Понятие “Воля” в современной психологии

Логопедические занятия при очаговых поражениях головного мозгаАктивность человека реализуется в разнообразных действиях, направленных на преобразование окружающего мира. Все действия могут быть подразделены на непроизвольные и произвольные.

Для непроизвольного действия характерно отсутствие его сознательной регуляции, контроля со стороны субъекта. Это действие осуществляется непосредственно вслед за вызвавшей его потребностью. Произвольное действие предполагает предварительное осознание цели действия и тех операций, которые могут обеспечить ее достижение. Особую группу произвольных действий составляют действия, именуемые волевыми.

В отечественной психологии воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

В основе волевого процесса лежат механизмы саморегуляции организма, имеющие рефлекторную природу. В процессе деятельности мозг человека получает информацию не только о результатах уже завершенного действия, но и о каждом этапе его выполнения, что обеспечивает постоянную корректировку поведения в соответствии с поставленной целью.

И.П.Павлову принадлежит высказывание о человеке, как о системе в высшей степени саморегулирующейся, самосовершенствующейся, саморазвивающейся. Новые открытия в физиологии высшей нервной деятельности вплотную подводят к научному пониманию физиологических основ волевого акта человека.

Еще И.М.Сеченов утверждал, что устное или письменное слово физиологически является таким же раздражителем, как и ощущаемые человеком свойства предметов природы, что оно так же вызывает сложнейшие поступки и действия человека. Но только И.П.Павлов после огромной экспериментальной работы создал учение о двух сигнальных системах, указал путь к пониманию тонких проявлений человеческой психики.

Вторая сигнальная система, т.е. система речевых сигналов, свойственная только человеку, являющаяся высшим регулятором человеческого поведения. Она действует на первую, дающую информацию непосредственно от окружающей среды. Непосредственные раздражители воспринимаются человеком не как биологические сигналы к действию, а как социальные раздражители, имеющие свое словесное обозначение и содержание, строго определенный общественный смысл. Они побуждают к действию или воздержанию от него не непосредственно, а через осознание общественных отношений, в которые поставлен человек.

Исследования психологов (А.Р.Лурия, Е.И.Бойко) установили ряд закономерностей в развитии первой и второй сигнальных систем. Важнейшим выводом из этих исследований, как его формулирует А.В.Запорожец, явилось положение о том, что слово связывается с ответными исполнительными реакциями не непосредственно, а через их посредство, внося в них специфические изменения, оказывает влияние на двигательное поведение человека.

Для выполнения того или иного действия по словесному сигналу требуется сознательный опыт человека, фиксированный в виде образов действительности. Сами эти образы формируются с младенческих лет в процессе воспитания.

Особо важную роль в волевой деятельности людей, согласно В.И.Селиванову, играет волевое усилие. Волевое усилие проявляется каждый раз, когда человек обнаруживает дефицит энергии, необходимой для достижения цели, и сознательно мобилизует себя, чтобы привести свою активность в соответствие с теми препятствиями, которые надо преодолеть, чтобы добиться успеха. Наблюдения и специальные эксперименты (В.И.Селиванов, П.И.Рудик, Ш.Н.Чхартишвили) указывают на огромную эффективность волевых усилий в деятельности человека. Раскрывая психологические особенности воли, В.И.Селиванов пишет: ”Воля — необходимый компонент всей психической структуры личности, выполняющий свои специфические функции. Воля человека неразрывно связана с умственными и эмоциональными процессами”.

По мнению Д.Н.Узнадзе, в процессе волевого действия человека тесно переплетаются интеллектуальные и волевые процессы. Интелектуальные процессы, особенно мышление и воображение, подготавливают почву для волевого действия. Д.Н.Узнадзе выделяет три периода в протекания волевого действия. Первый период связан с интелектуальной активностью субьекта. Идет осмысливание всех аспектов будущего действия, отыскивается мотив поведения. Второй период Д.Н.Узнадзе называет “актом решения”. Субъект принимает решение выполнить одно из нескольких возможных действий. Здесь решающее значение имеет мотив действия. За актом решения следует третий период, когда реализуется уже принятое решение.

Д.Н.Узнадзе особое значение придает второму периоду, т.е. акту решения, потому что на основе этого акта вырабатывается установка, сила которой определяется характером принятого решения. Сильный мотив приводит субъекта к желанию обязательно выполнить выбранное действие. Психологической основой волевого поведения является мотив, стимулирующий предпочтение одного действия другому. Мотив — это осознание преимущества тех ценностей, которыми обладает для субъекта тот или иной вид деятельности. Принятие субъектом любого решения производится на основе стимулирующего мотива. По мысли Д.Н.Узнадзе сущность мотива заключается в том, что мотив заменяет менее приемлемый вид поведения более приемлемым.

