Преемственность в обучении дошкольников и младших школьников средствами познавательной игры

Аннотация: В статье, написанной в научно-популярном жанре, показано, как познавательная и развивающая игра влияет на успешное интеллектуальное и нравственное развитие дошкольника и младшего школьника. В игре дети учатся ставить цели, преодолевать трудности, учатся владеть собой, соблюдать правила поведения, быть дисциплинированными и организованными. В статье содержится множество конкретных примеров, взятых из педагогического опыта автора. Статья адресована педагогам и родителям, но будет полезной всем, кто имеет отношение к воспитанию детей.

Познавательная игра

Анализ видов деятельности детей, в которых происходит развитие младших школьников, позволяет сделать вывод, что той формой, которой они овладевают и которая может рассматривается в качестве основы общих умственных способностей, является наглядное моделирование и игра.

Познавательная игра — это средство первоначального обучения, усвоение детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Почти все, чем занимаются дети, они называют игрой.

На вопрос:

- Что ты делаешь?

- Я играю,- отвечает ребенок.

Это типичный ответ ребенка, обозначающий самые разнообразные его занятия: насыпание песка в ведерко, бросание мяча, приготовление кукольного обеда и так далее.

Таким образом, для ребенка игра — это его независимая деятельность, в которой он может реализовать свои желания и потребности без оглядки на обязанность и необходимость, требования и запреты, столь свойственные взрослым.

Для ребенка игра — средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за пределы ограниченного мира «детской» и построить свой собственный мир.

Игру можно рассматривать как одну из нетрадиционных методик обучения, где ребенок выступает как равноправный партнер. Огромное значение для детей логопатов в процессе обучения имеют развивающие игры.

Развивающие игры являются играми, основой которых служат следующие принципы:

  • Совмещение элементов игры и учения и постепенный переход от игры-забавы через игры — задания к учебно-познавательной деятельности;
  • Постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;
  • Повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;
  • Органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;
  • Единство обучающих и воспитательных воздействий.

Реализация этих принципов создают условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет большое значение и для его настоящей и будущей учебной деятельности, и для постоянной жизни в коллективе сверстников.

Развивающая игра — это не любое действие с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии, это специфическая полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность, имеющая свои побудительные мотивы и свои способы действия.

Цель развивающей игры всегда имеет два аспекта:

  1. Познавательный, то есть то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с окружающими предметами хотим ему передать;
  2. Воспитательный, включающий те способы сотрудничества, формы общения и отношения с другими людьми, которые следует прививать детям.

В обоих случаях цель развивающей игры должны формироваться не как передача конкретных знаний, умений, навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка.

В развивающих играх (в этом и заключается их главная особенность) удается объединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с другим не менее важным принципом творческой деятельности по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Этот союз позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

  1. во-первых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
  2. во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
  3. в-третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;
  4. в-четвертых, развивающие игры могут быть разнообразными по своему содержанию и, кроме того, как любые игры, они не терпят принуждения и создает атмосферу свободного и радостного творчества.

Развивающие игры способствуют совершенствованию познавательных процессов и интеллектуальных качеств, таких, как:

  • внимание, память, особенно зрительной памяти;
  • умение находить зависимость и закономерности;
  • классифицировать и систематизировать материал;
  • способности к комбинированию, то есть умению создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов;
  • умение находить ошибки и недостатки;
  • пространственного представления и воображения;
  • способности предвидеть результат своих действий.

Совокупность этих качеств, видимо, и составляет то, что называют сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

Основное правило развивающих игр: взрослый не должен выполнять задание за ребенка, не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом.

Во всех играх замысел реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась.

Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу, то есть то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками.

Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение.

Содержание обучающей задачи может быть самым разнообразным. Это:

  • игры, сближающие детей друг с другом и со взрослыми;
  • игры, развивающие нравственно-волевые качества личности ребенка;
  • игры, способствующие развитию целенаправленного слухового восприятия,
  • развивающие восприятия цвета, формы, величины,
  • формирующие целенаправленное внимание,
  • развивающие речь, мышление и память.

