Преодоление коммуникативной дезадаптации посредством театрализованной деятельности

Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание у детей и др., рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения, которые ведут к коммуникативной дезадаптации и отражаются на психическом развитии и социальной жизни ребенка.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы и оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, помогает детям проявить индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.

Преодоление коммуникативной дезадаптации посредством театрализованной деятельности

В ходе театрализованной деятельности происходит интенсивное развитие речи (монологической и диалогической), адекватного межличностного общения, познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы, психофизических способностей (мимики, пантомимики), самооценки ребенка, умения отождествлять себя с различными образами и моделями социального поведения, происходит развитие эмпатии – условия необходимого для организации совместной деятельности ребенка с окружающими. В основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, умение ставить себя на место другого человека в различных ситуациях, умение адекватно реагировать на чужую радость или печаль.

Для преодоления нарушений общения в логопедической работе используются такие разделы театрализованной деятельности как:

- различные виды кукольного театра (би-ба-бо, плоскостной, теневой, пальчиковый, игрушечный);

- различные виды игр (сюжетно-дидактические, сюжетно-ролевые игры и игры-инсценировки как основа для игр-драмматизаций, игры-импровизации);

- представления (спектакли).

Принципы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения общения, основанной на театрализованной деятельности, построены на общих принципах педагогической и логопедической работы с учетом фундаментальных положениях общей, возрастной и специальной психологии о том, что личность – это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им форм общественного сознания и поведения. Кроме того, существуют и некоторые специфические принципы:

1. Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности ребенка и его активности через наличие ситуации выбора, незавершенности образа.

2. Принцип творческой направленности процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.

3.Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.

4. Принцип интегративности, характеризующийся связью театрализованной деятельности, речевой, художественной и музыкальной .

5. Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное и планомерное усвоение ребенком знаний, умений и навыков, а затем использование их для решения творческих задач.

В ходе театрализованной деятельности формируются следующие знания, умения и навыки детей:

- разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок;

- владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами кукольного театра;

-обогащаются знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминологии;

- появляются навыки изготовления атрибутов, кукол, игрушек, элементов костюмов.

У детей с нарушениями речевого развития наблюдается перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или расслабленность («развязность») движений как общей, так и мелкой и артикуляционной моторики, имеются нарушения звукопроизношения, слоговой структуры и других компонентов речевой деятельности. Все это ограничивает коммуникативные возможности ребенка в социуме.

Умение совершать действия на глазах зрителей, позволяет ребенку «спрятаться» за своим персонажем, преодолеть стеснительность, понять, что он многое может. У ребенка вырабатывается стремление к работе над нарушенными компонентами речевой деятельности: дыханием, голосом, выразительностью речи, жестов, поз, мимики. Здесь неоценимую помощь и значение имеют диалогические стихи.

Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата, носит тренировочный характер для формирования четкой и грамотной речи и находит эмоциональный отклик в душе ребенка. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его.

Создание спектакля позволяет вовлечь в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении. Сказка, положенная в основу спектакля с социально-педагогической точки зрения выполняет следующие функции:

- социализации, т.к. приобщает ребенка к общечеловеческому и этническому опыту;

- креативную, поскольку выявляет, развивает и реализует творческий потенциал личности, ее образное и абстрактное мышление;

- лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру ребенка и активизирует и развивает его внутреннюю слухоречевую память;

- становления речевой культуры, т.к. развиваются основные языковые функции – экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);

- развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект умиротворения, снятия стресса.

Разыгрывая спектакли с использованием кукольного театра, ребенок с удовольствием берет в руки персонажа и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития и диалогической и монологической речи. Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения.

Таким образом, применение театрализованной деятельности наиболее целесообразно для активизации связной речи, развития познавательных процессов, социализации детей с нарушениями общения и преодоления коммуникативной дезадаптации.

Иващенко Валентина Ивановна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Причины возникновения общего недоразвития речи Причины возникновения общего недоразвития речи
Общее недоразвитие речи как вид системного речевого нарушения Общее недоразвитие речи как вид системного речевого нарушения
Театрализованная деятельность, как средство развития правильной речи с детьми логопедической группы с ОНР Театрализованная деятельность, как средство развития правильной речи с детьми логопедической группы с ОНР
Развитие лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня Развитие лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.