В свою очередь стимулирующая функция мотива тесно связана с потребностями человека. Д.Н.Узнадзе пишет, что “мотивы — это побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением определенных потребностей”. Потребность человека выражает зависимость субъекта от конкретных условий его существования и одновременно выступает источником его активности. Потребность побуждает субъекта не ко всякой возможной активности, а направляет его на те предметы и явления, в которых находит свое удовлетворение.

При наличии определенной потребности и ситуации ее удовлетворения у субъекта возникает состояние готовности к действию. Это состояние, отражающее как саму потребность, так и особенности ситуации ее удовлетворения, и определяющее характер последующих действий субъекта, Д.Н.Узнадзе назвал установкой.

Характер действия субъекта в данной ситуации предопределен в его установке еще до начала самого действия. Поэтому установка является непосредственной причиной поведения и одновременно обуславливает целесообразный характер его протекания.

Динамичная, пластичная установка обеспечивает быстрое переключение субъекта с одного раздражителя на другой, от одного действия к другому. Такое переключение подразумевает мобильное действие познавательных процессов, нахождение мотива деятельности, его реализацию и т.д. Во время осуществления поведения, непосредственно обусловленного установкой, субъект целиком включен в поведение, целиком им захвачен. Но если поведение наталкивается на препятсвие, мешающее его дальнейшему осуществлению, субъект прекращает практическое действие и стремится выделить это препятствие, противопоставляя себя последнему как объекту познания. В этом заключается суть акта объективации, благодаря которому субъект из практического плана поведения переходит в теоретический. Анализ ситуации, исследование характера препятствия, выяснение возможностей для дальнейшего осуществления поведения обеспечивается мышлением субъекта.

Д.Н.Узнадзе считает, что решающую роль в выработке установки, необходимой для реализации предварительно выбранного действия, играют волевые процессы.

Относительно понятия “воля” в зарубежной специальной литературе существующие взгляды часто противоречивы и крайне отличаются от взглядов на понятие “воля” в отечественной специальной литературе.

Французские психологи, отдавая дань мотивации, вместе с тем считают волю таким же реальным явлением, как интеллект. Поль Гийом называет волей акт, “предусмотренный идеей этого акта или идеей его непосредственного эффекта и детерминированный этой идеей”. Гийом поясняет, что воля имеет свои причины, реализующиеся в необходимости приспособления к общим условиям жизни, что организм реагирует на поражение или на трудности посредством усилия, т.е. посредством вызова сил, мобилизации ресурсов, находящихся в резерве.

Жан Пиаже, анализируя трактовку воли известными зарубежными психологами (В.Джеймсом, А.Вундтом, Т.Рибо, А.Бине и др.), считает, что воля аналогична умственной операции. “Воля — говорит он,- параллельна умственной операции, с той лишь разницей, что она является эмоциональной операцией, которая имеет отношение только к сохранению и координированию значимостей и к обратимости в области значимостей, тогда как интеллектуальная операция имеет отношение к сохранению и координированнию отношений!”. Иметь волю, по Ж.Пиаже, значит обладать перманентной шкалой значимостей. Если мы ею не обладаем, конфликт разрешается путем подчинения действительной ситуации реальным значимостям.

“Почему, — говорит Ж.Пиаже, — слабая тенденция, т.е. желание низшего порядка, сильнее вначале? В этом случае индивид забывает подумать о прошлом и о будущем. Это происходит потому, что каждый живет в настоящем: я — за своим столом; я не особенно хочу работать; я вижу солнце на улице; я чувствую желание гулять. Это действительная перцептивная конфигурация, которая уносит прочь все кроме одного: если я уступлю своему желанию, значит я исходил из настоящего, не думая о прошлом и будущем”.

Ж.Пиаже прямо указывает, что волевой акт состоит в том, чтобы не следовать сильной, но низшей тенденции (в этом случае говорят об упадке воли), а усилить слабую, но высшую тенденцию вплоть до ее победы.

Концепция Ж.Пиаже в какой-то мере созвучна с концепцией Д.Н.Узнадзе, с его шкалой объективных ценностей, по которой высшая объективная ценность неотвратимо подчиняет себе низшую, и осознанная необходимость срабатывает чуть ли не автоматически.

Утверждение Ж.Пиаже, что “воля нужна, когда есть твердое намерение, оно одно”, перекликается с оценкой Д.Н.Узнадзе решения, как центрального момента волевого поведения.

Иванова Е.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.