Практический материал (методические разработки) для проведения занятий с детьми первого года жизни

Проведения занятий с детьми первого года жизниПрактический материал (авторская методическая разработка) для проведения занятий по стимуляции речевой активности с детьми первого года жизни.

Стимулирование певучего гуления и появления отдельных слогов лепета

Игра «Колыбельная»

Для игры понадобится кукла. Покажите ребенку куклу и скажите: «Это Ляля». (Продемонстрируйте, как кукла «ходит»). Скажите: «Покачаем Лялю», — качая куклу, напевайте сначала знакомый напев с закрытым ртом: «М-М-М…». Затем напевайте туже музыкальную фразу гласными: «А-А-А…»; «О-О-О…»; «У-У-У..»; «Э-Э-Э…».

Произнесите рифмовку:

Кукла-куколка, бай-бай,
Спи спокойно, засыпай:
«А-а, а-а,а-а-».

На звук (у) укачивайте бычка:

На кроватке спит бычок,
Он улегся на бочок:
«У-у,у-у,у-у».

На звук (о) укачивайте мишку:

Мишка-Мишенька, бай-бай,
Спи спокойно, засыпай:
«О-о, о-о, о-о».

На звук (и) укладывайте мышку:

Захотела Мышка спать
И полезла на кровать:
«И-и,и-и,и-и».

Игра «Паровоз»

Покажите малышу игрушечную машину. Потрогайте колеса, покажите, как они вертятся. Скажите: «Это машина. Машина гудит: «У-У-У…». Как она гудит? У-У-У — гудит машина». Сами отвечайте на свой вопрос до тех пор, пока не получите ответа от малыша. Посадите в машину куколку, прочтите рифиовку:

Машина наша едет,
Колеса стучат,
В машине детки едут,
В окошки глядят.
Игра «Птичка».

Для игры понадобится игрушечная птичка. Спрятав птичку за ширму, говорите:

Кто там в домике сидит?
ПИ-ПИ-ПИ, ПИ-ПИ-ПИ.
Кто там в домике пищит?
ПИ-ПИ-ПИ, ПИ-ПИ-ПИ.
(Продемонстрируйте птичку из-за ширмы)
Там птичка сидит,
ПИ-ПИ-ПИ,ПИ-ПИ-ПИ.
Там птичка пищит:
ПИ-ПИ-ПИ,ПИ-ПИ-ПИ.

Игра «Погремушка».

Показывая погремушку и демонстрируя при этом, что можно делать с ней, а также во время обучения ползанию, побуждайте малыша дотянуться до погремушки.

ТА-ТА-ТА, ТА-ТА-ТА,
Вот какая красота!
ТА-ТА-ТА, ТА-ТА-ТА,
Дотянись-ка до меня!

Игра «Мяч».

Покажите малышу мяч (резиновый, примерно 15 см в диаметре), скажите: «это мяч». Постучите о мяч ладонью, произнося в такт движениям: «ДА-ДА-ДА-ДА…». Постучите ладошкой малыша по мячу, произнося за него:

ДА-ДА-ДА-ДА
ДО-ДО-ДО-ДО
ДУ-ДУ-ДУ-ДУ…

Показывая мяч и играя с ним, произносите следующую рифмовку:

Мячик (имя ребенка) покажу
И ладошкой постучу:
ДУ-ДУ-ДУ!
Пам-пам, поскакал!
Оп-па — и упал – бам!

Развитие умения понимать движения и повторять их под потешки

Игра «Ладушки».

Посадите малыша к себе лицом, или положите к себе на колени. Возьмите ручки малыша в свои и хлопайте в такт стишка:

Ладушки, ладушки,
Где были? — У бабушки
Что ели? — Кашку.
Что пили? — Бражку.
Попили, поели,
Шу, полетели,
На головку сели.

Игра «Прилетели гули…»

Обхватите ручки ребенка и помашите его ручками, как крыльями:

Прилетели гули,
Гули-голубочки.

Положите ручки на его головку:

Сели на головку,
На головку детке.