К концу дошкольного возраста, то есть в подготовительной к школе группе преобладают игры, способствующие развитию интеллектуальных способностей и мелкой моторики руки. Это игры, которые учат ребенка описывать свойства предметов или признаки предметов, классифицировать предметы, т.е. находить общий признак предметов и по нему объединять предметы в однородные группы.

В старшем дошкольном возрасте уже нужно знакомить с отношениями между предметами и понятиями, например, типа род-вид.

Упражнения на изучения родо-видовых отношений можно проводить в виде игры с мячом. Это игры «Рыбы-птицы-звери», «Ягоды-цветы-деревья», «Одежда-мебель-посуда» и так далее.

Старших дошкольников с помощью взрослых необходимо знакомить с противоположным по значению понятиями, «день-ночь».

Дети могут подобрать пары слов противоположные по значению:

высокий-?,
грустный-? и т.д.

Необходимо предлагать игры, которые способствуют запоминанию пространственных и временных категорий: «Где игрушка», «Найди самое высокое дерево» и так далее.

Чтобы поддержать интерес к познавательным играм, детям можно предлагать варианты заданий, задания с усложнением. На занятиях детям можно предлагать загадки, кроссворды, учить самостоятельно, составлять их. В работе с детьми использовать доступные игрушки, наглядные пособия, схемы, дидактические игры и другой материал. Все задания должны быть доступны детям, они должны развивать умения наблюдать и различать, развивать речь, воображения и т.д.

Особое значение в подготовительной к школе группе необходимо придавать играм, способствующим развитию мелкой моторики рук. Чтобы лучше подготовить ребенка к школе, требуется постоянно тренировать координацию руки, сделать движения руки более уверенными, точными, тем более что ученые установили прямую коррегуляционную зависимость между развитием интеллектуальных способностей, речью и развитием мелкой моторики рук. Это игры: «Рисуй по образцу», «Дорисуй картинку», «Нарисуй, что назову» и т.д.

Очень важно следить, какой рукой рисует ребенок, как он работает с образцом, быстро или медленно проводит линии, отвлекается ли во время работы, сверяет ли свой рисунок с образцом. Если по окончанию игры он увидит свою ошибку, ему надо разрешить ее исправить. Эти и подобные им игры можно предлагать детям в детском саду как часть занятия и как самостоятельную игру, а также в семье для успешной подготовки к школе.

При переходе ребенка в школу меняется ведущий вид деятельности. Но игра еще преобладает в жизни ребенка. И для того, чтобы ребенок успешно учился, необходимо помочь ему в развитии его психических процессов, становлении психических функций.

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта, восприятия и памяти. Это способствует возникновению рефлексии, которая, являясь новообразованием, преображает познавательную деятельность и характер отношений к другим людям и самому себе.

В начальной школе необходимо заложить основу знаний, формировать отношения к окружающему миру, следует учить самостоятельно мыслить и творчески работать. Формированием этих качеств необходимо заниматься как можно раньше. Здесь и нужна помощь взрослых в лице учителя и родителей. Сравнивать и сопоставлять предметы, складывать разрезные картинки и геометрические фигуры, искать аналоги, составлять симметричные композиции должны учить не только учителя, но и родители.

Задания и игры, которые способствуют развитию интеллектуальных способностей у младших школьников -это выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам, классификация предметов и явлений и т.д. Все эти игры и задания можно применять на уроках русского языка, математики, окружающего мира, а так же родителям во время занятий с детьми. Это игры «Лишнее число», «Ошибки невидимки», игра «Поиск», «Зашифрованное слово», «Что лишнее», «Поиск предметов по заданным признакам» и др.

Познавательные игры дают ребенку возможность в любой игровой форме познать новое. Игровой материал побуждает ребенка к игре, имеет важное значение для обучения, развития и для осуществления игрового замысла.

Чтобы игра действительно увлекала ребенка, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Он организует игру и направляет ее он помогает ребенку преодолевать затруднения, одобряет, поощряет и т. д. Совмещение взрослыми двух разных ролей- участника и организатора- важная отличительная особенность развивающей игры.

Таким образом, развивающие игры содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности дошкольника, а затем школьника и успешного его перехода к систематическому обучению в школе.

Чеботарева Лариса Николаевна,
учитель-логопед,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»,
РФ, город Губкин

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире
Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса
Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ
Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.