Познавательно-речевой досуг «Клуб знатоков русского языка»

Вашему вниманию предлагается конспект познавательно-речевого досуга «Клуб знатоков русского языка» (подготовительная к школе группа для детей с общим недоразвитием речи). Досуг проводится в форме игры, где дети – знатоки русского языка. Для того чтобы победить, им необходимо правильно ответить на вопросы героев мультфильмов. Предлагаемые вопросы стимулируют познавательную активность, развивают регулятивные функции, тактильные ощущения, а также умение ориентироваться в различных схемах. Играя, ребята закрепляют изученный материал, тренируют свои речевые навыки.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • формирование интереса к русскому языку;
  • закрепление знания пословиц и поговорок;
  • закрепление умения образовывать родственные слова;
  • развитие умения понимать образные выражения;
  • закрепление умения работать со схемами;
  • закрепление умения правильно согласовывать все части речи, строить предложения;

Коррекционно-развивающие:

  • развитие умения видеть скрытый смысл, разгадывать загадки;
  • развитие умения обобщать, выделять лишний предмет, объяснять свой выбор;
  • развитие слухового внимания, восприятия, памяти;
  • развитие навыков звукового анализа и синтеза;
  • развитие умения выделять заданный звук в слове и соотносить его с буквой;
  • развитие тактильных ощущений;

Коррекционно-воспитательные:

  • формирование умения работать в команде, дружественных отношений между детьми, навыков взаимопомощи;
  • воспитание умения слушать своих товарищей;
  • воспитание навыков самоконтроля за речью.

Оборудование:

круглый стол для знатоков, стулья, ширма, куклы: Хрюша, Филя, Степашка, Каркуша, Мишутка, 2 набора цифр, магнитная доска, магниты, волчок, карточки с номерами вопросов, красные карточки, чудесный мешочек, маленькие предметы: корова, мышь, слон, кукла, стол, яблоко, рыба, гриб; схема к родственным словам, скрипичный ключ, большой поднос с мягкими игрушками: зебра, зайчик, утка, черепаха, собачка, рыба, медвежонок, бык, ежик, свинья; столик с книгами, большая машинка, набор для рисования, черный ящик, шифровка, призы.

Ход занятия.

Организационный момент.

Звучит музыка, дети входят в зал, встают напротив зрителей.

Логопед: Здравствуйте, дорогие гости. Вот и подошел к концу учебный год. Ребята повзрослели, стали умнее, скоро пойдут в школу. Сегодня я приглашаю всех на игру «Клуб знатоков русского языка».

Ребята, как вы думаете, почему сегодня мы будем играть в знатоков именно русского языка?

Дети: Потому, что мы говорим на русском языке.

Логопед: Да. На наших занятиях мы с вами старательно учились правильно говорить, именно по-русски. Верно?

Дети: Да.

Логопед: Сегодня вы должны показать те знания, которые получили на занятиях, быть внимательными и выдержанными в игре. Постараться победить и получить главный приз. Вы – команда знатоков, против вас будут играть герои телепередачи «Спокойной ночи малыши». Они будут задавать вопросы, а вы – отвечать. Если вы дадите правильный ответ, то получите очко, если неправильный, очко получат ваши противники. Победит тот, кто заработает больше очков. Согласны играть?

Дети: Да.

Логопед: В таком случае, я представляю наших знатоков.

Звучит музыка, логопед называет имена детей, затем они занимают места за столом знатоков. В центре стола расположен волчок, вокруг него карточки с номерами вопросов.

Логопед: Послушайте правила игры:

- если вопрос задан всей команде, значит, игроки должны посовещаться, а отвечать будет только один из игроков;
- если вопрос задан каждому игроку, то отвечают все по очереди, не перебивая друг друга; Команда получит очко, если большинство игроков ответят на вопросы правильно.
- в случае затруднения, команда может помочь игроку только после сигнала;
- если игроки будут шуметь за столом знатоков, то получат красную карточку, при наличии двух таких карточек команда лишается одного очка.