Помашите ручкой ребенка, как бы отгоняя птичек:

Ты, моя детка,
Помаши ладошкой.
Кыш, гули, кыш!

А затем вновь прочитайте потешку, демонстрируя действия малышу. Как только малыш научится подражать вам, учите его выполнять действия, слушая слова стишка.

«Курочка кудахчет»

Пальчиком малыша тычут ему в ладошку и поют:

Курочка кудахчет,
Дочку носом тычет:
- А куда-куда-куда!
А подай ее сюда!
А подай ее сюда!

В дальнейшем приучают малыша подражать действиям взрослого и выполнять движения самостоятельно под эту песенку или песенку «Сорока-сорока».

Развитие умения находить игрушку и предметы при их перемещении

«Ку-ку, где кукла?»

Играйте на полу. Понадобятся кукла и прозрачный платок. Пойте, выполняя движения, соответствующие словам песенки:

Вот красивая игрушка-
Наша куколка Катюшка,
Может хлопать, может петь,
Кто желает посмотреть?

Спрячте под платок куклу на глазах ребенка, спросите:»Где куколка — ля-ля?» Каждый раз, когда малыш доползет до игрушки, снимет платочек, дайте ему возможность поиграть с куклой. И вновь спрячьте ее под платок, но уже в другом месте комнаты.

Выполнение простых поручений

«Найди, принеси, отдай…»

Если малыш еще не ходит, играйте за столом, а если он хорошо ползает или уже ходит, игру проводят на полу.

Понадобятся корзинка с крышкой и знакомые для малйша игрушки. Попросите его открыть крышку корзинки и найти нужную игрушку. Когда малыш ее найдет, попросите его принести и отдать игрушку вам, потом, например, няне (называя персонал по имени).

Развитие понимания различных действий с сюжетными игрушками

«С куколкой попляшем»

Сядьте на пол лицом к лицу с малышом. Возьмите куклу за ручки и попляшите с ней, приподнимая и опуская ее, напевая песенку:

С куклой нашей
Деточка (имя ребенка) попляшет.
Хлопнем все в ладошки,
Пусть попляшут ножки!

Передайте игрушку малышу, попросив его поплясать с ней. Когда малыш начнет плясать с куклой, вы хлопайте в ладоши и пойте эту песенку.

Кроме куклы и другие игрушки могут «плясать» с малышом. Через 3-4 игры меняйте игрушки, чтобы малыш научился переносить это игровое действие на другие игрушки.

Развитие умения находить игрушки, одинаковые по названию и назначению

«Все куколки».

Вам будут нужны различные куклы — мягконабивные, пластмассовые, резиновые, целлулоидные — большие и маленькие, с волосиками и куклы-голыши, игрушечный грузовик. Разложите этих кукол на полу вместе с другими игрушками. Привезите грузовик, попросив малыша принести всех куколок, посадить их в машину и покатать.

Стимулирование произнесения первых облегченных слов

«Тук-тук».

Стучите вместе с малышом в бубен, стучите по мисочке, по полу, ложкой по ложке, приговаривая:»Тук-тук, тук-тук!» Постукивая по разным поверхностям и произнося слова «тук-тук», малыш начнет повторять за вами облегченные слова.

«Дай»

Посадите малыша за стол. Понадобятся две или три игрушки, с которыми малыш постоянно играет и знает их. Доставайте по очереди игрушки, называя их полным словом и лепетным. Поставьте все игрушки перед малышом и попросите его дать одну из них. Скажите малышу: «Дай, дай!» Спрячьте эту игрушку за спину, сказав: «Попроси — дай, дай». Покажите ее и вновь спрячьте, побуждая ребенка самого попросить игрушку.

Творческих успехов!

Образцова Ольга Евгеньевна,
учитель-дефектолог,
ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка
для детей с органическим поражением ЦНС
с нарушением психики»,
г. Апатиты Мурманской области

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Методики Метки: ,

Сейчас читают:

Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Речевые игры для всей семьи Речевые игры для всей семьи
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.