Использование правил речи в работе с детьми старшего дошкольного возраста с проблемами речевого развития

Правила речиВ статье предложен практический материал по коррекции речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с проблемами речевого развития. Нами представлены речевые правила, использование которых также является профилактикой заикания у детей. Правила рассчитаны на педагогов дошкольных учреждений и на самих детей, достигших соответствующего возраста. Могут быть рекомендованы логопедам, полезны учителям начальных классов. Простота и доступность изложения, а также практическая направленность материала делают его привлекательным и для родителей детей.

Использование правил речи в работе с детьми старшего дошкольного возраста с проблемами речевого развития.

В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию.

В последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии. На сегодняшний день, эта проблема остается нерешённой, и многие дети нуждаются в помощи специалистов. В процессе комплексного обследования речевого развития детей, лишь у единиц определяется норма речевого развития. Нарушения развития речи затрудняют общение ребёнка, как со взрослыми так и со сверстниками. Это требует пристального внимания педагогов и родителей к проблеме речевого развития.

Важным элементом формирования и развития речи является речевое дыхание.

У детей с проблемами в речевом развитии речевое дыхание всегда нарушено:

  • артикуляция вялая, смазанная;
  • голос, как правило, тихий;
  • темп речи неравномерный;
  • гласные звуки «проглатываются, согласные «застревают».

Вследствие этого, возникает проблема, как обеспечить осознание и принятие ребёнком правил речи.

Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей, то и правила речи должны быть игровыми — сказочными. Одним из основных условий для овладения этими правилами, для детей, является их наглядность и простота исполнения.

Подражание сказочным героям и активное участие в игровой ситуации должно способствовать быстрому усвоению и принятию детьми речевых правил, и, как следствие, развитию речевой коммуникации.

Совместно с детьми нами были разработаны «Сказочные правила речи». Каждое правило сопровождается соответствующим изображением сказочного персонажа.

Правила речи для детей

1. Прежде подумай — потом говори.

Сказать тебе нужно немало
Но с этим не надо спешить
Спокойно подумай сначала,
Потом начинай говорить.

2. Говорить в спокойном темпе.

Спокойно будем говорить
Не торопиться, не спешить
И станет наша речь красивой
И четкой, и неторопливой.

3. Говорить всегда на выдохе.

Всегда говорим мы
Когда выдыхаем
Как будь-то бы шарик
Мы ртом надуваем.

4. Говорить плавно и напевно.

Плавно, слитно льется речь
Так вода умеет течь.

5. В конце каждого предложения делай паузу.

Ты сказал – отдохни
И немножко помолчи
Воздух снова набери
Дальше плавно говори.

6. Длинные предложения дели на части.

Длинное предложение
Ты дели на части
Скажешь четко два – три слова
Вдох бери спокойно снова.

7. При разговоре спокойно смотри на собеседника.

Еж уверенно глядит на своих друзей
И на того с кем говорит -
Смотреть ему приятно.
Ты, как еж вперед гляди
Общаясь, взгляд не отводи.

Анализ работы с детьми по использованию правил речи показал, что игровые сказочные правила способствовали:

  • Созданию заинтересованной, непринужденной обстановки.
  • Повышению речевой мотивации детей.
  • Благоприятному воздействию на все компоненты речи, развитию речевой коммуникации.

1) Тарасова Т.В.,
учитель-логопед

2) Поздеева Л.Л.,
воспитатель логопедической группы

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.