Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Новикова Людмила Вячеславовна,
учитель-логопед АМБОУ лицея № 9

Обучение письменной речи — один из самых трудных этапов  обучения  в  школе.  Он  же  одновременно  является  и  важнейшим  этапом,  на  котором  закладывается  сама  возможность  дальнейшего  обучения.

Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтезаК  сожалению,  есть  дети,  и  их  количество  в  последние  годы  неуклонно  растёт,  которые  допускают  множество  специфических  ошибок  при  письме.

Иногда  эти  ошибки  невозможно  объяснить  никакими  правилами.  Обычно  взрослые  считают  такие  ошибки  нелепыми  и  объясняют  их  неумением  слушать  учителя,  невнимательностью.

Да, эти дети зачастую  рассеянны,  не старательны.  Но  основная  причина  плохой  успеваемости  в  недоразвитии  тех  мозговых  механизмов,  которые  обеспечивают  сложный  процесс  письма.  У  детей  с  речевыми  нарушениями  зачастую  плохо  развиты  слуховое  и  зрительное  внимание,  восприятие  и  память,  наблюдаются  и  затруднения  в  переключении  с  одного  вида  деятельности  на  другой.  Это не вина, а его беда.

Такие  специфические  трудности  письма,  как  пропуск  и  смешение  букв,  перестановка  букв  в  слове,  недописывание  слов,  ошибки  в  употреблении  мягкого  знака  и  другие  свидетельствуют  о  наличии  у  ребенка  так  называемой  дисграфии.

Дисграфия  -  это  частичное  специфическое  нарушение  процесса  письма.  Дисграфические  ошибки  -  это  специфические  ошибки  письма,  не  связанные  с  применением  грамматических  правил  родного  языка.

Различные  виды  дисграфии  (нарушений  письма)  -  явление  в  школе  нередкое.  40 %  детей  от  общего  количества  учащихся  начальных  классов  имеют  тот  или  иной  вид  дисграфии.  Поэтому  проблема  оказания  помощи  детям  с  нарушениями  письма  остаётся очень  актуальной.

Специально  подобранный  материал  по  предупреждению  и  коррекции  нарушений  письменной  речи  поможет  учителям-логопедам,  учителям  начальных  классов,  а  также  родителям  в  коррекционной  работе  при  обучении  младших  школьников  русскому  языку.

Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Если  у  ребенка  имеются  нарушения  хотя  бы  в  одной  из  этих  функций:  слуховой  дифференциации  звуков,  правильного  их  произношения,  звуковом  анализе  и  синтезе,  лексико-грамматической  стороне  речи,  зрительном  анализе  и  синтезе,  пространственных  представлениях,  то  может  возникнуть  нарушение  процесса  овладения  письмом  -  дисграфия  (от  греческого  «графо»  -  письмо).

Дисграфия  не  является  самостоятельным  речевым  нарушением,  это  составляющая  нарушений  темпов  развития  психики  и  моторики,  которые  часто  связаны  с  незрелостью  и  амбидекстрией.

Дисграфия  -  частичное  нарушение  процесса  письма,  при  котором  наблюдаются  стойкие  и  повторяющиеся  ошибки:  искажения  и  замены  букв,  искажения  звуко-слоговой  структуры  слова,  нарушения  слитности  и  написания  отдельных  слов  в  предложении,  аграмматизмы  на  письме.

Амбидекстрия  -   активное  участие  обеих  полушарий  в  развитии  психомоторики  и  отсутствие  доминантности  одного  из  них.  Двурукость  позволяющая  пользоваться  обеими  руками,  как  ведущими.

Дисграфические  ошибки

В  основе  дисграфии  на  почве  нарушения  языкового  анализа  и  синтеза  лежит нарушение  различных  форм  анализа  и  синтеза:  деление  предложений  на  слова,  слогового  и  фонематического  анализа  и  синтеза.  Недоразвитие  языкового  анализа  и  синтеза  проявляется  на  письме  в  искажениях  структуры  слова  и  предложения.  Наиболее  сложной  формой  языкового  анализа  является  фонематический  анализ  (искажения  звуко-буквенной  структуры  слова).

