Презентация «Оптическая дислексия и дисграфия»

В презентации представлены основные направления и этапы коррекционно-логопедической работы по преодолению оптической дислексии и дисграфии.

Нарушения письма и чтения, обусловленные недоразвитием зрительно-пространственых представлений, называются оптической дисграфией и оптической дислексией.

В русском алфавите можно выделить несколько групп букв:

• состоят из одинаковых элементов, по-разному расположенных в пространстве (Н – П – И, Т – Г, Ш – Т, П – И, В – Д, З – Е)

• состоят из разного количества совершенно одинаковых элементов (И – Ш, Л – М, Ц – Щ)

• помимо совершенно одинаковых элементов, есть ещё какие-то дополнительные (Ш – Щ, И – Ц, И – У, Х – Ж, Б – Д, О – А, П – Т, Л – М).

У детей, имеющих к началу школьного обучения недостаточные представления о пространственном расположении предметов, нарушение зрительного восприятия, несформированную латерализацию и двигательные навыки, неизбежно возникает смешение букв, сходных по оптико-моторному признаку.

Планирование работы по коррекции оптических нарушений

  • Развитие и формирование пространственных и временных представлений.
  • Развитие конструктивного праксиса.
  • Развитие мнестических представлений.
  • Развитие графомоторных навыков и умений.
  • Развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза.
  • Дифференциация смешиваемых букв.

Вид дисграфии

Ошибки

Пути коррекции

 

Оптическая дисграфия.

 

- литеральная дисграфия.

 

- вербальная дисграфия.

1. Нарушение пространственного расположения букв.

 

2. Зеркальное написание букв.

 

3. Пропуск и замены элементов букв:

 

О-а, и-у, ы-и-а, ы-ь, х-ж, к-н, л-м, п-т, П-Т-Г-Р, и-ш, ш-щ-ц, б-д, в-д,

 

4. Нарушение узнавания и воспроизведения букв, даже изолированных.

 

5. Искажения при написании слов, замены букв оптического характера.

 

1. Развитие зрительного восприятия и узнавания (гнозиса) цвета, формы, и величины букв.

 

2.Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (мнезиса).

 

3.Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений.

 

4. Развитие зрительного анализа и синтеза.

 

5. Развитие конструктивного праксиса.

 

6. Дифференциация смешиваемых при чтении букв (изолированно) в слогах, словах, предложениях и связном тексте.

 

Причины ошибок:

  • трудности в различении правой и левой руки, несформировавшаяся латерализация;
  • нарушения умения определять направления в пространстве (справа, слева, вверху, внизу, сзади, впереди, между);
  • нарушение зрительного восприятия;
  • дефекты зрительного внимания и памяти;
  • трудности конструирования, т.е. собирания из отдельных частей картинок, букв, геометрических фигур (конструктивный праксис);
  • трудности в запоминании и повторении последовательности движений (пересчёт пальцев, проба «кулак-ребро-ладонь» и др.)

Предупреждение и устранение оптической дислексии и дисграфии.

І. Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания).

- Развитие восприятия и цвета.

- Развитие восприятия и формы.

- Развитие восприятия размера и величины.

Рекомендуются задания:

  • назвать контурные изображения предметов;
  • перечёркнутые контурные изображения;
  • выделить контурные изображения, наложенные друг на друга;
  • задания на узнавание букв (найти букву среди ряда других букв, назвать или написать буквы, обвести контуры букв, добавить недостающий элемент).

ІІ. Развитие зрительной памяти.

Игра «Чего не стало?»

На столе раскладывается 5—6 предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем убирается незаметно одна из них. Дети называют, чего не стало.

Игра «Что изменилось?»

Логопед раскладывает 4—6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение.

ІІІ. Формирование пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.

- Ориентировка на собственном теле (правые и левые)

- Ориентировка в окружающем пространстве (сбоку, спереди, напротив).

- Дифференциация правых и левых частей предмета.

- Работа с предлогами, обозначающими пространственные отношения.

- Анализ графических изображений и букв, составляющих их элементы.

ІV. Формирование буквенного гнозиса.

- Найти букву среди графически сходных.

- Соотнесение букв, написанных разным шрифтом.

- Обвести, раскрасить, вылепить буквы.

- Конструирование букв.

- Дифференциация расположения элементов букв.

Презентация: Оптическая дислексия и дисграфия

Скачать презентацию

Лукоянова Елена Евгеньевна,
учитель-логопед ГБОУ СОШ №399 ВАО
города Москвы

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дисграфия, Дислексия, Нарушения речи

Посмотрите ещё:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.