Преодоление слоговых трудностей у детей старшего дошкольного возраста с ФФН

Слоговые трудностиВ настоящее время наметилась тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста. С каждым годом в образовательных учреждениях значительно увеличивается число воспитанников с дисграфией и дислексией.

Практика логопедической работы показывает, что одна из причин возникновения у школьников данных проблем – недооценивание значения формирования слоговой структуры слов. В дошкольном возрасте на первый план часто выдвигается коррекция звукопроизношения.

Изучением нарушений, а также процесса формирования слоговой структуры слов у детей с ОНР занимались такие известные логопеды, как Усанова О.С., Ковшиков В.А., Маркова А.К., Левина Р.Е. и мн.др. По мнению данных авторов, нарушение слоговой структуры слов является одним из диагностических показателей системного речевого нарушения.[2]

Однако, Агранович З.Е. отмечала, что слоговые трудности встречаются не только у детей с ОНР, но и у логопатов с фонетико-фонематическим недоразвитием. [1] Мы разделяем эту точку зрения, поскольку практика работы на дошкольном логопункте показала нам, что у детей с ФФН, могут встречаться как незначительные трудности произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи, так и стойкие нарушения при повторении слов со стечением согласных.

Анализ имеющейся литературы по слоговым трудностям у детей с ФФН, позволяет сделать вывод об этиологии данных нарушений. Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.[1]

Разработкой практических методик логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР занимались Маркова А.К., Агранович З.Е., Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю., Ванюкова Л.С., Четверушкина Н.С., Ткаченко Т.А. и многие др.[1];[2];[4]

Проанализировав вышеперечисленные методики, за основу нашей работы мы взяли рекомендации Агранович З.Е. и Четверушкиной Н.С.

Нарушение слоговой структуры слова — поэтапная работа

Основные направления работы

Этиология слоговых трудностей у детей с ФФН позволила выделить нам 2 основных направления в логопедических занятиях с ними:

  1. Развитие фонематического восприятия.
  2. Развитие речедвигательных навыков.

В коррекционной работе мы традиционно выделили два этапа:

  1. Подготовительный, целью которого была подготовка ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка на невербальном и вербальном материале.
  2. Основной, целью которого была собственно коррекция дефектов слоговой структуры слов.

Работу по формированию слоговой структуры слова мы проводили индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения.

Подготовительный этап

На этом этапе работы мы проводили игры и упражнения по развитию слухового внимания и памяти, в ходе которых ребенок учился узнавать и различать на слух звуки, которые издают различные предметы и музыкальные инструменты:

  • «Где позвонили?»
  • «Скажи, что звучит?»
  • «Где постучали?» И т.д.

На этом же этапе мы проводили работу и над развитием ритма. Детям предлагались следующие виды упражнений:

  • «Слушай и хлопай» (хлопнуть в ладоши столько раз, сколько хлопнул логопед);
  • «Считай и хлопай» (хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на карточке);
  • «Сравнение ритмов» (считаем хлопки и ищем различия);
  • «Покажи ритм» (узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, изображенным символами);
  • «Постучи так же, как я» (воспроизведение определенного ритмического рисунка вначале по образцу, а затем с опорой на заданный наглядный символ);
  • «Хлопни сильнее» (задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка).

Кроме этого, на подготовительном этапе мы предлагали на занятиях детям различные упражнения на:

  1. Развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет («кулак – ребро», «кулак – ребро – ладонь» и различные пальчиковые игры)
  2. Развитие рецепторной координации рук: выполнение движений одновременно двумя руками (кулак левой руки – ребро правой руки; ладонь левой руки – кулак правой руки)

Работа на вербальном материале начиналась с упражнения, направленного на формирование у детей таких пространственно – временных представлений, как:

Начало – середина – конец
Перед – за – после – между
Первый – последний

Эти понятия важны для усвоения ребенком последовательности звуко – слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры. С этой целью мы предлагали детям дидактическую игру с использованием русской народной сказки «Репка». Этот вид работы был предложен логопедом Рыбиной Э.В. [3]

Основной этап

Работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова имеет аналогичную процессу автоматизации звуков последовательность (от звука — к слогам, далее словам, фразам, текстам).

Работая на уровне звука мы учили детей:

  1. Выделять определенный гласный звук из звукового ряда. С этой целью проводились такие игры, как «Поймай звук», «Слушай и хлопай» и др.
  2. Правильно артикулировать гласные звуки. Для этого вводились звуковые символы для каждого гласного звука, которые были взяты нами из пособия Ткаченко Т.А.[4];[5]

Точное восприятие и четкая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу слогового рисунка слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов.