Наиболее  характерны  следующие  ошибки:

•    Пропуски  согласных  при  их  стечении  (диктант— «дикат»)
•    Пропуски гласных  (собака  -  «сбака»,  дома  -  «дма»)
•    Перестановка  букв  (тропа  -  «прота»)
•    Добавление  букв  (таскали  -  «тасакали»
•    Пропуски,  добавления,  перестановка  слогов  (комната  -  «кота»)
•    Слитное  написание  слов,  предлогов,  с  другими  словами  (идёт  дождь  -  «идёдошь»)
•    Раздельное  написание  частей  слова  (приставки  и  корня  слова)  -  наступила  -  на  ступила»
•    Смещение  границ  слов,  включающие  одновременно  слияние  смежных  слов  и  разрыв  одного  из  них.

Игры и игровые упражнения на формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза, чтения слогового и целыми словами

1. Игра «Слова-матрешки».

Расширение  поля  зрительного  восприятия,  развитие  внимания,  формирование  навыка  чтения,  активизация  и  обогащение  словаря.

Детям  предлагается  прочитать  слова  и  найти  другие  слова,  которые  «прячутся»  в  них. Следующий  этап  -  найти  слова  в сплошном  наборе  букв,  прочитать  в  нём  короткие  предложения.  (бусы,  гроза,  чайник,  снегирь).

•    стол(в)  -  ствол.
•    заменить  подчёркнутую  букву,  чтобы  получилось  новое  слово:  лист  (лифт),  корона  (ворона),  город  (горох).
•    найти  в  предложении  слова,  различающиеся  одной  буквой:  «Ваня  не  скрыл,  что  вскрыл  письмо»,  «Осы  не  любят  росы».

2 . Вставка  букв  в  слова.

Цель:  формирование  навыка  чтения,  развитие  звукового  анализа,  формирование  понятия  о  смыслоразличительной  роли  буквы,  получаем  разные  слова

•    Вставить  разные  гласные,  чтобы  слова  не  повторялись:  Л_ПА,        Л_ПА,  Л_ПА.
•    Вставить  разные  согласные,  чтобы  слова  не  повторялись:  _ОДА,         О_ДА,  О_ДА.
•    Добавить  букву,  чтобы  получилось  новое  слово:  кот(р) -  крот,  стол(в)  -  ствол.
•    Заменить  подчёркнутую  букву,  чтобы  получилось  новое  слово:  лист  (лифт),  корона  (ворона),  город  (горох).
•    Найти  в  предложении  слова,  различающиеся  одной  буквой:  «Ваня  не  скрыл,  что  вскрыл  письмо»,  «Осы  не  любят  росы».
•    Прочитать  4  слова  (столбик).  Назвать  буквы,  оторые  пропущены  в  каждом  из  них.

__руг         д__озд         __венит           __стреча
д__уг         др__зд        з__енит            вс__реча
др__г        дро__д        звен__т            вст__еча
дру__       дроз__         звени__           встр__ча

•    Восстановить  слово,  добавив  одну  или  несколько  гласных:  лст,  грз,  грд,  брбн.

3. Составление  слов  из  букв.

Задание,  развивающее  навыки  звукобуквенного  синтеза.  Может  предлагаться  как  со  зрительными  опорами,  так  и  без  них.  Использование  кроссвордов  или  их  элементов  позволит  ребенку  проверить:  не  пропустил  ли  он  букву  (  в  этом  случае  останется  пустая  клетка).  Можно  выполнить,  подобное  задание  отгадав  загадку.  Слово-отгадка  составляется  из  букв.  Например,             Не  видна  на  грядке,  играет  с  нами  в  прятки.  (п,  р,  е,  а,  к)

4. Шифровки  (Дидактическая игра  «Разведчики»)

Задания,  которые  позволяют  упражнять  не  только  в  звукобуквенном  анализе,  но  и  развивать  внимание. Инструкция:  послушайте  слово,  опеделите,  есть  ли  в  нем  звуки  С,Ш;  запишите  буквы,  обозначающие  эти  звуки  по  порядку,  укажите  их  место  в  слове.  При  выполнении  задания  слова  приобретают  следующий  вид:  Саша  -  С1ш3,  шестой   -  ш1с3 и  т. д.

