отбор лексического материала.

Обычно для автоматизации звука на одном занятии достаточно 6-10 предметных картинок со звуком в определенной позиции: например со звуком в начале слова или слога, в конце слова или слога, звука в стечениях согласных различной сложности и т.д.

В качестве примера предлагаю разработку конспекта индивидуального занятия по автоматизации звука «Р» в начале слога и слова.

Топоркова Елена Михайловна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
ГБОУ детский сад №2464 ЮЗАО г. Москвы

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире
Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса
Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ
Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.