Практический материал (методические разработки) для проведения занятий с детьми первого года жизни

Проведения занятий с детьми первого года жизниПрактический материал (авторская методическая разработка) для проведения занятий по стимуляции речевой активности с детьми первого года жизни.

Стимулирование певучего гуления и появления отдельных слогов лепета

Игра «Колыбельная»

Для игры понадобится кукла. Покажите ребенку куклу и скажите: «Это Ляля». (Продемонстрируйте, как кукла «ходит»). Скажите: «Покачаем Лялю», — качая куклу, напевайте сначала знакомый напев с закрытым ртом: «М-М-М…». Затем напевайте туже музыкальную фразу гласными: «А-А-А…»; «О-О-О…»; «У-У-У..»; «Э-Э-Э…».

Произнесите рифмовку:

Кукла-куколка, бай-бай,
Спи спокойно, засыпай:
«А-а, а-а,а-а-».

На звук (у) укачивайте бычка:

На кроватке спит бычок,
Он улегся на бочок:
«У-у,у-у,у-у».

На звук (о) укачивайте мишку:

Мишка-Мишенька, бай-бай,
Спи спокойно, засыпай:
«О-о, о-о, о-о».

На звук (и) укладывайте мышку:

Захотела Мышка спать
И полезла на кровать:
«И-и,и-и,и-и».

Игра «Паровоз»

Покажите малышу игрушечную машину. Потрогайте колеса, покажите, как они вертятся. Скажите: «Это машина. Машина гудит: «У-У-У…». Как она гудит? У-У-У — гудит машина». Сами отвечайте на свой вопрос до тех пор, пока не получите ответа от малыша. Посадите в машину куколку, прочтите рифиовку:

Машина наша едет,
Колеса стучат,
В машине детки едут,
В окошки глядят.
Игра «Птичка».

Для игры понадобится игрушечная птичка. Спрятав птичку за ширму, говорите:

Кто там в домике сидит?
ПИ-ПИ-ПИ, ПИ-ПИ-ПИ.
Кто там в домике пищит?
ПИ-ПИ-ПИ, ПИ-ПИ-ПИ.
(Продемонстрируйте птичку из-за ширмы)
Там птичка сидит,
ПИ-ПИ-ПИ,ПИ-ПИ-ПИ.
Там птичка пищит:
ПИ-ПИ-ПИ,ПИ-ПИ-ПИ.

Игра «Погремушка».

Показывая погремушку и демонстрируя при этом, что можно делать с ней, а также во время обучения ползанию, побуждайте малыша дотянуться до погремушки.

ТА-ТА-ТА, ТА-ТА-ТА,
Вот какая красота!
ТА-ТА-ТА, ТА-ТА-ТА,
Дотянись-ка до меня!

Игра «Мяч».

Покажите малышу мяч (резиновый, примерно 15 см в диаметре), скажите: «это мяч». Постучите о мяч ладонью, произнося в такт движениям: «ДА-ДА-ДА-ДА…». Постучите ладошкой малыша по мячу, произнося за него:

ДА-ДА-ДА-ДА
ДО-ДО-ДО-ДО
ДУ-ДУ-ДУ-ДУ…

Показывая мяч и играя с ним, произносите следующую рифмовку:

Мячик (имя ребенка) покажу
И ладошкой постучу:
ДУ-ДУ-ДУ!
Пам-пам, поскакал!
Оп-па — и упал – бам!

Развитие умения понимать движения и повторять их под потешки

Игра «Ладушки».

Посадите малыша к себе лицом, или положите к себе на колени. Возьмите ручки малыша в свои и хлопайте в такт стишка:

Ладушки, ладушки,
Где были? — У бабушки
Что ели? — Кашку.
Что пили? — Бражку.
Попили, поели,
Шу, полетели,
На головку сели.

Игра «Прилетели гули…»

Обхватите ручки ребенка и помашите его ручками, как крыльями:

Прилетели гули,
Гули-голубочки.

Положите ручки на его головку:

Сели на головку,
На головку детке.

Помашите ручкой ребенка, как бы отгоняя птичек:

Ты, моя детка,
Помаши ладошкой.
Кыш, гули, кыш!

