Познавательно-речевой досуг «Клуб знатоков русского языка»

Вашему вниманию предлагается конспект познавательно-речевого досуга «Клуб знатоков русского языка» (подготовительная к школе группа для детей с общим недоразвитием речи). Досуг проводится в форме игры, где дети – знатоки русского языка. Для того чтобы победить, им необходимо правильно ответить на вопросы героев мультфильмов. Предлагаемые вопросы стимулируют познавательную активность, развивают регулятивные функции, тактильные ощущения, а также умение ориентироваться в различных схемах. Играя, ребята закрепляют изученный материал, тренируют свои речевые навыки.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • формирование интереса к русскому языку;
  • закрепление знания пословиц и поговорок;
  • закрепление умения образовывать родственные слова;
  • развитие умения понимать образные выражения;
  • закрепление умения работать со схемами;
  • закрепление умения правильно согласовывать все части речи, строить предложения;

Коррекционно-развивающие:

  • развитие умения видеть скрытый смысл, разгадывать загадки;
  • развитие умения обобщать, выделять лишний предмет, объяснять свой выбор;
  • развитие слухового внимания, восприятия, памяти;
  • развитие навыков звукового анализа и синтеза;
  • развитие умения выделять заданный звук в слове и соотносить его с буквой;
  • развитие тактильных ощущений;

Коррекционно-воспитательные:

  • формирование умения работать в команде, дружественных отношений между детьми, навыков взаимопомощи;
  • воспитание умения слушать своих товарищей;
  • воспитание навыков самоконтроля за речью.

Оборудование:

круглый стол для знатоков, стулья, ширма, куклы: Хрюша, Филя, Степашка, Каркуша, Мишутка, 2 набора цифр, магнитная доска, магниты, волчок, карточки с номерами вопросов, красные карточки, чудесный мешочек, маленькие предметы: корова, мышь, слон, кукла, стол, яблоко, рыба, гриб; схема к родственным словам, скрипичный ключ, большой поднос с мягкими игрушками: зебра, зайчик, утка, черепаха, собачка, рыба, медвежонок, бык, ежик, свинья; столик с книгами, большая машинка, набор для рисования, черный ящик, шифровка, призы.

Ход занятия.

Организационный момент.

Звучит музыка, дети входят в зал, встают напротив зрителей.

Логопед: Здравствуйте, дорогие гости. Вот и подошел к концу учебный год. Ребята повзрослели, стали умнее, скоро пойдут в школу. Сегодня я приглашаю всех на игру «Клуб знатоков русского языка».

Ребята, как вы думаете, почему сегодня мы будем играть в знатоков именно русского языка?

Дети: Потому, что мы говорим на русском языке.

Логопед: Да. На наших занятиях мы с вами старательно учились правильно говорить, именно по-русски. Верно?

Дети: Да.

Логопед: Сегодня вы должны показать те знания, которые получили на занятиях, быть внимательными и выдержанными в игре. Постараться победить и получить главный приз. Вы – команда знатоков, против вас будут играть герои телепередачи «Спокойной ночи малыши». Они будут задавать вопросы, а вы – отвечать. Если вы дадите правильный ответ, то получите очко, если неправильный, очко получат ваши противники. Победит тот, кто заработает больше очков. Согласны играть?

Дети: Да.

Логопед: В таком случае, я представляю наших знатоков.

Звучит музыка, логопед называет имена детей, затем они занимают места за столом знатоков. В центре стола расположен волчок, вокруг него карточки с номерами вопросов.

Логопед: Послушайте правила игры:

- если вопрос задан всей команде, значит, игроки должны посовещаться, а отвечать будет только один из игроков;
- если вопрос задан каждому игроку, то отвечают все по очереди, не перебивая друг друга; Команда получит очко, если большинство игроков ответят на вопросы правильно.
- в случае затруднения, команда может помочь игроку только после сигнала;
- если игроки будут шуметь за столом знатоков, то получат красную карточку, при наличии двух таких карточек команда лишается одного очка.

Перед вами все необходимое, чтобы выбрать автора вопроса.

Логопед: Итак, игра начинается. (Логопед раскручивает волчок, называет номер выбранного вопроса)

Логопед. Вопрос номер … , задает его Хрюша. (Над ширмой появляется игрушка из кукольного театра – Хрюша)

Хрюша: Здравствуйте, ребята. Мне бы хотелось узнать, какие пословицы и поговорки существуют в русском языке? Назовите каждый по одной.

Предполагаемые ответы детей:

Родина – мать, умей за нее постоять.
Человек без родины, соловей – без песни.
Кончил дело, гуляй смело.
Шила в мешке не утаишь.
Поспешишь – людей насмешишь.
Кто в Москве не бывал, красоты – не видал.
Что посеешь, то и пожнешь.
Москва – всем городам мать.
Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда.
Семь раз отмерь, один отрежь.
При солнышке – тепло, при матери – добро.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь и т.д.

Логопед: Итак, все ребята знают пословицы. Спасибо Хрюша, до новых встреч, а игроки получают свое первое очко. (Логопед раскручивает волчок, называет номер следующего вопроса)

Логопед: Вопрос под номером … Ребята, против вас играет Филя.

Филя: Привет, друзья, смотрите, что я вам принес. Назовите картинки. (Логопед выставляет картинки на магнитную доску, дети их называют.)

Филя: Угадайте слово, по набору гласных звуков, картинки вам помогут. Будьте внимательны!

И, А, А;

А, А;

А, А, А;

И, А.

Ответы детей: Гитара, арфа, барабан, скрипка.

Филя: Скажите, как можно назвать эти предметы одним словом?

Дети: Эти предметы называются – музыкальные инструменты.

Филя: Какой музыкальный инструмент не подходит к другим? Почему?

