Понятие «Общее недоразвитие речи» (ОНР) в логопедии — это определенная форма патологии речи у детей, имеющих нормальный слух и первично сохранный интеллект. При общем недоразвитии речи нарушается формирование всех компонентов речевой системы:
- отмечается более позднее появление речи, по сравнению со сверстниками;
- скудный словарный запас,
- аграмматизмы,
- дефекты произношения и фонемообразования.
Предложение, как единица речи, лежит в основе формирования правильной устной речи дошкольников. Учитываются закономерности его синтаксического развития.
Гвоздев А.Н. писал, что «Овладение родным языком в основном и протекает в виде усвоения предложений разных типов.» Кульминационный процесс формирования речи при ее недоразвитии — это построение грамматически оформленных предложений.
Последовательность работы над предложением с детьми, имеющими общее недоразвитие речи 2 и 3 уровней.
В работе над предложением очень важно соблюдать поэтапность.
Рассмотрим последовательность работы над предложением с детьми, имеющими общее недоразвитие речи 2 и 3 уровней.
Работу над предложением начинаем с двусоставного предложения, в котором существительное — подлежащее стоит в именительном падеже, единственном числе, а глагол — сказуемое — в форме 3-го лица единственного числа, изъявительного наклонения, настоящего времени. Обращаем внимание на согласование подлежащего и сказуемого.
Следующий этап — простое распространенное предложение. Сначала распространяем предложение за счет прямого дополнения (существительное в винительном падеже без предлога). «Папа читает газету». Отработав эту конструкцию, повторяем с детьми словосочетание: прилагательное + существительное, все падежные конструкции, начиная с именительного падежа.
Теперь можно распространить предложение определением.
На следующем этапе дети учатся распространять предложение обстоятельством, выраженным наречием. Предваряем эту работу усвоением словосочетаний (наречие + глагол настоящего времени).
Следующий этап — предложение с однородными членами.
Формирование сложного предложения начинается со знакомства со сложносочиненным предложением, в котором простые предложения соединяются противительным союзом [а].
Сложноподчиненные предложения начинают изучать с таких конструкций, где за главным предложением следует придаточное причины.
Левкович Татьяна Владимировна,
учитель -логопед,
КГБУЗ «Городская детская больница»,
г. Бийск