Развитие волевой регуляции поведения у детей с задержкой психического развития — одна из актуальных проблем специальной психологии.
Воля — это одно из высших проявлений активности человека. Сознательное саморегулирование поведения и деятельности — характерная черта активности человека.
Наука обнаруживает в организации человека огромное количество психических регуляторов, различных по функциям и уровню развития.
При любой более или менее сложной работе требуется волевое, сознательное саморегулирование своего поведения. Оно необходимо не только на предварительных этапах действия, когда определяются цель и план, но и при исполнении этого действия. В процессе исполнения функции волевого регулирования проявляются в сознательном пуске этого действия, его усилении или ослаблении, ускорении или замедлении, временной задержке и возобновлении, остановке, переключений активности на другое действие. В затруднительных условиях саморегуляция поведения и деятельности осуществляется с помощью волевого усилия, которое свойственно только человеку.
Проблема воли является центральной для понимания психологии личности и ее формирования, так как именно в ней содержатся вопросы, касающиеся сознательной регуляции поведения. Наличие воли позволяет человеку действовать в направлении сознательно поставленных целей и в соответствии с принятыми намерениями, вопреки непосредственным импульсивным побуждениям. Благодаря воле человек становится относительно независимым от ситуативных влияний среды, так как способен сам сознательно организовать и окружающую среду, и свое поведение в этой среде.
Волевая деятельность — это сознательное действие, направленное на определенную цель и связанное с усилиями, требующимися для преодоления препятствий, стоящих на пути к достижению цели.
Таким образом, основу волевой регуляции деятельности составляет осознание целей, мотивов. Проявление воли, т. е. систематическое осуществление человеком различного рода активность личности, которая связана с участием в ней сознания.
Развитие волевой регуляции поведения у детей с задержкой психического развития — одна из актуальных проблем специальной психологии. Актуальность данной проблемы обусловлена важнейшей ролью волевых процессов для формирования личности школьника, для воспитания у него активной жизненной позиции. Поэтому не случайным является интерес исследователей к вопросам развития воли у детей с задержкой психического развития в связи с возможностью их полноценной трудовой деятельности и социальной адаптации.
Однако анализ литературных данных, освещающих исследования волевых процессов детей с задержкой психического развития, свидетельствует о том, что эта проблема разработана явно не достаточно.
В частности, экспериментально мало исследована динамика развития волевой регуляции поведения у учащихся с задержкой психического развития в течение их обучения школе.
Иванова Е.В.,
учитель-логопед