Дети: Не подходит барабан, потому что это ударный инструмент, а остальные – струнные.

Филя: Молодцы, это правильные ответы.

Логопед: Вы заслужили второе очко. До свидания Филя. (Логопед раскручивает волчок, называет номер следующего вопроса)

Логопед: Номер…, а вот и автор вопроса (появляется Мишутка)

Мишутка: Я – маленький медвежонок. Моего папу зовут медведь, маму – медведица. Мы родственники. А можете ли вы назвать родственные слова к предметам из этого мешочка. (На мольберт вывешиваются опорные сигналы-схемы для образования родственных слов)

опорные сигналы-схемы для образования родственных слов

(Количество схем может варьироваться в соответствии с конкретной целью и лексическим материалом. Понятие «другой предмет» введено автором статьи. В данном случае является обобщенным и позволяет сократить одномоментное использование схем. Этот термин включает в себя другие существительные, образованные от главного слова и обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы, сложные слова.)

Предполагаемые ответы детей:

корова – коровка, коровы, коровник, коровий;
мышь – мышка, мыши, мышата, мышеловка, мышиный, мышастый;
слон – слоник, слоны, слоненок, слонята, слоновник, слоновый;
кукла – куколка, куклы, кукловод, кукольный;
стол – столик, столы, столешница, столовая, столовые;
яблоко – яблочко, яблоки, яблоня, яблочный;
рыба – рыбка, рыбы, рыбки, рыбак, рыбачка, рыбий;
гриб – грибок, грибы, грибник, грибница, грибной;
сыр – сырок, сыры, сырки, сыродел, сыровар, сыроварня, сырный;
еж – ежик, ежата, ежонок, ежи, ежики, ежиха, ежихи, ежовый.

Мишутка: Молодцы, вы правильно ответили. Я рад за вас, всего хорошего.

Логопед: Знатоки получают 3-е очко.

Логопед: А сейчас я объявляю музыкальную паузу. (Ставит на стол скрипичный ключ.)

Логопед: Выбирайте себе мягкую игрушку. Ваши мягкие друзья хотят танцевать. Пока звучит музыка, вы можете с ними танцевать, играть. Как только музыка закончится, вы должны остановиться и помочь друзьям заняться их любимым делом.

Подойдите к той букве, которая обозначает звук, встречающийся в названии вашей игрушки, и вы догадаетесь, что любят делать ваши друзья. Посмотрите здесь буквы А, К, С. (в зале стоит столик с книгами и буква К, большая машинка и буква А, набор для рисования и буква С)

Логопед: (После игры логопед проверяет правильность ответов) Чем же любят заниматься ваши друзья?

Предполагаемые ответы детей:

Зебра, утка, черепаха, рыба любят кататься на машинке.
Зайчик, медвежонок, бык, ежик любят читать книги.
Собачка и свинья любят рисовать.

Логопед: Все верно, проходите на свои места, продолжаем игру, у нас еще 2 вопроса. (Логопед раскручивает волчок, называет номер следующего вопроса)

Логопед: Свой вопрос под номером … задает Каркуша.

Каркуша: Здравствуйте, дети. Внимание, внесите черный ящик. Отгадайте, что за предмет в нем находится.

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
(Книга)

Дети: Книга.

Логопед: Открываем черный ящик, внимание, правильный ответ… книга.

Каркуша: Скажите, друзья, как вы понимаете выражение водить за нос.

Дети: Водить за нос – значит говорить неправду, обманывать.

Каркуша: Молодцы, правильно.

Логопед: И команда знатоков получает еще 1 очко, счет становится 4 : 0 в пользу знатоков. Спасибо, Каркуша, за вопрос.

Логопед: Последний вопрос в нашей игре принадлежит … Степашке.

Степашка: Ребята, перед вами шифровка. Выделите первые звуки в названии картинок и составьте из них новое слово. Вы легко узнаете, что здесь зашифровано?

шифровка

Дети: Школа.

Степашка: Правильно, вы справились с моим заданием.

Логопед: Команда знатоков побеждает со счетом 5 : 0.

Степашка: Поздравляю вас и прощаюсь, до свидания. Удачи.

Логопед: Ребята, школа – это слово или предложение?

Дети: Слово.

Логопед: Правильно, слова бывают разными. Прочтите для зрителей стихотворение

А. Шибаева «Слова, слова, слова…» (дети выстраиваются в шеренгу и читают стихотворение)

Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас, – означено словами.
Они слышны и здесь, и там, на улице и дома:
Одно – давно привычно нам, другое – незнакомо.
Слова, слова, слова…
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море, море слов,
Купаться ежечасно!

Логопед: Ребята, вы, молодцы, хорошо постарались. Сегодня вы показали гостям, маленькую частицу того многообразия слов, которое существует в русском языке.

Степашка не просто так загадал вам слово школа, сегодня вы подтвердили, что действительно, готовы идти в школу.

Подумайте, что за маленький предмет находится в моей шкатулке? Он будет необходим в школе. С помощью него ученики все фиксируют в своем дневнике и тетрадях.

Дети: Ручка.

Логопед: Да. Вы ответили на все вопросы, победили в игре героев мультфильмов и по праву заслужили призы. Пожалуйста, выбирайте себе эти необычные ручки. Благодаря своим знаниям, вы смогли заработать предмет, без которого в школе не обойтись. Я, надеюсь, этой ручкой вы будете писать без ошибок.

Желаю вам дальнейших успехов в познании богатейшего русского языка. Продолжайте учиться говорить и писать грамотно и красиво.

Благодарю всех за игру и за внимание. (Дети под музыку выходят из зала.)

Богаткина Евгения Геннадьевна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад № 28 компенсирующего вида»,
г. Каменск-Уральский

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (5 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий, Логопедам Метки: 

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.