С этой целью мы использовали следующие упражнения:

  • произнеси звук А (О, У, И, Э, Ы) столько раз, сколько кружочков на карточке;
  • пропеть серию звуков с четкой артикуляцией с опорой на звуковые символы;
  • пропеть серию из отдельных звуков (А — У- И- О)
  • пропеть сочетание из двух звуков (А – У), (И – А), (О – А);
  • пропеть сочетание из трех звуков (А – И – У), (О – А – У);
  • узнать серию звуков по беззвучной артикуляции логопеда и произнести их голосом.

Работая на уровне слога, мы играли с детьми в такие игры, как:

  • «Слушай и хлопай» (логопед произносит ряд слогов, ребенок должен хлопнуть на определенный слог: па, та, ма, па, на, ха, па);
  • «Слушай и считай» (ребенок должен сосчитать, сколько слогов произнес логопед, и поднять сигнал с соответствующей цифрой);
  • «Послушай и назови» (ребенок должен назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов);
  • «Эхо» (дети воспроизводят слоговые ряды:

- из одинаковых гласных и согласных звуков

ПА – ПА – ПА
БА – БА – БА

- из одинаковых согласных, но разных гласных звуков

ПА – ПУ – ПО
БА – БУ – БО

- из разных согласных звуков и одинаковых гласных

ПА – ХА – БА
КА – МА – ТА

- с изменением ударения

ПА – ПА — ПА
БА – БА – БА
КА – КА – КА

- со стечением согласных

ТО – КТО
ПА – ПТА
СТА – СТО – СТУ
А – СТА, А – СТО, А – СТУ)

  • «Скажи на один слог больше, чем я»;
  • «Скажи на один слог меньше, чем я»;
  • «Скажи наоборот»;
  • «Живые слоги» (с помощью карточек с изученными звуками, дети составляют слоги по заданию логопеда или к заданной схеме);
  • Запись слогов различных типов под диктовку (с выделением разноцветными ручками букв, обозначающих гласные и согласные звуки).

Работа на уровне слова начиналась с умения отличать слова по длине. С этой целью проводилась игра «Длинные и короткие слова», которая имеет несколько вариантов.

Далее мы учили детей делить слова на слоги. При этом нами использовались традиционные приемы: отхлопывание слогов в ладоши, или по столу, или с ударами мяча об пол и т. д. С этой целью мы проводили на занятиях следующие игры:

  • «Хлопочки» (дети отхлопывают слоги в слове, «укладывая» слоги в ладошки);
  • «Прошагай слова» (дети отмеривают слово шагами: каждый слог — шаг);
  • «Телеграфисты» (дети передают слово в другой город, отстучав его по слогам).

Порядок отработки слов был взят нами из разработок Четверушкиной Н.С. Автор, опираясь на классификацию Марковой А.К., которая выделила 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности, подобрала и систематизировала весь практический материал по коррекции слоговой структуры слова.

Поскольку мы работали над слоговыми трудностями на индивидуальных занятиях, и стремились использовать дифференцированный подход в обучении, то из лексического материала упражнений мы исключали слова, с дефектно произносимыми звуками, входящего в состав слова.

Каждый тип слоговой структуры последовательно и тщательно отрабатывался нами даже, если ребенок не допускал в нем ошибок. Мы считаем, что подобная многократная повторяемость умения воспроизводить слова, делить их на слоги, на разном речевом материале, создает благоприятные условия для закрепления полученных навыков.

С целью упражнения детей в воспроизведении слов различной слоговой структуры мы использовали игры и упражнения, подобранные Четверушкиной Н.С.:

  • «Узнай, кто это?»;
  • «Конец слова за тобой»;
  • «Найди и назови»;
  • «Выполни команду»;
  • «Чего не стало?»;
  • «Выбери картинки»;
  • «Узнай, что (кто) это?»;
  • «Закончи предложение»;
  • «Подскажи словечко»;
  • «Кого ты видел в зоопарке?»;
  • «Запомни и повтори»;
  • «Послушай и ответь»;
  • «Скажи наоборот»;
  • «Загадки» и т.д.

Все выше перечисленные игры были нами систематизированы и для удобства в коррекции составлены в картотеку.

Таким образом, проводимая нами работа по преодолению слоговых трудностей у детей старшего дошкольного возраста с ФФН была направлена на развитие у детей навыков слогового анализа и синтеза, а также предупреждение дисграфии у них в школьном возрасте.

Виноградова Екатерина Вячеславовна Виноградова Екатерина Вячеславовна,
учитель-логопед,
МБДОУ № 174,
г. Самара

Список литературы:

1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – Санкт – Петербург, 2000 г.
2. Логопедия/ Под редакцией Л.С. Волковой. – М.; Просвещение.1989 г.
3. Рыбина Э. В. Дидактические игры по подготовке к звуковому анализу //Дефектология. 1989. № 4.
4. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4 – 5 лет к пособиям « Учимся говорить правильно». М.; Издательство ГНОМ и Д. 2001 г.
5. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М.; Издательство ГНОМ и Д. 2001 г.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (6 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.