Предупреждение оптико-пространственной дисграфии у дошкольников с ОНР на занятиях по подготовке к обучению грамоте

Коррекционная работа по предупреждению оптико-пространственной дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи ведётся в течение 2-х лет:  в старшей и подготовительной к школе группах.

Основная причина оптико-пространственной дисграфии — это неустойчивость зрительных впечатлений и представлений. Неустойчивость зрительных впечатлений и представлений затрудняет ребёнку процесс узнавания сходных по начертанию букв при обучении грамоте, что и приводит к оптико-пространственной дисграфии.

Данную предпосылку важно выявить и устранить до начала обучения ребёнка грамоте, чтобы он не успел усвоить неправильные начертания букв и ввести их в «моторную память руки», о чём говорится в исследованиях Г.А. Волковой.

Закрепление в памяти ребёнка неправильных образов букв приводит к возникновению ошибок на письме в начальной школе.

Вот примерные виды этих ошибок:

Ошибки при оптико-пространственной дисграфии

Коррекционная работа по профилактике оптико-пространственной дисграфии делится на 2 этапа:

  1. Подготовительный этап (в старшей группе).
  2. Основной этап (работа с буквами в подготовительной группе).

I этап.

На 1-ом этапе у детей формируются умения, способствующие оптически грамотному письму и чтению, а именно:

  • Развивается зрительное внимание, дети начинают адекватно воспринимать величину и форму предметов, их зрительное восприятие становится целостным и избирательным.
  • Развивается зрительная память.
  • Формируются способности ориентироваться в схеме своего тела, в окружающем пространстве, в частности, в малом пространстве.

1. Развитие концентрации внимания и способности к переключению зрительного внимания, развитие зрительного восприятия.

Детям предлагаются такие задания:

  • назвать, что изображено на картине.
  • выделить из множества картинок заданные по определённой теме.
  • выделить фигуру из множества заданных геометрических фигур.
  • соотнести геометрические фигуры верхнего ряда с фигурами нижнего ряда.
  • соотнести чёрно-белые изображения предметов с цветными.
  • узнать предмет по контурному изображению.
  • соотнести предметы с их чёрными силуэтами.
  • найти различия в двух предметных картинках.
  • узнать предметы, наложенные друг на друга.
  • узнать зашумлённые предметы.
  • найти лишний предмет, который не соответствует по своему расположению остальным.
  • найти одинаковые предметы, объекты.
  • назвать недорисованные изображения предметов.
  • определить, что неправильно нарисовал художник.
  • найти и различить предметы в затруднённом для восприятия виде.
  • найти спрятанные в рисунках предметы.
  • найти и соотнести предмет с геометрической фигурой.
  • синтезировать реальные изображения предметов (разрезные картинки, паззлы, « заплатки»)
  • угадать предметы по отдельным деталям.
  • «лабиринты»

2. Развитие зрительной памяти.

Детям можно предложить следующие задания:

  • запомнить расположение предметов, восстановить порядок расположения по памяти.
  • запомнить ряд предметов.
  • запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести эти фигуры на листе бумаги.
  • восстановить пары картинок.
  • восстановить первоначальные варианты картинок.
  • сравнить 2 картинки и найти их отличия.
  • запомнить расположение палочек (спичек) в течение нескольких секунд, затем восстановить порядок их расположения на столе (в хаотичном порядке или в виде геометрических фигур).

3. Развитие пространственных представлений:

Формирование способности ориентироваться в собственном теле, в окружающем пространстве, в малом пространстве.

Вот примеры заданий.

  • назвать и показать верхние, затем нижние части тела на рисунке.
  • назвать, что выше, что ниже.
  • показать и назвать действие, которые можно совершать верхними частями тела.
  • показать и назвать действия, которые можно совершать нижними частями тела (приседания, махи ногами, вращения бёдрами).
  • выполнить движения только в направлении вперёд (ходьба, прыжки, сгибание колен, наклоны головы).
  • выполнить движения только в направлении назад (ходьба, прыжки, откидывания головы)
  • назвать и показать правые и левые части тела.
  • выполнить движения только в направлении направо.
  • выполнить движения только в направлении налево.
  • предложить ребёнку дотронуться правой рукой до левой коленки, левой рукой до правого уха.
  • назвать как можно больше предметов, которые находятся справа, слева, спереди, сзади.
  • назвать предметы, которые расположены высоко, низко, далеко, близко.
  • выполнить команды логопеда: один шаг налево, два вперёд, три направо, один назад.
  • попросить ребёнка нарисовать на листе бумаги геометрические фигуры: -в правом верхнем углу квадрат, в верхнем левом углу овал и т.п.
  • предложить ребёнку провести на листе бумаги дорожку от одного предмета к другому.
  • предложить ребёнку закончить строчку по образцу (ребёнок выполняет задание на листе в крупную клетку)
  • пространственные слуховые диктанты.
  • отработать правильность употребления предлогов: перед, за, между, после, около, рядом, на, под, над, в.
  • отработать правильность употребления противоположных понятий (антонимов).

II этап.

На 2 этапе дети учатся распознавать графемы (буквенный гнозис).

Задания для профилактики оптико-пространственной дисграфии

Задания на узнавание букв:

  • найти букву среди ряда других букв.
  • назвать или напечатать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями.
  • определить буквы, расположенные неправильно.
  • обвести контуры букв, добавить недостающий элемент.
  • выделить буквы, наложенные друг на друга.
  • восстановить слова из букв.
  • вставить в слово пропущенную букву.
  • восстановить слова, используя заданные слоги.

Итак, поэтапная коррекционно-профилактическая работа с детьми с использованием специально подобранных приёмов и заданий по развитию зрительного восприятия и способности ориентироваться в пространстве, развитию зрительно-моторной координации помогают сформировать у дошкольников с ОНР навыки оптически грамотного чтения и письма и значительно повышают у них шансы на успешное обучение в школе.

Османова Лала Нусрадовна,
учитель-логопед,
ГБОУ д/с №1655 г. Москвы

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дисграфия Метки: , ,

Сейчас читают:

Логопедические ошибки – что это такое? Логопедические ошибки – что это такое?
Особенности формирования фонематического восприятия у детей с ОНР III уровня Особенности формирования фонематического восприятия у детей с ОНР III уровня
Конспект группового занятия по коррекции ОНР (подготовительная группа) Конспект группового занятия по коррекции ОНР (подготовительная группа)
Логопедическая технология преодоления ОНР 1,2 уровня через формирование слогоритмической структуры слова Логопедическая технология преодоления ОНР 1,2 уровня через формирование слогоритмической структуры слова

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.