Преемственность в обучении дошкольников и младших школьников средствами познавательной игры

Аннотация: В статье, написанной в научно-популярном жанре, показано, как познавательная и развивающая игра влияет на успешное интеллектуальное и нравственное развитие дошкольника и младшего школьника. В игре дети учатся ставить цели, преодолевать трудности, учатся владеть собой, соблюдать правила поведения, быть дисциплинированными и организованными. В статье содержится множество конкретных примеров, взятых из педагогического опыта автора. Статья адресована педагогам и родителям, но будет полезной всем, кто имеет отношение к воспитанию детей.

Познавательная игра

Анализ видов деятельности детей, в которых происходит развитие младших школьников, позволяет сделать вывод, что той формой, которой они овладевают и которая может рассматривается в качестве основы общих умственных способностей, является наглядное моделирование и игра.

Познавательная игра — это средство первоначального обучения, усвоение детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Почти все, чем занимаются дети, они называют игрой.

На вопрос:

- Что ты делаешь?

- Я играю,- отвечает ребенок.

Это типичный ответ ребенка, обозначающий самые разнообразные его занятия: насыпание песка в ведерко, бросание мяча, приготовление кукольного обеда и так далее.

Таким образом, для ребенка игра — это его независимая деятельность, в которой он может реализовать свои желания и потребности без оглядки на обязанность и необходимость, требования и запреты, столь свойственные взрослым.

Для ребенка игра — средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за пределы ограниченного мира «детской» и построить свой собственный мир.

Игру можно рассматривать как одну из нетрадиционных методик обучения, где ребенок выступает как равноправный партнер. Огромное значение для детей логопатов в процессе обучения имеют развивающие игры.

Развивающие игры являются играми, основой которых служат следующие принципы:

  • Совмещение элементов игры и учения и постепенный переход от игры-забавы через игры — задания к учебно-познавательной деятельности;
  • Постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;
  • Повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;
  • Органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;
  • Единство обучающих и воспитательных воздействий.

Реализация этих принципов создают условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет большое значение и для его настоящей и будущей учебной деятельности, и для постоянной жизни в коллективе сверстников.

Развивающая игра — это не любое действие с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии, это специфическая полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность, имеющая свои побудительные мотивы и свои способы действия.

Цель развивающей игры всегда имеет два аспекта:

  1. Познавательный, то есть то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с окружающими предметами хотим ему передать;
  2. Воспитательный, включающий те способы сотрудничества, формы общения и отношения с другими людьми, которые следует прививать детям.

В обоих случаях цель развивающей игры должны формироваться не как передача конкретных знаний, умений, навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка.

В развивающих играх (в этом и заключается их главная особенность) удается объединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с другим не менее важным принципом творческой деятельности по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Этот союз позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

  1. во-первых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
  2. во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
  3. в-третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;
  4. в-четвертых, развивающие игры могут быть разнообразными по своему содержанию и, кроме того, как любые игры, они не терпят принуждения и создает атмосферу свободного и радостного творчества.

Развивающие игры способствуют совершенствованию познавательных процессов и интеллектуальных качеств, таких, как:

  • внимание, память, особенно зрительной памяти;
  • умение находить зависимость и закономерности;
  • классифицировать и систематизировать материал;
  • способности к комбинированию, то есть умению создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов;
  • умение находить ошибки и недостатки;
  • пространственного представления и воображения;
  • способности предвидеть результат своих действий.

Совокупность этих качеств, видимо, и составляет то, что называют сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

Основное правило развивающих игр: взрослый не должен выполнять задание за ребенка, не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом.

Во всех играх замысел реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась.

Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу, то есть то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками.

Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение.

Содержание обучающей задачи может быть самым разнообразным. Это:

  • игры, сближающие детей друг с другом и со взрослыми;
  • игры, развивающие нравственно-волевые качества личности ребенка;
  • игры, способствующие развитию целенаправленного слухового восприятия,
  • развивающие восприятия цвета, формы, величины,
  • формирующие целенаправленное внимание,
  • развивающие речь, мышление и память.

