Совместное занятие с детьми и родителями на тему «Лесная школа».
Цель:
- Дать практические советы родителям по развитию у детей навыков звукового анализа и синтеза односложных и двусложных слов.
Задачи:
- Создать творческое пространство для сотрудничества детей и родителей.
- Познакомить родителей с некоторыми аспектами работы педагогов ДОУ.
- Привлечь их к проведению звукового анализа и синтеза совместно с детьми.
- Освежить знания родителей о звуках русского языка.
- Дать практические рекомендации по проведению занятий дома.
- С детьми закрепить понятия «гласный и согласный звук», «твёрдый и мягкий согласный звук», формировать навыки звукового анализа и синтеза, активизировать лексику детей через подбор слов с заданным звуком и определять его позицию в слове, выстраивать схему слова; побуждать детей к полным ответам; развивать моторику пальцев рук.
Оборудование: мягкие игрушки, машина, клубочки, домики, наборы для выкладывания схем, листы бумаги, ручки, конверты с заданиями, азбука, указка.
Предварительная работа: родители имеют возможность один раз в квартал посещать занятия по развитию речи, совместно с детьми в них участвовать. Навыки и умения, приобретённые там, использовать в общении со своими детьми в домашних условиях.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Ребята, посмотрите, сегодня у нас много гостей. Все они хотят посмотреть, как проходят наши занятия по обучению грамоте, как мы готовимся к школе. Мы сегодня пойдём учиться в лесную школу.
В группе парты для детей и родителей, стол для педагога. За партами сидят игрушки – заяц, лиса, ёж, медведь, мышь, белка.
- Подойдите к ним, поздоровайтесь, возьмите в руки, назовите ласково и посадите на скамейку. Они будут наблюдать за нами. В нашем занятии примут участие и ваши родители.
II. Сообщение темы.
- Мы с вами познакомились со многими звуками. Какие они бывают? В каком домике живут гласные звуки? Каким кружочком обозначаем гласный звук? Их можно петь, тянуть. Возьмите в руки клубочки, наматываем ниточку на пальчик, мамы тоже делают с нами.
Дети называют гласные звуки.
III. 1.Определение гласных звуков по беззвучной артикуляции.
Играют дети и родители.
2. Игра с родителями: «Звук или буква?».
Чтение стихотворения из книги В. В. Волиной «Занимательное азбуковедение»:
Мы не буквы, мы звуки речи
Изучает фонетика нас.
Мы не буквы, мы звуки речи
Произносят и слышат нас.
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть или петь.
А У Э О Ы И
Я Ю Е Ё
- Чем же отличается звук от буквы? Кто из родителей скажет?
Учитель-логопед объясняет, в каких позициях гласные буквы второго ряда обозначают 2 звука. Пример из азбуки с картинками.
3. — Дети, а какие согласные звуки вы знаете? Какие они бывают? В каких домиках живут? Какими кружочками обозначаем?
Для родителей: Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Мягкость согласных определяют гласные буквы второго ряда или Ь. Согласные звуки также бывают звонкими и глухими, образуют пары.
4. Игра для родителей и детей: «Твёрдый и мягкий братец».
Логопед называет звук [т], дети и родители поднимают синий кружочек, которым в схеме обозначается твёрдый согласный звук, затем звук [ть] — поднимают зелёный кружочек, который обозначает мягкий согласный звук и т.д.
IV. Физминутка.
Все вместе играем с пальчиками.
- Развиваем мелкую моторику, которая способствует развитие речи и умению правильно работать с карандашами.
- Подружим пальчики (по очереди с названием пальцев рук здороваемся, прощаемся, руки в замок – дружба).
- А теперь подружим гласные и согласные звуки.
V. 1.Игра с детьми: подружим звук Э со звуком Х – ЭХ,
Звук А со звуком Х – АХ, У М – УМ и т. д.
Наоборот: М , А – МА, Т ,О – ТО и т.д.
- Гласные тянутся, а согласные произносятся отрывисто. А вместе они могут петь.
2.Конверт с заданием от лисы: назвать слова с гласными звуками и определить место звука в слове.
- А какие слова вспомнили родители?
Выделение из середины слова гласных звуков (кот, дым, лак, дуб, рот).
VI. Физминутка.
Дети – 1 команда, родители – 2 команда.
1.Изобразить букву движением, позой. Другая команда угадывает.
2. Детям предлагается печатание букв на листе бумаги.
Родители могут задавать вопросы.
VII. Конверт с заданием от медведя: провести полный звуковой анализ слова «киты».
- Сколько звуков в слове, какие? Выложить схему из кружочков.
Один ребёнок у доски выкладывает слово из букв, остальные на местах.Другой пишет на доске. Мамы тоже работают.
VIII. Итоги занятия-практикума.
Звери благодарят вас. Они узнали много нового и интересного. Зверушки уедут на машине.
- А вам понравилось учиться в лесной школе? Что вам понравилось? Что скажут нам мамы?
- Я всех вас благодарю. Вы молодцы!
Дети уходят в группу.
- У кого какие вопросы, дорогие родители?
Учитель-логопед отвечает на вопросы родителей и выслушивает их мнения по поводу проведённого занятия-практикума, раздаёт памятки по звуко-буквенному анализу слов.
Хлапова Ольга Александровна,
учитель-логопед 1 кв. категории,
МБДОУ детский сад №1 села Русский Камешкир,
Пензенская область