Автор: учитель-логопед Панькова О. Г.
Этапы логопедического обследования:
1 этап — ориентировочный
2 этап – диагностический
3 этап – аналитический
4 этап – прогностический
5 этап – информирование воспитателей и родителей.
I. Ориентировочный.
Задачи 1 этапа:
• Сбор анамнестических данных;
• Выяснение запроса родителей;
• Выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребѐнка.
Виды деятельности:
• Изучение медицинской и педагогической документации;
• Изучение работ ребѐнка;
• Беседа с родителями
Изучение медицинской и педагогической документации.
К медицинской документации относятся:
• медицинская карта ребѐнка;
• Выписки специалистов;
• Заключения специалистов.
К педагогической документации относятся:
• Педагогическая характеристика;
• Логопедическая характеристика;
• Психологическая характеристика.
Изучение работ ребѐнка.
К данному виду документации относятся:
- Рисунки;
- Творческие поделки.
Беседа с родителями.
- Беседу с родителями рациональнее всего начинать с выявления запроса родителей или жалоб родителей на речь ребѐнка.
- Заполнение анкеты родителями (матерью или отцом);
- Рекомендации для родителей.
II. Диагностический этап.
Взаимодействие логопеда и ребѐнка направлено на выяснение :
- Какие языковые средства сформированы к моменту обследования;
- Какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;
- Характер несформированностиязыковых средств.
Кроме этого мы должны рассмотреть:
- В каких видах речевой деятельности проявляются недостатки;
- Какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.
Методы логопедического обследования:
- Педагогический эксперимент;
- Беседа с ребѐнком;
- Наблюдение за ребѐнком;
- Игра.
Характер дидактического материала.
В каждом конкретном случае будет зависеть:
- От возраста ребѐнка;
- От уровня развития речи;
- От уровня психического развития ребѐнка;
- От уровня обученностиребѐнка.
4 принципа и подхода последовательности проведения логопедического обследования:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода;
2. От общего к частному;
3. От сложного к простому;
4. От продуктивных видов речевой деятельности к рецептивным.
5. Исследование объѐма и характера употребления языковых и речевых единиц.
Направления обследования:
- Состояние связной речи;
- Состояние словарного запаса;
- Состояние грамматического строя речи;
- Состояние звукопроизношения;
- Обследование слоговой структуры слова;
- Состояние артикуляционного аппарата;
- Обследование фонематического восприятия;
III. Аналитический этап.
Задачей аналитического этапа является интерпритация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчѐтным документом логопеда, независимо от его места работы.
В речевой карте, как правило, представлены разделы:
- Паспортная часть, в том числе и возраст ребѐнка на момент обследования;
- Анамнестические данные;
- Данные о физическом и психическом здоровье ребѐнка;
- Раздел, посвящѐнный характеристике речи;
- Логопедическое заключение.
IV.Прогностический этап.
На этом этапе на основании результатов обследования дошкольника логопедом определяется прогноз дальнейшего развития ребѐнка, основные направления коррекционной работы с ним, составляется индивидуальный план работы.
Формы реализации индивидуальных маршрутов:
- Индивидуальные занятия по индивидуальному плану;
- Групповые занятия по определѐнной коррекционной программе;
- Подгрупповые занятия;
- Интегрированные занятия при взаимодействии со специалистами ДОУ;
- Занятия дома с родителями при консультативной поддержке специалистов ДОУ.
Логопедическое заключение, направления коррекционной работы и еѐ организационные формы должны быть донесены до родителей и обсуждены с нимина 5 этапе обследования.
V. Информационный этап.
Информирование родителей –деликатный и сложный этап обследования ребѐнка.
Он проводится в виде беседы с родителями при отсутствии ребѐнка.
Требования к информированию родителей
- Беседу с родителями следует строить на доступной для них терминологии;
- Беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребѐнку;
- Беседа должна быть построена в конструктивном направлении с целью найти союзников в лице родителей.
В заключении:
Улыбнитесь на прощанье ребёнку и его родителям.
Пусть у них всё будет хорошо.
И у вас тоже.
Литература для проведения логопедического обследования.