Перед вами все необходимое, чтобы выбрать автора вопроса.

Логопед: Итак, игра начинается. (Логопед раскручивает волчок, называет номер выбранного вопроса)

Логопед. Вопрос номер … , задает его Хрюша. (Над ширмой появляется игрушка из кукольного театра – Хрюша)

Хрюша: Здравствуйте, ребята. Мне бы хотелось узнать, какие пословицы и поговорки существуют в русском языке? Назовите каждый по одной.

Предполагаемые ответы детей:

Родина – мать, умей за нее постоять.
Человек без родины, соловей – без песни.
Кончил дело, гуляй смело.
Шила в мешке не утаишь.
Поспешишь – людей насмешишь.
Кто в Москве не бывал, красоты – не видал.
Что посеешь, то и пожнешь.
Москва – всем городам мать.
Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда.
Семь раз отмерь, один отрежь.
При солнышке – тепло, при матери – добро.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь и т.д.

Логопед: Итак, все ребята знают пословицы. Спасибо Хрюша, до новых встреч, а игроки получают свое первое очко. (Логопед раскручивает волчок, называет номер следующего вопроса)

Логопед: Вопрос под номером … Ребята, против вас играет Филя.

Филя: Привет, друзья, смотрите, что я вам принес. Назовите картинки. (Логопед выставляет картинки на магнитную доску, дети их называют.)

Филя: Угадайте слово, по набору гласных звуков, картинки вам помогут. Будьте внимательны!

И, А, А;

А, А;

А, А, А;

И, А.

Ответы детей: Гитара, арфа, барабан, скрипка.

Филя: Скажите, как можно назвать эти предметы одним словом?

Дети: Эти предметы называются – музыкальные инструменты.

Филя: Какой музыкальный инструмент не подходит к другим? Почему?

Дети: Не подходит барабан, потому что это ударный инструмент, а остальные – струнные.

Филя: Молодцы, это правильные ответы.

Логопед: Вы заслужили второе очко. До свидания Филя. (Логопед раскручивает волчок, называет номер следующего вопроса)

Логопед: Номер…, а вот и автор вопроса (появляется Мишутка)

Мишутка: Я – маленький медвежонок. Моего папу зовут медведь, маму – медведица. Мы родственники. А можете ли вы назвать родственные слова к предметам из этого мешочка. (На мольберт вывешиваются опорные сигналы-схемы для образования родственных слов)

опорные сигналы-схемы для образования родственных слов

(Количество схем может варьироваться в соответствии с конкретной целью и лексическим материалом. Понятие «другой предмет» введено автором статьи. В данном случае является обобщенным и позволяет сократить одномоментное использование схем. Этот термин включает в себя другие существительные, образованные от главного слова и обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы, сложные слова.)

Предполагаемые ответы детей:

корова – коровка, коровы, коровник, коровий;
мышь – мышка, мыши, мышата, мышеловка, мышиный, мышастый;
слон – слоник, слоны, слоненок, слонята, слоновник, слоновый;
кукла – куколка, куклы, кукловод, кукольный;
стол – столик, столы, столешница, столовая, столовые;
яблоко – яблочко, яблоки, яблоня, яблочный;
рыба – рыбка, рыбы, рыбки, рыбак, рыбачка, рыбий;
гриб – грибок, грибы, грибник, грибница, грибной;
сыр – сырок, сыры, сырки, сыродел, сыровар, сыроварня, сырный;
еж – ежик, ежата, ежонок, ежи, ежики, ежиха, ежихи, ежовый.

Мишутка: Молодцы, вы правильно ответили. Я рад за вас, всего хорошего.

Логопед: Знатоки получают 3-е очко.

Логопед: А сейчас я объявляю музыкальную паузу. (Ставит на стол скрипичный ключ.)