Игры и игровые упражнения на формирование навыков слогового анализа и синтеза, слогового чтения

1.  Работа   по  слоговым  таблицам.

Способствует  формированию  навыка  слогового  чтения,  развивает  зрительную  память.  Ребенок  учится  читать  слог  целиком,  составлять  слова  из  слогов  по  схемам.
2. Составление   слов  из  слогов.

Используется   занимательный  дидактический  материал  для  отработки  навыка  многократно.

Учащимся  предлагается  найти  и  соединить   флажки  так,  чтобы  получились  слова.  Дополнительные  задания:

  • Сколько  флажков  находится  вверху?  Сколько  внизу?
  • Назовите  орфографические  правила, которые  встречаются  в  словах.

3.    Подбор слов на заданный слог (или с  данным слогом).

Задание  на  активизацию  словаря  и  развитие  навыка  слогового  анализа.  Очень нравится  детям  в  форме  соревнования  (кто  больше?).  Более  сложный  вариант  задания:  придумать  слово  на  данный  слог,  в  котором  уже  определено  число  слогов.  Например,  за…(2)  -  замок,  забор;  ку…(3)  -  кукушка,  курица,  купался.

4.    Путаница.

Составление  слова  из  слогов,  предъявляемых  на  слух.  Для  этого  необходимо  удержать  в  памяти  слоги,  поменяв  их  местами,  например,  ки,  ру  (руки),  вы,  сли  (сливы),  неть,  чер  (чернеть).  Игру  можно  проводить  с  перекидыванием  мяча.  Другой  вариант  игры  требует  удержания  в  памяти  уже  большего  числа  слогов  и  элементарных  навыков  слогового  анализа.  Инструкция: послушайте  стихи,  выделяя  последний  слог  последнего  слова  каждой  строчки  (будет  сделана  пауза);  если  вы  соедините  все  слоги,  получится  ответ на  вопрос:

Эй,  держи,  хватай!   В  лесу  ловят  рыжую  лису.  Шум  и  гам.  Народу  тьма.  Громче  всех  кричит  Фома. Он  без  куртки,  без  пальто.  Вместо  шапки  решето.  Из  оврага,  где  ольха,  слышны  крики  петуха.  Изловить  лису  неплохо,  да  мешает…  (суматоха).

5.  Дидактические  игры.

•    «Слоговое  домино»

Игра  на  составление  слов  из  слогов,  представляет  собой  несколько  комплектов  карточек,  разрезанных  так,  что  на  каждой  карточке  находится  последний  слог  одного  слова  и  начальный  другого.  Правильно  разложив  карточки  по  принципу  домино,  получаем  цепочку  слов.  Облегченный  вариант:  кроме  слогов  на  карточках  присутствуют  картинки,  так  же,  как  и  слова  разрезанные  пополам.  Усложнённый  вариант:  без  картинок,  слова  составляются  только  правильным  подбором  слогов.

•    «Слоговые  кубики»

Кубики,  на  гранях  которых  половинки  картинок  и  слоги,  из  которых  складываются  названия  картинок. При  правильном  составлении  слов  получаются  цельные  изображения  предметов  по  тематическим  группам   (овощи, животные).

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (7 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Коррекция фонематической дислексии у обучающихся 1-4 классов с тяжелыми нарушениями речи Коррекция фонематической дислексии у обучающихся 1-4 классов с тяжелыми нарушениями речи
Педагогическое партнерство: интеллектуальная и речевая готовность к школе Педагогическое партнерство: интеллектуальная и речевая готовность к школе

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.