К концу дошкольного возраста, то есть в подготовительной к школе группе преобладают игры, способствующие развитию интеллектуальных способностей и мелкой моторики руки. Это игры, которые учат ребенка описывать свойства предметов или признаки предметов, классифицировать предметы, т.е. находить общий признак предметов и по нему объединять предметы в однородные группы.

В старшем дошкольном возрасте уже нужно знакомить с отношениями между предметами и понятиями, например, типа род-вид.

Упражнения на изучения родо-видовых отношений можно проводить в виде игры с мячом. Это игры «Рыбы-птицы-звери», «Ягоды-цветы-деревья», «Одежда-мебель-посуда» и так далее.

Старших дошкольников с помощью взрослых необходимо знакомить с противоположным по значению понятиями, «день-ночь».

Дети могут подобрать пары слов противоположные по значению:

высокий-?,
грустный-? и т.д.

Необходимо предлагать игры, которые способствуют запоминанию пространственных и временных категорий: «Где игрушка», «Найди самое высокое дерево» и так далее.

Чтобы поддержать интерес к познавательным играм, детям можно предлагать варианты заданий, задания с усложнением. На занятиях детям можно предлагать загадки, кроссворды, учить самостоятельно, составлять их. В работе с детьми использовать доступные игрушки, наглядные пособия, схемы, дидактические игры и другой материал. Все задания должны быть доступны детям, они должны развивать умения наблюдать и различать, развивать речь, воображения и т.д.

Особое значение в подготовительной к школе группе необходимо придавать играм, способствующим развитию мелкой моторики рук. Чтобы лучше подготовить ребенка к школе, требуется постоянно тренировать координацию руки, сделать движения руки более уверенными, точными, тем более что ученые установили прямую коррегуляционную зависимость между развитием интеллектуальных способностей, речью и развитием мелкой моторики рук. Это игры: «Рисуй по образцу», «Дорисуй картинку», «Нарисуй, что назову» и т.д.

Очень важно следить, какой рукой рисует ребенок, как он работает с образцом, быстро или медленно проводит линии, отвлекается ли во время работы, сверяет ли свой рисунок с образцом. Если по окончанию игры он увидит свою ошибку, ему надо разрешить ее исправить. Эти и подобные им игры можно предлагать детям в детском саду как часть занятия и как самостоятельную игру, а также в семье для успешной подготовки к школе.

При переходе ребенка в школу меняется ведущий вид деятельности. Но игра еще преобладает в жизни ребенка. И для того, чтобы ребенок успешно учился, необходимо помочь ему в развитии его психических процессов, становлении психических функций.

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта, восприятия и памяти. Это способствует возникновению рефлексии, которая, являясь новообразованием, преображает познавательную деятельность и характер отношений к другим людям и самому себе.

В начальной школе необходимо заложить основу знаний, формировать отношения к окружающему миру, следует учить самостоятельно мыслить и творчески работать. Формированием этих качеств необходимо заниматься как можно раньше. Здесь и нужна помощь взрослых в лице учителя и родителей. Сравнивать и сопоставлять предметы, складывать разрезные картинки и геометрические фигуры, искать аналоги, составлять симметричные композиции должны учить не только учителя, но и родители.

Задания и игры, которые способствуют развитию интеллектуальных способностей у младших школьников -это выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам, классификация предметов и явлений и т.д. Все эти игры и задания можно применять на уроках русского языка, математики, окружающего мира, а так же родителям во время занятий с детьми. Это игры «Лишнее число», «Ошибки невидимки», игра «Поиск», «Зашифрованное слово», «Что лишнее», «Поиск предметов по заданным признакам» и др.

Познавательные игры дают ребенку возможность в любой игровой форме познать новое. Игровой материал побуждает ребенка к игре, имеет важное значение для обучения, развития и для осуществления игрового замысла.

Чтобы игра действительно увлекала ребенка, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Он организует игру и направляет ее он помогает ребенку преодолевать затруднения, одобряет, поощряет и т. д. Совмещение взрослыми двух разных ролей- участника и организатора- важная отличительная особенность развивающей игры.

Таким образом, развивающие игры содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности дошкольника, а затем школьника и успешного его перехода к систематическому обучению в школе.

Чеботарева Лариса Николаевна,
учитель-логопед,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»,
РФ, город Губкин

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.