Преодоление коммуникативной дезадаптации посредством театрализованной деятельности

Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание у детей и др., рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения, которые ведут к коммуникативной дезадаптации и отражаются на психическом развитии и социальной жизни ребенка.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы и оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, помогает детям проявить индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.

Преодоление коммуникативной дезадаптации посредством театрализованной деятельности

В ходе театрализованной деятельности происходит интенсивное развитие речи (монологической и диалогической), адекватного межличностного общения, познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы, психофизических способностей (мимики, пантомимики), самооценки ребенка, умения отождествлять себя с различными образами и моделями социального поведения, происходит развитие эмпатии – условия необходимого для организации совместной деятельности ребенка с окружающими. В основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, умение ставить себя на место другого человека в различных ситуациях, умение адекватно реагировать на чужую радость или печаль.

Для преодоления нарушений общения в логопедической работе используются такие разделы театрализованной деятельности как:

- различные виды кукольного театра (би-ба-бо, плоскостной, теневой, пальчиковый, игрушечный);

- различные виды игр (сюжетно-дидактические, сюжетно-ролевые игры и игры-инсценировки как основа для игр-драмматизаций, игры-импровизации);

- представления (спектакли).

Принципы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения общения, основанной на театрализованной деятельности, построены на общих принципах педагогической и логопедической работы с учетом фундаментальных положениях общей, возрастной и специальной психологии о том, что личность – это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им форм общественного сознания и поведения. Кроме того, существуют и некоторые специфические принципы:

1. Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности ребенка и его активности через наличие ситуации выбора, незавершенности образа.

2. Принцип творческой направленности процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.

3.Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.

4. Принцип интегративности, характеризующийся связью театрализованной деятельности, речевой, художественной и музыкальной .

5. Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное и планомерное усвоение ребенком знаний, умений и навыков, а затем использование их для решения творческих задач.

В ходе театрализованной деятельности формируются следующие знания, умения и навыки детей:

- разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок;

- владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами кукольного театра;

-обогащаются знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминологии;

- появляются навыки изготовления атрибутов, кукол, игрушек, элементов костюмов.

У детей с нарушениями речевого развития наблюдается перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или расслабленность («развязность») движений как общей, так и мелкой и артикуляционной моторики, имеются нарушения звукопроизношения, слоговой структуры и других компонентов речевой деятельности. Все это ограничивает коммуникативные возможности ребенка в социуме.

Умение совершать действия на глазах зрителей, позволяет ребенку «спрятаться» за своим персонажем, преодолеть стеснительность, понять, что он многое может. У ребенка вырабатывается стремление к работе над нарушенными компонентами речевой деятельности: дыханием, голосом, выразительностью речи, жестов, поз, мимики. Здесь неоценимую помощь и значение имеют диалогические стихи.

Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата, носит тренировочный характер для формирования четкой и грамотной речи и находит эмоциональный отклик в душе ребенка. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его.

Создание спектакля позволяет вовлечь в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении. Сказка, положенная в основу спектакля с социально-педагогической точки зрения выполняет следующие функции:

- социализации, т.к. приобщает ребенка к общечеловеческому и этническому опыту;

- креативную, поскольку выявляет, развивает и реализует творческий потенциал личности, ее образное и абстрактное мышление;

- лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру ребенка и активизирует и развивает его внутреннюю слухоречевую память;

- становления речевой культуры, т.к. развиваются основные языковые функции – экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);

- развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект умиротворения, снятия стресса.

Разыгрывая спектакли с использованием кукольного театра, ребенок с удовольствием берет в руки персонажа и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития и диалогической и монологической речи. Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения.

Таким образом, применение театрализованной деятельности наиболее целесообразно для активизации связной речи, развития познавательных процессов, социализации детей с нарушениями общения и преодоления коммуникативной дезадаптации.

Иващенко Валентина Ивановна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Организация работы по развитию коммуникативной компетенции детей младшего школьного возраста с ОНР в условиях дистанционного обучения Организация работы по развитию коммуникативной компетенции детей младшего школьного возраста с ОНР в условиях дистанционного обучения
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.