К вопросу об особенностях коррекционной работы по преодолению нарушений звуко-ритмической стороны речи

Особенности коррекционной работы по преодолению нарушений звуко-ритмической стороны речиОсобенности коррекционной работы по преодолению нарушений звуко-ритмической стороны речи у пациентов, имеющих органические поражения головного мозга различного генеза.

Тезисы.

В процессе практических занятий с пациентами с органическими поражениями головного мозга в рамках курса нейрореабилитации на протяжении последних пяти лет обращают на себя внимание сходные особенности восстановительной работы с пациентами в возрасте 45 – 58 лет, преимущественно мужчинами, имеющими высшее образование.

Нами наблюдалось 17 человек с различными формами нарушения высших психических функций и давностью заболевания не более полутора лет, которым для достижения положительных результатов когнитивной нейрореабилитации требовался не только комплекс мероприятий, предусмотренных программой восстановительного обучения ( индивидуальные, групповые, компьютерные занятия, эрготерапия), направленных на преодоление когнитивного дефицита, но и коррекция эмоционально-личностного состояния.

При сборе анамнестических сведений у данной группы пациентов наблюдались сходные черты, а именно : каждый из группы отмечал, что в силу различных обстоятельств после окончания высшего учебного заведения не имел возможности работать по специальности и вынужден был несколько раз менять сферу деятельности.

Лишь немногие из них к моменту начала заболевания имели выявленные сопутствующие заболевания эндокринной и сердечно-сосудистой систем.

Как правило, в процессе дообследования в условиях стационарного отделения ЦПРИН, описываемой группе пациентов был поставлен уточнённый диагноз и назначено адекватное лечение.

Также следует отметить, что на момент начала заболевания все наблюдаемые нами пациенты имели сниженный фон настроения и сомнения в положительном исходе занятий.

В процессе когнитивной нейрореабилитации были выявлены особенности экспрессивной речи данной группы пациентов, обусловленные не только формой афазии и дизартрии и степенью выраженности речевого дефекта.

Характерными чертами экспрессивного высказывания этих пациентов являются ограниченное использование лексического запаса, соответствующего полученному в преморбиде образованию, наличие разнообразных речевых штампов и неологизмов.

Таким образом, работа по восстановлению высших психических функций с пациентами данной возрастной группы и схожего социального статуса должна вестись с учётом их«речевого портрета» и в тесной связи с врачами-эндокриологами, психиатрами и психотерапевтами.

Особенности коррекционной работы по преодолению нарушений звуко-ритмической стороны речи.

В практической работе с пациентами, имеющими органические поражения головного мозга различного генеза мы сталкиваемся с необходимостью преодоления такого распространённого синдрома, как нарушение анализа звуко-ритмической стороны речи. В данной работе мы рассмотрим методы коррекции нарушений анализа звуко-ритмической стороны речи у больных, имеющих в нейропсихологическом статусе эфферентную моторную афазию средней и средне-лёгкой степени выраженности.

О многовариантности эфферентной моторной афазии неоднократно писал А.Р. Лурия. Он отметил, что существует вариант эфферентной моторной афазии, при которой нарушена лишь мелодика речи вследствие поражения премоторных отделов коры головного мозга выше зоны Брока, т. е. верхних отделов премоторной зоны.

Экспрессивная речь таких больных теряет плавность, становится скандированной, с выраженными паузами внутри слова. Отмечается патологическая инертность артикуляторных актов.

В процессе когнитивной нейрореабилитации таких больных целесообразно делать акцент на восстановление способности к анализу звуко-ритмической стороны слова путём дифференциации слов по длине и слоговому составу.

В рамках данного вида работы для пациентов со средней и средне-лёгкой степенью выраженности речевого дефекта нами используется метод чтения вслух цепочек трёхсложных слов с открытыми слогами с выделением ударного слога, причём речевой материал подбирается таким образом, что в каждой цепочке, состоящей из 5 – 7 слов, ударный слог последовательно первый, затем – второй, затем – третий.

Целесообразным при данном виде работы мы считаем просить пациента отхлопывать ритм прочитываемых слов, либо задаём ему комфортный ритм с помощью метронома. Слог, находящийся под ударением, должен быть выделен голосом.

Так же нами используется метод подбора слов, идентичных по звуко-ритмической структуре. Пациенту в зависимости от степени выраженности речевого дефекта предлагается либо самостоятельно вспомнить и назвать, либо выбрать из отработанного на занятии материала слова с заданными параметрами.

Так, если в рамках коррекционного занятия мы отрабатывали плавность артикуляционных переключений в трёхсложных словах с ударением на втором слоге, то в качестве самостоятельной работы мы предлагаем пациенту вспомнить, записать и прочитать вслух аналогичные слова.

Для выработки разборчивости и плавности экспрессивной речи большое внимание нами уделяется такому виду работы, как выделение идентичных элементов в словах.

Наиболее результативным в данном случае является выделение идентичных окончаний, причём на начальных этапах работы пациенту предлагается выписать из предложенного материала слова с одинаковыми окончаниями, затем подчеркнуть схожие элементы в словах и прочитать их, следя за чётким и плавным переключением артикуляционных позиций и выделением голосом одинаковых элементов в конце слова.

Систематически проводимая работа в данном направлении в результате комплексной нейрореабилитации позволяет нам добиваться регресса произносительных трудностей, обусловленных поражением премоторных отделов коры головного мозга.

  • Экспрессивная речь пациентов становится более плавной, повышается её разборчивость, выразительность.
  • Интонационный рисунок собственного высказывания становится богаче.
  • Укрепляется функция самоконтроля и самокоррекции допущенных ошибок и, как следствие, коммуникативная функция речи в целом осуществляется с меньшими, чем ранее, затруднениями.

Гонцова Е.В., Фещук В.В.,
логопеды Центра патологии речи и нейрореабилитации,
г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Театральные игры и их роль в коррекции связной речи Театральные игры и их роль в коррекции связной речи
Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом
Многофункциональные пособия, способствующие здоровьесбережению, в работе с детьми с речевыми нарушениями Многофункциональные пособия, способствующие здоровьесбережению, в работе с детьми с речевыми нарушениями
Методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми недостатками Методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми недостатками

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.