А затем вновь прочитайте потешку, демонстрируя действия малышу. Как только малыш научится подражать вам, учите его выполнять действия, слушая слова стишка.

«Курочка кудахчет»

Пальчиком малыша тычут ему в ладошку и поют:

Курочка кудахчет,
Дочку носом тычет:
- А куда-куда-куда!
А подай ее сюда!
А подай ее сюда!

В дальнейшем приучают малыша подражать действиям взрослого и выполнять движения самостоятельно под эту песенку или песенку «Сорока-сорока».

Развитие умения находить игрушку и предметы при их перемещении

«Ку-ку, где кукла?»

Играйте на полу. Понадобятся кукла и прозрачный платок. Пойте, выполняя движения, соответствующие словам песенки:

Вот красивая игрушка-
Наша куколка Катюшка,
Может хлопать, может петь,
Кто желает посмотреть?

Спрячте под платок куклу на глазах ребенка, спросите:»Где куколка — ля-ля?» Каждый раз, когда малыш доползет до игрушки, снимет платочек, дайте ему возможность поиграть с куклой. И вновь спрячьте ее под платок, но уже в другом месте комнаты.

Выполнение простых поручений

«Найди, принеси, отдай…»

Если малыш еще не ходит, играйте за столом, а если он хорошо ползает или уже ходит, игру проводят на полу.

Понадобятся корзинка с крышкой и знакомые для малйша игрушки. Попросите его открыть крышку корзинки и найти нужную игрушку. Когда малыш ее найдет, попросите его принести и отдать игрушку вам, потом, например, няне (называя персонал по имени).

Развитие понимания различных действий с сюжетными игрушками

«С куколкой попляшем»

Сядьте на пол лицом к лицу с малышом. Возьмите куклу за ручки и попляшите с ней, приподнимая и опуская ее, напевая песенку:

С куклой нашей
Деточка (имя ребенка) попляшет.
Хлопнем все в ладошки,
Пусть попляшут ножки!

Передайте игрушку малышу, попросив его поплясать с ней. Когда малыш начнет плясать с куклой, вы хлопайте в ладоши и пойте эту песенку.

Кроме куклы и другие игрушки могут «плясать» с малышом. Через 3-4 игры меняйте игрушки, чтобы малыш научился переносить это игровое действие на другие игрушки.

Развитие умения находить игрушки, одинаковые по названию и назначению

«Все куколки».

Вам будут нужны различные куклы — мягконабивные, пластмассовые, резиновые, целлулоидные — большие и маленькие, с волосиками и куклы-голыши, игрушечный грузовик. Разложите этих кукол на полу вместе с другими игрушками. Привезите грузовик, попросив малыша принести всех куколок, посадить их в машину и покатать.

Стимулирование произнесения первых облегченных слов

«Тук-тук».

Стучите вместе с малышом в бубен, стучите по мисочке, по полу, ложкой по ложке, приговаривая:»Тук-тук, тук-тук!» Постукивая по разным поверхностям и произнося слова «тук-тук», малыш начнет повторять за вами облегченные слова.

«Дай»

Посадите малыша за стол. Понадобятся две или три игрушки, с которыми малыш постоянно играет и знает их. Доставайте по очереди игрушки, называя их полным словом и лепетным. Поставьте все игрушки перед малышом и попросите его дать одну из них. Скажите малышу: «Дай, дай!» Спрячьте эту игрушку за спину, сказав: «Попроси — дай, дай». Покажите ее и вновь спрячьте, побуждая ребенка самого попросить игрушку.

Творческих успехов!

Образцова Ольга Евгеньевна,
учитель-дефектолог,
ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка
для детей с органическим поражением ЦНС
с нарушением психики»,
г. Апатиты Мурманской области

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Методики Метки: ,

Сейчас читают:

Влияние гаджетов на развитие речи Влияние гаджетов на развитие речи
Игры по развитию речи дошкольников старшего возраста Игры по развитию речи дошкольников старшего возраста
Песочная игротерапия как средство развития речи дошкольников с ОВЗ Песочная игротерапия как средство развития речи дошкольников с ОВЗ
Использование методов кинезиологии, как средства оздоровления и развития детей с нарушениями речи Использование методов кинезиологии, как средства оздоровления и развития детей с нарушениями речи

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.