Практикум для родителей по обучению грамоте

Практикум для родителей по обучению грамотеСовместное занятие с детьми и родителями на тему «Лесная школа».

Цель:

  • Дать практические советы родителям по развитию у детей навыков звукового анализа и синтеза односложных и двусложных слов.

Задачи:

  • Создать творческое пространство для сотрудничества детей и родителей.
  • Познакомить родителей с некоторыми аспектами работы педагогов ДОУ.
  • Привлечь их к проведению звукового анализа и синтеза совместно с детьми.
  • Освежить знания родителей о звуках русского языка.
  • Дать практические рекомендации по проведению занятий дома.
  • С детьми закрепить понятия «гласный и согласный звук», «твёрдый и мягкий согласный звук», формировать навыки звукового анализа и синтеза, активизировать лексику детей через подбор слов с заданным звуком и определять его позицию в слове, выстраивать схему слова; побуждать детей к полным ответам; развивать моторику пальцев рук.

Оборудование: мягкие игрушки, машина, клубочки, домики, наборы для выкладывания схем, листы бумаги, ручки, конверты с заданиями, азбука, указка.

Предварительная работа: родители имеют возможность один раз в квартал посещать занятия по развитию речи, совместно с детьми в них участвовать. Навыки и умения, приобретённые там, использовать в общении со своими детьми в домашних условиях.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

- Ребята, посмотрите, сегодня у нас много гостей. Все они хотят посмотреть, как проходят наши занятия по обучению грамоте, как мы готовимся к школе. Мы сегодня пойдём учиться в лесную школу.

В группе парты для детей и родителей, стол для педагога. За партами сидят игрушки – заяц, лиса, ёж, медведь, мышь, белка.

- Подойдите к ним, поздоровайтесь, возьмите в руки, назовите ласково и посадите на скамейку. Они будут наблюдать за нами. В нашем занятии примут участие и ваши родители.

II. Сообщение темы.

- Мы с вами познакомились со многими звуками. Какие они бывают? В каком домике живут гласные звуки? Каким кружочком обозначаем гласный звук? Их можно петь, тянуть. Возьмите в руки клубочки, наматываем ниточку на пальчик, мамы тоже делают с нами.

Дети называют гласные звуки.

III. 1.Определение гласных звуков по беззвучной артикуляции.

Играют дети и родители.

2. Игра с родителями: «Звук или буква?».

Чтение стихотворения из книги В. В. Волиной «Занимательное азбуковедение»:

Мы не буквы, мы звуки речи
Изучает фонетика нас.
Мы не буквы, мы звуки речи
Произносят и слышат нас.
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть или петь.

А У Э О Ы И
Я Ю Е Ё

- Чем же отличается звук от буквы? Кто из родителей скажет?

Учитель-логопед объясняет, в каких позициях гласные буквы второго ряда обозначают 2 звука. Пример из азбуки с картинками.

3. — Дети, а какие согласные звуки вы знаете? Какие они бывают? В каких домиках живут? Какими кружочками обозначаем?

Для родителей: Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Мягкость согласных определяют гласные буквы второго ряда или Ь. Согласные звуки также бывают звонкими и глухими, образуют пары.

4. Игра для родителей и детей: «Твёрдый и мягкий братец».

Логопед называет звук [т], дети и родители поднимают синий кружочек, которым в схеме обозначается твёрдый согласный звук, затем звук [ть] — поднимают зелёный кружочек, который обозначает мягкий согласный звук и т.д.

IV. Физминутка.

Все вместе играем с пальчиками.

- Развиваем мелкую моторику, которая способствует развитие речи и умению правильно работать с карандашами.

- Подружим пальчики (по очереди с названием пальцев рук здороваемся, прощаемся, руки в замок – дружба).

- А теперь подружим гласные и согласные звуки.

V. 1.Игра с детьми: подружим звук Э со звуком Х – ЭХ,

Звук А со звуком Х – АХ, У М – УМ и т. д.

Наоборот: М , А – МА, Т ,О – ТО и т.д.

- Гласные тянутся, а согласные произносятся отрывисто. А вместе они могут петь.

2.Конверт с заданием от лисы: назвать слова с гласными звуками и определить место звука в слове.

- А какие слова вспомнили родители?

Выделение из середины слова гласных звуков (кот, дым, лак, дуб, рот).

VI. Физминутка.

Дети – 1 команда, родители – 2 команда.

1.Изобразить букву движением, позой. Другая команда угадывает.

2. Детям предлагается печатание букв на листе бумаги.

Родители могут задавать вопросы.

VII. Конверт с заданием от медведя: провести полный звуковой анализ слова «киты».

- Сколько звуков в слове, какие? Выложить схему из кружочков.

Один ребёнок у доски выкладывает слово из букв, остальные на местах.Другой пишет на доске. Мамы тоже работают.

VIII. Итоги занятия-практикума.

Звери благодарят вас. Они узнали много нового и интересного. Зверушки уедут на машине.

- А вам понравилось учиться в лесной школе? Что вам понравилось? Что скажут нам мамы?

- Я всех вас благодарю. Вы молодцы!

Дети уходят в группу.

- У кого какие вопросы, дорогие родители?

Учитель-логопед отвечает на вопросы родителей и выслушивает их мнения по поводу проведённого занятия-практикума, раздаёт памятки по звуко-буквенному анализу слов.

Хлапова Ольга Александровна,
учитель-логопед 1 кв. категории,
МБДОУ детский сад №1 села Русский Камешкир,
Пензенская область

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическая викторина Логопедическая викторина
Звуки С-Ш — конспекты логопедических подгрупповых занятий для детей ФФНР Звуки С-Ш — конспекты логопедических подгрупповых занятий для детей ФФНР
Конспект открытого логопедического занятия по связной речи на тему «Дикие животные наших лесов» Конспект открытого логопедического занятия по связной речи на тему «Дикие животные наших лесов»
Логопедическое занятие в 1 классе на тему «Путешествие Буратино по стране звуков» Логопедическое занятие в 1 классе на тему «Путешествие Буратино по стране звуков»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.