Презентация «Закрепление сенсорных представлений как коррекционный компонент занятий по развитию речи»

Разнообразный поток информации — это общение. Оно является условием развития центрального речевого аппарата. А отражение действительности в сознании происходит через органы чувств (сенсорную сферу).

Формы познания: мышление, запоминание, воображение и др. строятся на основе образов восприятия, а закрепление образов предметов происходит через слово.

Схема строения речевого аппарата и его описание.

1 — ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ — головной мозг; (лобные извилины левого полушария – центр Брока – являются двигательной областью и участвуют в образовании устной речи, височные извилины – центр Вернике – являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения и происходит восприятие речи; для понимания речи имеет значение теменная доля КГМ, а затылочная доля является зрительной областью; подкорковые ядра ведают темпом, ритмом и выразительностью речи;

2 — ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ носовая полость; твердое нёбо; ротовая полость; губы; резцы;кончик языка; спинка языка; корень языка; глотка; гортань; трахея; бронхи; легкие; диафрагма; мягкое нёбо.

Алгоритм речевого высказывания.

Для того, чтобы звучала речь, необходимо поступление нервных импульсов от центрального речевого аппарата к органам переферического — прямая связь. А в ответ должно осуществляться поступление кинестетических ощущений, идущих к ЦРА (центральному речевому аппарату) и слуховой контроль — это обратная связь. Благодаря слуховому контролю человек замечает ошибку в момент произнесения, а кинестетические ощущения позволяют предупредить ошибку и внести поправку до того, как звук произнесен.

Таким образом мы видим, что без развития таких составляющих сенсорной сферы как слух и тактильные ощущения, невозможна не только коррекция нарушенного произношения, но и сам акт речевого высказывания.

Сенсорная стимуляция способствует развитию и совершенствованию функций речи коммуникативной — как основы вербального развития обобщающей — как средства мышления регулирующей — которая дает возможность подчинять действия речевой инструкции.

Сенсорная стимуляция — это освоение богатств ощущений слуховых (слуховое внимание и восприятие), зрительных (зрительное внимание и восприятие), тактильно-двигательных, вкусовых, обонятельных (составляющих кинетическую и кинестетическую сферу), помогающих узнать свойства предметов и явлений на основе которых и формируются понятие о них.

В возрасте от 0 до 3 лет Речевое развитие происходит на базе сенсорного опыта детей: таких действий с предметами как ощупывание их, рассматривание, вызывание звуковых реакций, манипулирование предметами разной формы и величины, вынимание и вкладывание, нанизывание, проталкивание, прослеживание, слушание речи и мелодий.

«Петушок у нас в гостях» Осматривание и ощупывание петушка в сопровождении комментариев с называнием его частей тела, чтения стихотворения, и вызывания звуковой реакции игрушки (ку-ка-ре-ку!).

«Покормим петушков» Манипулирование предметами и игрушками различной величины, соотнесение по величине в сопровождении объяснений и комментариев логопеда.

«Разложим шарики» Ощупывание, проталкивание, соотнесение по цвету в сопровождении объяснений и комментариев логопеда.

По результатам обобщения опыта работы и на основе анализа ряда программ по работе с детьми в раннем возрасте, мною составлено для комплексной программы «Малышок». «Руководство по формированию навыков общения у детей раннего возраста «Росточки» адаптированное для реабилитационных центров». В нем освещен раздел работы с детьми в возрасте от 0 до 2-х лет.

В возрасте от 3-х до 5 лет уточняется и расширяется словарный запас при работе с предметным и иллюстративным материалом.

«Внимательно смотри на меня и слушай …» — такую инструкцию мы постоянно даем детям на занятии, задействуя зрительные и слуховые ощущения сенсорной сферы. Развитие тактильных (кинестетических) ощущений происходит при работе над мелкой моторикой, в ходе включения в занятие упражнений, сочетающих речь и движение, в ходе артикуляционных упражнений и логопедического массажа Развитие связной речи в этом возрасте стимулирует слушание комментариев, объяснений взрослого, а ознакомление с качествами и свойствами предметов позволяет расширить фразу.

«Песенка гласных». Упражнения для губ и голоса со зрительной опорой на изображение соответствующего профиля артикуляции и подражанием голосовым реакциям взрослого на слух.

Зондовый логопедический массаж. Использование механической энергии, передаваемой органам и тканям в виде поглаживания, растирания, вибрации, поколачивания, надавливания для улучшения кинестетических ощущений, кинетической основы движений органов артикуляции.

«Волшебный мешочек». Развитие тактильной чувствительности, умения обозначать качества предметов, рассказывать о них, закрепление умения обобщать.

В возрасте от 5-ти до 7 лет лексическая работа предполагает обогащение словаря прилагательными, наречиями, причастиями, деепричастиями, которыми мы обозначаем качества, местоположение и др. понятия, характеризующие ощущения сенсорной сферы. Грамматическая работа предполагает умение оперировать этими понятиями при словоизменении, словообразовании, согласовании существительных с вышеназванными частями речи. Составление описательных рассказов на занятиях по развитию связной речи (например по схемам Ткаченко) предполагает конечный результат, если сенсорные эталоны хорошо закреплены.

Схема описания и сравнения игрушек.

Схема описания и сравнения овощей, фруктов.

Схема описания и сравнения одежды.

«Какой, какая, какие?». Упражнение в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе Упражнение в соотнесении по цвету Упражнение в умении объединять предметы по общему признаку Учить слушать инструкции и комментарии взрослого.

«Цветочная поляна». Это упражнение включено в индивидуальное комплексное занятие Упражнение в соотнесении по цвету Упражнение в сравнении по величине Упражнение в согласовании прилагательных с существительными.

Вы увидели лишь некоторые игры и упражнения, которые можно включить в занятие как коррекционный компонент. Подобрать их можно в методической литературе: А.А. Катаева, Е.А. Стребелева «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии» О.С Ушакова «Придумай слово» Н.А. Лукина, И.И. Никкинен «Научи меня слышать» Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» И. Лопухина «Речь, ритм, движение» и других изданиях, а так же при использовании развивающих тетрадей и журналов.

Кратко обобщив все вышесказанное, мы видим, что нельзя развить речь, если не сформирована база для ее развития, которой и является сенсорное воспитание.

Презентация - Закрепление сенсорных представлений

 Скачать презентацию

Иващенко Валентина Ивановна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (5 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Профилактика и развитие речи посредством логоритмики и физкультминуток Профилактика и развитие речи посредством логоритмики и физкультминуток
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Мягкий знак — показатель мягкости. Разделительный мягкий знак» Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Мягкий знак — показатель мягкости. Разделительный мягкий знак»
Конспект НОД для родителей по логопедии по автоматизации поставленных звуков в старшей группе.  Тема: «Забывчивый котёнок» Конспект НОД для родителей по логопедии по автоматизации поставленных звуков в старшей группе. Тема: «Забывчивый котёнок»
Конспект образовательной деятельности (речевое развитие) в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи «Зачем лисе хвост?» Конспект образовательной деятельности (речевое развитие) в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи «Зачем лисе хвост?»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.