Понятие воля, как сознательное саморегулирование поведения человека

ВоляРазвитие волевой регуляции поведения у детей с задержкой психического развития — одна из актуальных проблем специальной психологии.

Воля — это одно из высших проявлений активности человека. Сознательное саморегулирование поведения и деятельности — характерная черта активности человека.

Наука обнаруживает в организации человека огромное количество психических регуляторов, различных по функциям и уровню развития.

При любой более или менее сложной работе требуется волевое, сознательное саморегулирование своего поведения. Оно необходимо не только на предварительных этапах действия, когда определяются цель и план, но и при исполнении этого действия. В процессе исполнения функции волевого регулирования проявляются в сознательном пуске этого действия, его усилении или ослаблении, ускорении или замедлении, временной задержке и возобновлении, остановке, переключений активности на другое действие. В затруднительных условиях саморегуляция поведения и деятельности осуществляется с помощью волевого усилия, которое свойственно только человеку.

Проблема воли является центральной для понимания психологии личности и ее формирования, так как именно в ней содержатся вопросы, касающиеся сознательной регуляции поведения. Наличие воли позволяет человеку действовать в направлении сознательно поставленных целей и в соответствии с принятыми намерениями, вопреки непосредственным импульсивным побуждениям. Благодаря воле человек становится относительно независимым от ситуативных влияний среды, так как способен сам сознательно организовать и окружающую среду, и свое поведение в этой среде.

Волевая деятельность — это сознательное действие, направленное на определенную цель и связанное с усилиями, требующимися для преодоления препятствий, стоящих на пути к достижению цели.

Таким образом, основу волевой регуляции деятельности составляет осознание целей, мотивов. Проявление воли, т. е. систематическое осуществление человеком различного рода активность личности, которая связана с участием в ней сознания.

Развитие волевой регуляции поведения у детей с задержкой психического развития — одна из актуальных проблем специальной психологии. Актуальность данной проблемы обусловлена важнейшей ролью волевых процессов для формирования личности школьника, для воспитания у него активной жизненной позиции. Поэтому не случайным является интерес исследователей к вопросам развития воли у детей с задержкой психического развития в связи с возможностью их полноценной трудовой деятельности и социальной адаптации.

Однако анализ литературных данных, освещающих исследования волевых процессов детей с задержкой психического развития, свидетельствует о том, что эта проблема разработана явно не достаточно.

В частности, экспериментально мало исследована динамика развития волевой регуляции поведения у учащихся с задержкой психического развития в течение их обучения школе.

Иванова Елена Вячеславовна,
учитель-логопед,
МБДОУ ЦРР д/с №17
«Чебурашка» г.Климовск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Су Джок массажеры в логопедической работе Су Джок массажеры в логопедической работе
Логопедический массаж в коррекции сложных речевых нарушений Логопедический массаж в коррекции сложных речевых нарушений
Проблемы речевого развития приёмного ребёнка — пути помощи Проблемы речевого развития приёмного ребёнка — пути помощи
Формирование предложно-падежных конструкций и преодоление недоразвития психических процессов: пространственного гнозиса и праксиса у старших дошкольников с ОНР. Формирование предложно-падежных конструкций и преодоление недоразвития психических процессов: пространственного гнозиса и праксиса у старших дошкольников с ОНР.

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.