Логопед: Выбирайте себе мягкую игрушку. Ваши мягкие друзья хотят танцевать. Пока звучит музыка, вы можете с ними танцевать, играть. Как только музыка закончится, вы должны остановиться и помочь друзьям заняться их любимым делом.

Подойдите к той букве, которая обозначает звук, встречающийся в названии вашей игрушки, и вы догадаетесь, что любят делать ваши друзья. Посмотрите здесь буквы А, К, С. (в зале стоит столик с книгами и буква К, большая машинка и буква А, набор для рисования и буква С)

Логопед: (После игры логопед проверяет правильность ответов) Чем же любят заниматься ваши друзья?

Предполагаемые ответы детей:

Зебра, утка, черепаха, рыба любят кататься на машинке.
Зайчик, медвежонок, бык, ежик любят читать книги.
Собачка и свинья любят рисовать.

Логопед: Все верно, проходите на свои места, продолжаем игру, у нас еще 2 вопроса. (Логопед раскручивает волчок, называет номер следующего вопроса)

Логопед: Свой вопрос под номером … задает Каркуша.

Каркуша: Здравствуйте, дети. Внимание, внесите черный ящик. Отгадайте, что за предмет в нем находится.

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
(Книга)

Дети: Книга.

Логопед: Открываем черный ящик, внимание, правильный ответ… книга.

Каркуша: Скажите, друзья, как вы понимаете выражение водить за нос.

Дети: Водить за нос – значит говорить неправду, обманывать.

Каркуша: Молодцы, правильно.

Логопед: И команда знатоков получает еще 1 очко, счет становится 4 : 0 в пользу знатоков. Спасибо, Каркуша, за вопрос.

Логопед: Последний вопрос в нашей игре принадлежит … Степашке.

Степашка: Ребята, перед вами шифровка. Выделите первые звуки в названии картинок и составьте из них новое слово. Вы легко узнаете, что здесь зашифровано?

шифровка

Дети: Школа.

Степашка: Правильно, вы справились с моим заданием.

Логопед: Команда знатоков побеждает со счетом 5 : 0.

Степашка: Поздравляю вас и прощаюсь, до свидания. Удачи.

Логопед: Ребята, школа – это слово или предложение?

Дети: Слово.

Логопед: Правильно, слова бывают разными. Прочтите для зрителей стихотворение

А. Шибаева «Слова, слова, слова…» (дети выстраиваются в шеренгу и читают стихотворение)

Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас, – означено словами.
Они слышны и здесь, и там, на улице и дома:
Одно – давно привычно нам, другое – незнакомо.
Слова, слова, слова…
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море, море слов,
Купаться ежечасно!

Логопед: Ребята, вы, молодцы, хорошо постарались. Сегодня вы показали гостям, маленькую частицу того многообразия слов, которое существует в русском языке.

Степашка не просто так загадал вам слово школа, сегодня вы подтвердили, что действительно, готовы идти в школу.

Подумайте, что за маленький предмет находится в моей шкатулке? Он будет необходим в школе. С помощью него ученики все фиксируют в своем дневнике и тетрадях.

Дети: Ручка.

Логопед: Да. Вы ответили на все вопросы, победили в игре героев мультфильмов и по праву заслужили призы. Пожалуйста, выбирайте себе эти необычные ручки. Благодаря своим знаниям, вы смогли заработать предмет, без которого в школе не обойтись. Я, надеюсь, этой ручкой вы будете писать без ошибок.

Желаю вам дальнейших успехов в познании богатейшего русского языка. Продолжайте учиться говорить и писать грамотно и красиво.

Благодарю всех за игру и за внимание. (Дети под музыку выходят из зала.)

Богаткина Евгения Геннадьевна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад № 28 компенсирующего вида»,
г. Каменск-Уральский

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (5 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий, Логопедам Метки: 

Сейчас читают:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах
Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.